Авторское право и копирайт
Под авторским правом понимается совокупность имущественных и личных неимущественных (духовных) прав, принадлежащих автору (физическому лицу) творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства.
Экономические аспекты авторского права стали обсуждаться в теории экономики лишь в начале 70-х годов прошлого столетия. Защита авторского права пока не приобрела того же значения для экономистов, что патентная система в результате чего произошла недооценка экономической значимости такой защиты.
По видимому, среди основных причин, объясняющих такую ситуацию, является тот факт, что изначально идея защиты авторского права развивалась преимущественно как социальная и правовая система. Однако, по мере развития общества и повышение значимости информации интеллектуальная собственность, и в том числе авторское право, постепенно стала утверждаться как один из наиболее важных нематериальных активов экономики информационного общества. В наши дни авторское право больше не является исключительно правовой категорией и является неотъемлемой частью богатства государств и активов фирм. Оно стало основой для развития многих отраслей промышленности, обеспечивая рост добавленной стоимости, рабочих мест и внешней торговли. Согласно некоторым оценкам, доля отраслей промышленности, основанных на авторском праве, в мировой экономике составила порядка 7,3 % (2,2 триллиона долларов) в начале нового тысячелетия, при этом рост в этих отраслях составил в среднем на 5 % в год, что быстрее, чем средний рост экономики всей планеты.
Растущее значение авторского права объясняется также расширением среды его действия. С принятием в 1996 г. двух Интернет договоров ВОИС, Договора об авторском праве (ДАП) и Договора об исполнениях и фонограммах (ДИФ) и посредством соответствующего национального законодательства, авторское право стало применимым к экономическим сделкам в цифровых компьютерных сетях. Защита новых форм творчества дала толчок к обмену знаниями, а также усилили экономический эффект авторского права. Кроме того, развитие технологии сделало возможными новые формы более точного и менее дорогостоящего управления авторским правом с помощью специальных технических мер защиты, увеличивших оборот торговли продукцией, защищенной авторским правом.
Авторское право неотделимой частью вошло в нашу каждодневную жизнь, и теперь мы имеем дело с такими формами творчества, которых не могли себе и представить двадцать лет назад. Защищенная авторским правом продукция составляет большую часть современного бизнеса (Димитр Гантчев, главный советник ВОИС по авторским и смежным правам).
Регистрация авторского права. Защита авторских прав.
Авторское право представляет собой одну из форм защиты интелектуальной собственности, совокупность правовых норм, регулируемых отношений по поводу создания и использования произведений науки, культуры и искусства.
Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Право авторства, право на имя, и право на защиту репутации автора охраняется бессрочно.
Смысл такой регистрации -показать, что на момент регистрации объект авторского права существовал в объективном виде. Это может понадобиться при столкновении интересов и защиты авторских прав. Авторские права на произведения, созданные российскими гражданами, охраняются во всех странах-участниках Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, независимо от того, где они были зарегистрированы и были ли зарегистрированы в принципе.
Для международной охраны авторских прав так же, как и для охраны в России, регистрация не требуется. Но если Вам необходимо показать, что на момент регистрации объект авторского права существовал в объективном виде, то Вы можете зарегистрировать авторские права в Российском авторском обществе.
При нарушении авторских прав, дело должно рассматриваться в стране, в которой произошло нарушение, в соответствии с местным законодательством.
Объекты авторского права.
Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, независимо от достоинств назначения и формы выражения. (ст.1259 Гражданского кодекса РФ).
К объектам авторских прав относятся:
- производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
- составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
При этом важно отметить, что объект авторского права обладает определёнными признаками:
Первый признак объекта авторского права
– это творческий характер его создания, и второй признак - это объективная форма выражения. Это означает, что объект авторского права должен быть результатом именно творческого труда автора, и должен быть закреплён на материальном носителе (в письменной форме, в форме изображения, звуковой или видео записи, в объёмно-пространственной форме), также объект авторского права может быть выражен в устной форме, но в виде публичного исполнения.
