Л А Б О Р А Т О Р Н А Я Р А Б О Т А №4
Диагностирование систем управления двигателем с использованием 4хкомпонентного газоанализатора
Цель работы:изучить общие принципы диагностирования систем управления двигателем с использованием 4хкомпонентного газоанализатора.
Газоанализатор является необходимым компонентом диагностического комплекса, поскольку только с его помощью можно судить о соответствии выходных параметров работы двигателя установленным нормам.
Перед началом работы необходимо убедится, что система отвода отработавших газов автомобиля на всём протяжении герметична, иначе в показания прибора будут внесены искажения за счёт подсоса воздуха из атмосферы.
На некоторых автомобилях установлены специальные заборники на выхлопном коллекторе для отбора проб отработавших газов. В таком случае целесообразно подключать газоанализатор к ним, так как в этом случае на показания прибора не будет влиять работа каталитического нейтрализатора. Если таких заборников нет, то тогда отбор производится из выхлопной трубы.
Выделение несгоревших углеводородов (НС).Количество углеводородов НС в выхлопных газах характеризует полноту сгорания топливо – воздушной смеси.
При устранении основных проблем, связанных с повышенным содержанием НС, достигается максимальная экономия и лучшие эксплуатационные качества.
Уменьшение состава углеводородов (НС) является возможным посредством:
- правильного сгорания топлива в камере сгорания, зависящего также и от формы самой камеры;
- правильной регулировки зажигания;
- догорания во время выхлопа (с помощью каталитического нейтрализатора).
Большое количество углеводородов (НС) выбрасывается автомобилем через:
- вентиляционный отвод топливного бака;
- утечки из поплавковой камеры карбюратора;
- системы фильтрации воздуха;
- картер двигателя.
Очевидно, что при поддержании постоянного контроля над данными механизмами гарантируется правильный выпуск отработанных газов. Кроме того, с помощью экологических устройств пары углеводородов (НС) исходящие из топливного бака и поплавковой камеры карбюратора собираются во вспомогательном бачке с активированным углём (адсорбере) и, вместе с парами из картера двигателя, снова направляются в систему питания.
Анализ НС во время диагностики. Что касается измерения количества несгоревших углеводородов (НС), применяется единица в "частях на миллион" (p.p.m.), которая позволяет более ясно представить процент концентрации вещества. Приблизительным соотношением между p.p.m. НС и процентным содержанием НС является следующее:
- если не сгорает 0.1% смеси, образуется около 20 p.p.m. НС
- если не сгорает 1 % смеси, образуется около 200 p.p.m. НС
Разумная концентрация углеводородов (НС) в реальных условиях равна от, минимум, 5 p.p.m. до 500 p.p.m.
Типичные значения НС:
Карбюраторный двигатель старой конструкции – 300 p.p.m.;
Карбюраторный двигатель новой конструкции – 200 p.p.m.;
Двигатель с системой впрыска старой конструкции – 200 p.p.m.;
Двигатель с системой впрыска новой конструкции – 100 p.p.m.;
Двигатель с системой впрыска новой конструкции с нейтрализатором – 60-100 p.p.m.
Следует обратиться к характеристикам, приведённым изготовителем конкретного автомобиля. Высокое содержание НС часто вызвано проблемами в системе зажигания: из-за какого либо дефекта зажигания вырабатывается слабая искра, не совпадает с тактом во времени и является слишком короткой по продолжительности. В результате появляется большое количество несгоревших веществ (НС), попадающих в выхлопную трубу. А также неправильно отрегулированная смесь, слишком " богатая" или "бедная" может вызвать повышение количества выделяемых углеводородов (НС). Для простоты изложения, приводится краткий перечень типичных проблем, из-за которых образуется чрезмерное количество углеводородов (НС):
Проблемы в зажигании:
- неправильное напряжение на выходе вторичной обмотки катушки зажигания,
- высокое напряжение на распределителе или дефект кабелей системы зажигания;
- не отрегулирован зазор между электродами свечей, свечи загрязнены, изношены;
- слишком большой угол опережения зажигания.
Проблемы в составе рабочей смеси:
- нестехиометрическое соотношение горючей смеси (если смесь слишком "богатая ", то для полного окисления будет недостаточно свободного кислорода О2 и не участвующие в реакции углеводороды попадут в выхлопные газы, если же смесь слишком "бедная " будут возникать пропуски воспламенения смеси и несгоревшее топливо будет причиной повышенного содержания НС);
- попадание дополнительного воздуха во впускной коллектор;
- неисправность системы улавливания паров топлива;
- неисправность в форсунках, вызывающая "капание " (а не распыление смеси).
- низкое качество распыла топлива форсунками и, вследствие этого неоднородность топливо – воздушной смеси в цилиндрах;
- существенные отличия текущей пропускной способности форсунок отдельных цилиндров (более 20% от средней между ними) ввиду чего система управления не может подобрать время впрыска, обеспечивающее приемлемую точность дозирования для всех цилиндров;
- слишком большое время впрыска;
- негерметичность пусковой или рабочих форсунок;
- неисправности в работе термовременного реле, датчиков температуры охлаждающей жидкости или температуры всасываемого воздуха;
- неправильное давление топлива.