Так, например водные узоры, которые образуются при работе фонтана, являются результатом творческого труда автора, создавшего фонтан, но сами водные узоры не будут являться объектом авторского права, в этом случае охраняется только фонтан, т.к. он создан творческим трудом автора и имеет объективную объёмно – пространственную форму выражения (металл, камень) в отличие от водных узоров создаваемых фонтаном.
Другой пример: технический сбор информации не является творческим трудом, поэтому результат этого труда не является объектом авторского права.
Итак, объектами авторских прав в соответствии со ст.1259 Гражданского кодекса РФ являются:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей изображений и макетов;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
К объектам авторских прав также относятся программы для электронно-вычислительных машин, но в отличие от других объектов авторского права, права на программы для ЭВМ и баз данных возможно зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуально собственности. Такая регистрация осуществляется по желанию правообладателя, но не является обязательной.
Также охраняются авторские права на переводы и иные производные произведения от уже существующих объектов авторского права.
Например, автор написал рассказ, а режиссер снял фильм по сюжету этого рассказа, в этом случае режиссеру принадлежат авторские права на созданную им экранизацию рассказа, как на производное произведение.
Также как и переводчик произведения на язык отличный от оригинального обладает авторскими правами на созданы им перевод, а перевод, равно как и оригинал произведения является уже самостоятельным объектом авторского права.
Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.
Так, например, авторские права на Гарри Поттера, как на персонажа, а также как на часть названия книги принадлежат Дж. К. Роулинг, наравне с текстом произведения.
Не являются объектами авторских прав:
-официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
- произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
-сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Также нужно отметить, что авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
Знак авторского права
© — знак охраны авторского права
Знак охраны авторского права представляет собой латинскую литеру C (первая буква слова «copyright») помещённую в центре круга. (А также используют литеру C в круглых скобках — «(c)».)
Знак охраны авторского права используется с именем физического или юридического лица, которому принадлежат авторские права. Также может быть указан объект защиты авторского права. Указывается год публикации или диапазон дат.
Знак охраны авторского права не создаёт дополнительных прав. Он просто уведомляет, что авторские права принадлежат указанному физическому или юридическому лицу.
Отсутствие знака охраны авторского права не означает что произведение не защищено авторскими правами, так как авторское право возникает в силу самого факта создания произведения и для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Наличие или отсутствие знака охраны авторского права не влияет на лицензирование произведения.
Защита авторских прав.
Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения.
В Российском законодательстве не существует специальной процедуры регистрации авторских прав на созданное произведение, кроме регистрации авторских прав на программы для ЭВМ. По закону автором признается тот, кто создал произведение, и ему принадлежат следующие права:
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.
Технические средства защиты авторских прав
Технические средства защиты авторских прав - любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.
Информация об авторском праве Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.
Автор также обладает имущественными правами на:
1) воспроизведение;
2) распространение;
3) импорт;
4) перевод;
5) переработку;
6) публичный показ;
7) публичное исполнение;
8) передачу в эфир;
9) сообщение для всеобщего сведения по кабелю.
Сразу после создания произведения автор должен получить доказательство того, что он владел этим произведением на какую-то дату. Это поможет в случае, если будут спорные ситуации.
Доказательства авторства можно получить с помощью процедуры, которая называется депонирование. Оно заключается в принятии на хранение одного экземпляра произведения и фиксирования с участием нотариуса даты его предоставления. После этого выдается свидетельство о депонировании. Данная процедура позволяет документально зафиксировать дату наличия у автора экземпляра произведения. Свидетельство, которое выдается в результате депонирования, и есть самая надежная защита авторских прав в интернете.
Международные соглашения в сфере авторских прав:
• Появившаяся во второй половине 19-го века Международная защита авторских прав явила собой продолжение развития авторского права, зародившегося в конце 18-го столетия: Бернская конвенция, подписанная в 1886 году и неоднократно модернизированная (последние изменения были внесены в 1971 и в 1996, чтобы привести ее в соответствие с контекстом цифровой информации, как мы отметим это ниже), обеспечивает каждому государству-члену соглашения (а их было 140 в 1996 году) одинаковую защиту как зарубежному, так и отечественному автору, и определяет атрибуты авторского права, в частности его эксклюзивный характер. Российская Федерация, как вы знаете, вступила в этот союз, гарантирующий минимальные авторские права. Им руководит Всемирная Организация по защите интеллектуальной собственности, учрежденная Стокгольмским соглашением 1967 года.
• Всемирная конвенция по авторским правам, руководимая ЮНЕСКО, подчиняется Бернской конвенции, не вводя новых положений. В сфере смежных прав:
• Защита, которую требовали артисты, продюсеры фонограмм и организации радиовещания, была признана Римской конвенцией 1961 года. Чтобы войти в это соглашение, Российской Федерации необходимо улучшить свое законодательство (в частности, для обеспечения ретроактивной защиты прав).
• В 1971 году вступило в силу новое Соглашение по защите прав продюсеров фонограмм от неразрешенного воспроизведения (т. е. подделки).
• Дополнения, внесенные Всемирной Организацией по защите интеллектуальной собственности (ВОИС) для адаптации международной защиты прав к новым техникам цифровой связи, касаются смежных прав во втором договоре декабря 1996 года.
В целом по интеллектуальной собственности Договор по аспектам интеллектуальной собственности, касающийся торговли, присоединенный к Марракешскому соглашению, создавшему Всемирную Торговую Организацию (ВТО) 15 апреля 1994 года, усиливает, в рамках организации международных торговых отношений, Бернскую и Римскую конвенции и определяет критерии в области судебных процедур и санкций за нарушения прав, выполнение которых необходимо для вступления в ВТО. Как вы знаете, это - приоритетная цель Российской Федерации.
Опыт европейского сообщества: гармонизация законодательств стран-участниц
Создание Европейским Сообществом общего Европейского рынка подразумевало вступление в силу четырех свобод:
- свободы передвижения граждан,
- свободы передвижения товаров,
- свободы предоставления услуг,
- свободы обращения капиталов,
которые не могли не оказать воздействия на авторские права, потому что произведения воплощены в виде товара (книги, диски, фильмы...), являющегося предметом торгового обмена, и его свободное передвижение не должно быть скомпрометировано законодательными и правовыми разногласиями или посягательством на право свободной конкуренции.
Поэтому, хоть литературная и артистическая деятельность и не могут быть источниками простых товаров, организация общего Европейского рынка потребовала большой работы по юридической гармонизации, которая была начата в конце 80-х годов.
Эта гармонизация не является унификацией: она оставляет место обеим практикам, как английскому копирайту, так и континентальному авторскому праву, сводя эти концепции в основных точках. Правительства каждой страны-участницы должны были перенести европейские директивы на свои внутренние законодательства.
Ценность Сообщества, достигнутая таким образом, выражается в следующих инструментах, разработанных по процедуре Сообщества, по предложению Европейской Комиссии (которая является исполнительным органом Сообщества), либо по рекомендации Совета Министров Сообщества, либо напрямую применяемыми правилами и решениями, либо директивами, совместно разработанными Советом Министров и Европейским Парламентом, которые страны-участницы должны применить к своим внутренним законодательствам:
Рекомендация ввиду ратификации всеми странами-участницами последней версии Бернской или Римской конвенций.
Два правила сообщества:
- правило по борьбе с пиратством,
- правило, касающееся таможенного режима, применимого к подделкам и пиратированным продуктам (1994 и 1999 гг.)
Восемь директив в отношении:
1. Юридической защиты компьютерных программ (1991)
2. Права проката и дачи в долг некоторых смежных прав (1992)
3. Правил, применимых к спутниковому и кабельному вещанию (1993)
4. Сроков действия авторского права и некоторых смежных прав (1993)
5. Правовой охраны баз данных, к которым в 2000 году добавились:
6. Права продолжения в области пластических искусств
7. Авторские права и смежные права в компьютеризованном обществе
8. Влияние директивы на электронную торговлю
Решение от 16 марта 2000 года о принятии договоров Всемирной Организации по защите интеллектуальной собственности 1996 года.