Проблемы в двигателе:
- неправильно отрегулированы клапаны или фазы газораспределения;
- двигатель потребляет слишком много масла из-за изношенных маслосъёмных колец или уплотнений клапанов;
- низкая компрессия двигателя, проблемы в поршневой или негерметичны клапаны;
Фактически, преобладающей причиной являются проблемы в системе зажигания.
Выделение окиси углерода (СО).Данная ситуация создаётся тогда, когда горючая смесь является "богатой", вызывая тем самым чрезмерный расход топлива. Концентрация СО достигает своего апогея в цилиндре во время горения; во время следующего за этим такта расширения часть этого газа окисляется и превращается в С02 (углекислый газ). При наличии "бедной" смеси концентрация СО в выхлопных газах обусловлена, прежде всего, неоднородным распределением смеси и изменением её состава в зависимости от цикла сгорания. В отличие от СН, СО образуется только в результате сгорания. Например, отсутствие зажигания вызовет повышение содержания СН, но так как не было сгорания, СО в выхлопных газах не будет. Наоборот, богатая смесь является причиной повышенного содержания СО и СН одновременно : высокое содержание СО -- из-за недостатка кислорода во время сгорания, высокое содержание СН из-за неполного сгорания топлива и его выброса в выхлопную систему.
Анализ СО во время диагностики.Концентрация СО измеряется в процентах от выделенных газов. В автомобилях современного производства данный процентный состав, как правило, находится в пределах от 0,5% до 2,5%.Двигатели, оснащённые каталитическим конвертером (катализатором) имеют довольно низкие величины выделений, порядка 0,1%(пробы взяты из выхлопной трубы).
Высокий уровень СО обусловлен, главным образом, слишком "богатым" соотношением воздуха к бензину в горючей смеси. Данный недостаток, связанный с составом горючей смеси, порождает частичное окисление, образуя при этом СО вместо С02 (горение представляет собой бурное окисление, следовательно, определяющим для данного процесса является количество кислорода).
Ещё одним следствием избытка топлива в рабочей смеси является избыточное образование углеродистых остатков (отложения), осаждающихся на клапанах, в рабочей камере, на поршнях и на свечах. Данные отложения вызывают явления самозажигания (детонацию) и разрушение двигателя.
Для простоты изложения приводится краткий перечень типичных проблем, из-за которых образуется чрезмерное количество СО.
Проблемы в рабочей смеси:
- отрегулирован низкий режим холостых оборотов;
- несправен насос-ускоритель карбюратора;
- неисправна пусковая система или система обогащения при прогреве;
- ослабли топливные жиклёры карбюратора;
- слишком высокое давление топлива – неисправность регулятора системного давления или непроходимость магистрали возврата топлива в бак;
- слишком большое время впрыска или низкое управляющее давление вследствие неисправных датчиков расхода воздуха, температуры, абсолютного давления, а также регулятора управляющего давления и электрогидравлического регулятора;
- снижение давления начала открытия механических форсунок;
- неисправность петли обратной связи по сигналу лямбда – зонда;
- плохо отрегулирован уровень топлива в поплавковой камере.
Проблемы, связанные со снабжением воздуха:
- забит воздушный фильтр;
- забиты воздушные жиклёры карбюратора.
Проблемы, связанные с двигателем:
- неправильная регулировка клапанов.
Фактически, преобладающей причиной является слишком богатая рабочая смесь, проблемы которой приведены выше.
Следует помнить, что, как и для СН, содержание СО в выхлопных газах снижается каталитическим нейтрализатором.
Углекислый газ (СО2).Это превосходный индикатор эффективности сгорания. Если содержание углекислого газа в выхлопе достигает максимальной величины, это значит, что двигатель работает с наибольшей эффективностью, независимо от того, оборудован ли двигатель катализатором или нет. Обычно содержание СО2 в выхлопных газах должно быть 12-15%.
Причины низкого содержания СО2:
- неверная регулировка смеси;
- неверная регулировка угла опережения зажигания;
- загрязнение воздушного фильтра;
- негерметичность выхлопной системы;
- нарушение фаз газораспределения;
- снижение компрессии.
Выделение кислорода (02).Кислород является главным элементом для любой смеси и присутствует в атмосфере в концентрации порядка 20,78%.
Измерение процентного содержания кислорода, присутствующего в смеси выхлопных газов осуществляется с помощью использования электрохимического датчика.
Измерение выполняется также в объёмном проценте (% vol.). Датчик подаёт напряжение, пропорциональное содержанию кислорода, присутствующего в горючей смеси. При оптимальных условиях работы двигателя процент кислорода, присутствующего в выхлопных газах должен быть ниже 2%.
Анализ 02 во время диагностики.Количество кислорода, измеренного в выхлопных газах, может указывать на количество рабочей смеси в камере сгорания в случае, если произошло полное сгорание кислорода.