Этот список можно дополнить директивой о Трансграничном Телевидении 1994 года, которая оказывает влияние на авторские права.
Эти тексты принято называть "Ценностями Сообщества" в сфере авторских прав и смежных прав.
Поскольку я вел переговоры как ответственный за юридические дела французского Министерства Культуры с 1989 по 1998 год, я хотел отметить, насколько выработка этих текстов в разных рабочих группах правительственных экспертов с последующими политическими дебатами на уровне правительств внесла свой вклад в создание общности мышления между сначала двенадцатью, а потом пятнадцатью странами-участницами в юридической области, которая до сих пор гармонизировалась на уровне основных принципов внутри Всемирной Организации по защите интеллектуальной собственности и ЮНЕСКО. Интеллектуальная кооперация представителей права и университетских работников благотворно распространилась на правительственные инстанции. В связи с этим мы можем собрать сегодня множество экспертов в рамках программ ФАР и ТАСИС Европейского Сообщества.
Таким образом, видна реальная связь между работами Сообщества и международными переговорами, начатыми ВОИС и продолженными ВТО:
- правила о пиратстве и таможенные правила предшествовали Договору о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТRIРS) ВТО;
- две директивы, от 1991 года о компьютерных программах и от 1997 года о базах данных, напрямую вдохновили работы ВОИС;
- ближайшая директива об авторских правах и смежных правах в компьютеризованном обществе включает в себя положения договора, заключенного ВОИС в 1996 году, с очень активным европейским участием, с тем, чтобы учесть новые данные по цифровому сообщению.
Добавлю, что эта международная когерентность, которая предполагала сближение юридических концепций Европы, Америки и Японии, - важный фактор, чтобы убедить Российские власти дополнить и изменить в нескольких необходимых пунктах законы от 1992 и 1993 годов в области авторских прав и смежных прав (уже имеющие много общего) и адаптировать другие тексты (как Уголовный кодекс) к эффективной защите авторов, в соответствии с договором о сотрудничестве с Европейским Сообществом.
5. Смежные права́
Смежные права́ — это права, которые в некоторых отношениях имеют сходство с авторским правом. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики (например, певец или музыкант, исполняющий произведение композитора для широкой публики). Общей целью этих смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.
Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием. Например, фортепьянный концерт Бетховена может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск без лицензионных отчислений правообладателям поскольку Бетховен умер в 1827 году и все его произведения являются всеобщим достоянием (и не подлежат охране авторским правом). Однако, исполнитель такого концерта (пианист и оркестр), так же как и производитель компакт-диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. То есть, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи.
Стоит отметить, что звукозаписи могут пользоваться охраной, даже если они не являются произведениями. Звукозапись может содержать звуки природы, такие как пение птиц, океанские волны и т. д., а фирма звукозаписи, организовавшая производство содержащих эти звуки аудионосителей, будет иметь охрану против не разрешённого ею использования этой записи.
Субъектами смежных прав обычно являются следующие группы лиц:
· Исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);
· Производители фонограмм (изготовители фонограмм);
· Организации эфирного или кабельного вещания.
· Изготовители баз данных
· Публикаторы
Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.
Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (на материальных носителях). Они также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий, или несанкционированное эфирное вещание, или доведение фонограмм до сведения аудитории.
Права организаций вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач.
Международная охрана смежных прав
Первой организованной международной реакцией на необходимость в предоставлении правовой охраны трём категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 году Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания («Римской конвенции»).
В отличие от большинства международных конвенций, которые как правило, синтезируют существующее национальное законодательство многих стран, Римская конвенция явилась попыткой установить международно-правовые нормы в новой области, по которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Поэтому большинство государств до присоединения к Конвенции должны были составить проекты законов о смежных правах и принять их.
Со времени принятия Конвенции в 1961 году множество государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к смежным правам настолько, что их внутреннее законодательство «превысило» минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.
Одной из самых крупных международных реакцией на всё возрастающие потребности в правовой охране смежных прав стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам («ДИФ»), подписанного в Женеве 20 декабря 1996 года. В нём предусматривалось предоставление дополнительной охраны имущественных и неимущественных прав исполнителей и производителей фонограмм, в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сети Интернет. Договор вступил в силу 20 мая 2002 года.
Отношения между юридической защитой авторских прав и смежных прав и правилами международной торговли
Торговые условия передачи обществу защищенных произведений так же стары, как и продажа первой книги. Авторское и смежные права были достаточно гибкими, чтобы адаптироваться ко всем новым формам выражения: издание, фотография, кинематограф, наземное, спутниковое и кабельное телевидение.
Несмотря на то, что авторы, продюсеры и дистрибьюторы смогли регламентировать международные отношения в профессиональной сфере (примером может служить использование тарифных соглашений ВIЕМ - IFРI в музыкальном секторе), действуя в рамках положений Бернской и Римской конвенций, сегодняшнее развитие торговли, ведущее к универсальности, а также интернационализация подделок и пиратства защищенных произведений, обосновали институционную обработку этих частных аспектов в мировой торговле.
Переговоры Уругвайского цикла договора GАТТ привели в 1994 году к Договору о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, который определяет нормы двух типов:
- с одной стороны, обязательство соблюдения Бернской конвенции;
- с другой, обязательство передачи некоторых прав авторам (сверх постановлений Бернской конвенции, или уточняя его), а также артистам, продюсерам фонограмм и органам радиовещания (особенно относящимся к положениям Римской конвенции).
Российское законодательство в значительной степени близко к этим нормам, поэтому важно настаивать на прочих обязательствах Договора о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, общих для всей интеллектуальной собственности,- авторских прав и промышленной собственности,- что касается их применения. Если права признаны законом, то надо, чтобы они еще выполнялись (а мы знаем, что в России это не всегда так), благодаря эффективным механизмам управления (что ставит вопрос поддержки коллективного управления) и обеспечивая право опротестования этих прав (что предполагает существование для владельцев прав юридических процедур, открывающих путь к простому и быстрому иску по гражданскому или уголовному праву для пресечения подделки и пиратства). Не углубляясь далее в эту тему, так вырисовываются основные направления нашего сотрудничества в рамках программы ТАСИС.
Последствия развития международных правил на законодательство российской федерации
Россия подписала Бернскую и Женевскую конвенции, что подразумевает фактическую адаптацию ее законодательства:
- во-первых, в соответствии с договором о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Сообществом законодательство должно за 5 лет достичь европейского уровня защиты авторских и смежных прав;
- во-вторых, проект вступления России в ВТО подразумевает соблюдение положений Договора о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.
Необходимое развитие в этом контексте касается не только законов от 1992 и 1993 годов об авторских и смежных правах (и для этого - вступление в Римскую конвенцию), но и 3-й части Гражданского кодекса, ныне в разработке, и некоторых положений прочих законодательных текстов, имеющих влияние на применение прав (в частности. Уголовного кодекса, в отношении пресечения нарушений и Таможенного кодекса, в сфере управления нелегальным импортом).
Таблица 5.1.
Права интеллектуальной собственности | Минимальные периоды защиты |
Патенты | 20 лет со дня заполнения формы заявки на патент |
Авторские и смежные права | -- издательство: Продолжительность жизни автора плюс 50 лет. -- кинематографическая работа: 50 лет после того, как работа была представлена широкой публике, или после ее изготовления, если работа вообще не выходила в свет. -- исполнители и продюсеры фонограмм: 50 лет после окончания календарного года, в котором эта запись (фонограмма) была сделана или произошло исполнение. -- фотоснимки или произведения прикладного искусства: 25 лет после того, как работа была выполнена. -- теле- и радиовещание: 20 лет после окончания календарного года, в котором была осуществлена передача |
Торговые марки | 7 лет после начальной регистрации или после каждой перерегистрации, если сроки перерегистрации не устанавливаются |
Промышленный дизайн | Не менее 10 лет |
Дизайн топологии интегральных микросхем | 10 лет после даты регистрации, или 10 лет со дня первой эксплуатации, если регистрация не обязательна. |