Причинами высокого содержания 02 в выхлопных газах являются следующие:
- слишком высокая концентрация несгоревших углеводородов (НС) (при наличии несгоревшего топлива в выхлопной трубе) означает наличие большого количества окислителя 02);
- утечки в системе подачи воздуха;
- утечки в системе выпуска газов;
- утечки в зонде для контроля выхлопных газов;
- утечки в корпусе воздушного фильтра;
- слишком "бедная" рабочая смесь в одном или нескольких цилиндрах.
Высокое содержание 02 обусловлено в основном дефектами в герметичности, отрицательно влияющими на параметры рабочей смеси. Процент кислорода, имеющегося в смеси, увеличивается в случае наличия дефектов в системе зажигания, какого либо из цилиндров (пропуски зажигания).
Таблица 4.1 – Справочная таблица рашифровки показаний газоанализатора
Газ | Хол. об. | 1000 об/мин | 2500 об/мин | Замечания | Типичные дефекты | Др. признак |
СО | повыш. | повыш. | повыш. | повыш. на всех об. | - Богатая смесь - ослабло крепл. крышки карбюрат. - забит воздушн. фильтр – неисправ. стартер - неисправ карбюрат. - высок, уровень топлива в карбюрат. | черн. дым из выхл. трубы – повыш. расход |
НС | норм. | норм. | норм. | около норм. | ||
СО2 | низк. | низк. | низк. | постоян. низкий | ||
О2 | норм. | норм. | норм. | постоянно норма | ||
СО | повыш. | повыш. | норм. | повыш. на низк. об | - богатая смесь - плохо отрегулиров карбюратор - пробл. жиклёра х/об | черн. дым из выхл. трубы – повыш. расход – неустойч х/об |
НС | повыш. | норм. | норм. | повыш. на низк. об | ||
СО2 | низк. | норм. | норм. | низк. на х.об. | ||
О2 | норм. | норм. | норм. | пост. на х.об. | ||
СО | повыш. | норм. | норм. | повыш. на х.об. | - богатая смесь - плохо отрегулиро-ваны х/о, - ослаблен жиклёр х. х.! | повышен расход - неустойчивые х/об. |
НС | повыш. | норм. | норм. | около норм. | ||
СО2 | низк. | норм. | норм. | низк. на х.об. | ||
О2 | норм. | норм. | норм. | пост. на х.об. | ||
СО | низк. | норм. | норм. | низк. на х.об. | - бедная смесь - плохо отрегулиров карбюратор. - попадание дополнит. воздуха | неустойч х/об. -недостат приёмистость - возвраты пламени |
НС | повыш. | норм. | норм. | повыш. на х.об. | ||
СО2 | низк. | норм. | норм. | низк. на х.об. | ||
О2 | высок. | норм. | норм. | высок. на х.об. | ||
СО | норм. | норм. | норм. | около норм. | - Дефект зажигания - дефект контактов / неотрегулир - порваны кабели высок. напр. - неисправ / неотрегулир свечи - неисправен конденсатор - перепутан провода свечей - трещина в крышке трамблера - слишком большой угол опереж | повышенный расход - неустойчивые холостые обороты – потери мощност |
НС | повыш. | повыш. | повыш. | пост. повыш. | ||
СО2 | низк. | низк. | низк. | низк. на х.об. | ||
О2 | высок. | высок. | высок. | пост. высок. | ||
СО | норм. | норм. | норм. | около норм. | - потери компрессии, расход масла. - неисправны клапаны - износ поршневой - износ цилиндров - подсос воздуха во впускном коллекторе | - низкая компрес-сия |
НС | повыш. | повыш. | норм. | повыш. на х.об. | ||
СО2 | низк. | низк. | норм. | низк. на х.об. | ||
О2 | высок. | высок. | норм. | высок. на х.об. | ||
СО | норм. | норм. | норм. | около норм. | дефект зажигания - повышен угол центробежн регулятора опережения зажигания - повышен угол вакуумного корректора опережения зажигания - неиспр. в заж. на высоких. оборотах - малый зазор меду электр. свеч - неисправна катушка зажигания | повышенный расход – потери мощ-ности |
НС | норм. | норм. | повыш. | повыш. на высок. об. | ||
СО2 | норм. | норм. | низк. | |||
О2 | норм. | норм. | норм. |
Проверка каталитического катализатора с помощью газоанализатора, если нет возможности сравнить состав выхлопных газов до и после нейтрализатора.
У правильно отрегулированного двигателя с каталитическим нейтрализатором выхлопных газов содержание О2 примерно равно содержанию СО. Если содержание О2 превышает содержание СО свыше 0,5%, то каталитический нейтрализатор неисправен.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте основные проблемы, связанные с повышенным содержанием углеводородов (НС) в выхлопных газах и назовите способы их устранения.
2.Охарактеризуйте основные проблемы, связанные с повышенным содержанием окиси углерода (СО) в выхлопных газах и назовите способы их устранения.
3. Охарактеризуйте основные проблемы, связанные с повышенным содержанием углекислого газа (СО2) в выхлопных газах и назовите способы их устранения.
4.Охарактеризуйте основные проблемы, связанные с повышенным содержанием кислорода (О2) в выхлопных газах и назовите способы их устранения.