Личность и ее окружение
Люди, давно работающие в организации, обладают в ней определенным статусом, который характеризует оценку окружающими их официального и неофициального положения в ней, их ценность.
Изменение места индивида в организации, а следовательно и статуса, получило название социальной мобильности.
По происхождению статус бывает предписанным (обусловлен не зависящими от человека моментами, например родством с высокопоставленными особами) или приобретенным ценой собственных усилий. Последний бывает официальным, связанным с должностью субъекта, и неофициальным, обусловленным его особыми личными достоинствами (авторитет). Назначив человека на должность с высоким статусом, можно легко подчинить его администрации.
Статус может быть формальным (реальным) и неформальным.
Формальный статус обусловлен занимаемой должностью, характеризуется служебным положением ¾ совокупностью прав и особенно реальных возможностей должностного лица (обеспеченность транспортом, обслуживающим персоналом, иными социальными благами, льготами, привилегиями, полагающимися по должности, доступ к специальной информации, прямые контакты с высшими руководителями, вхождение в те или иные круги общения и проч.), его местом в профессионально-должностной иерархии. Служебное положение зависит не только от уровня должности, но и от ранга организации, поэтому лица, занимающие в разных фирмах формально равные должности, обладают разным реальным статусом.
Неформальный статус, основывающийся на высокой оценке окружающими качеств личности (знаний, опыта, культурного уровня, нравственности и т. п.), получил название авторитета. Таким образом, авторитетсубъекта есть общественное признание его личных достоинств (на некоторый период авторитет придает и высокая социальная оценка окружающими занимаемой человеком должности). Он ¾ мера того, насколько подчиненные считаются с приказами руководителя.
Авторитет завоевывается не только потому, что человек обладает определенными чертами, но и потому, что вокруг него есть люди, которые эти черты высоко ценят.
Факторами, влияющими на авторитет руководителя, являются:
¨ общее развитие и профессиональная компетентность;
¨ творческий подход к делу;
¨ требовательность и уважение к подчиненным, воспитанность;
¨ умение учитывать ситуацию, принимать оптимальные решения, стратегически мыслить;
¨ реальные высокие результаты;
¨ четкая мотивация персонала;
¨ способность убеждать;
¨ готовность учитывать интересы других;
¨ лидерские способности;
¨ умение уладить конфликт, организовать работу;
¨ достойное поведение, справедливое отношение к людям;
¨ наличие официальных заслуг.
Надо иметь в виду, что авторитет формируется иногда стихийно, но и поддерживается всегда целенаправленно при помощи специальных мероприятий: ритуалов, распространения соответствующей информации и проч.
Способы укрепления авторитета:
¨ не бросать слов на ветер;
¨ не уклоняться от решения проблем;
¨ информировать подчиненных о проблемах подразделения и организации;
¨ не проявлять излишних эмоций;
¨ не отдавать невыполнимых распоряжений.
На практике авторитету человека могут угрожать:
¨ сложные ситуации, в которые тот попадает;
¨ неблагоприятный морально-психологический климат;
¨ целенаправленная деятельность по подрыву имиджа (интриги);
¨ случайные неудачи, которые при желании можно истолковать и как слабости и т. п.
Действительно, авторитетному человеку бояться их не приходится, ибо своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих.
Неискреннее поведение людей, с одной стороны, и особенности восприятия его окружающими ¾ с другой, приводят к формированию ложного авторитета.
Виды ложного авторитета:
1. Авторитет чванства, высокомерия, возникающий в результате дистанцирования от подчиненных (но уметь соблюдать определенную дистанцию на самом деле важно).
2. Авторитет доброты, связанный с низкой требовательностью.
3. Авторитет обещаний.
4. Авторитет резонерства (резонер ¾ человек, ведущий постоянные рассуждения нравоучительного характера).
5. Авторитет мелочной опеки.
6. Авторитет страха.
7. Авторитет панибратства.
8. Авторитет обладания информацией.
Постоянная боязнь обладателя ложного авторитета разоблачения, психологическая неуверенность в себе формируют у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитета. Наличие такого комплекса толкает обладателей не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций.
В этом случае практикуется:
¨ уход от ситуаций, в которых проявляется некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу;
¨ блокирование опасной информации;
¨ подкуп (например, обещание ослабить требования);
¨ угрозы и шантаж по отношению к окружающим;
¨ дистанцирование от них, высокомерное поведение, запутывание;
¨ раздача невыполнимых обещаний и проч.
Признание окружающими привлекательности, превосходства должности (социального статуса субъекта) получило название престижа. В соответствии с ним люди занимают ряд последовательных ступеней на социальной лестнице (шкала престижа), которые часто не совпадают с местом в формальной иерархии. Каждой из них присущи свои нормы и ожидания.
Шкала престижа строится путем указания в опросных листах трех фамилий. Лидер определяется по сумме баллов, и это обеспечивает ему психологическое превосходство.
Виды престижа:
¨ личный (основан на индивидуальных характеристиках субъекта);
¨ функциональный (характеризует его положение в организационной иерархии);
¨ позиционный (представляет синтетическую оценку того и другого).
Престиж, как и авторитет, динамичен. На него влияет изменение общественных ценностей, ситуации и проч., в связи с чем шкала оценок постоянно варьирует. (Например, если дети 1960-х гг. мечтали стать космонавтами, многие дети 1990-х гг. видели себя рэкетирами.)
Но если авторитет является мерой того, насколько подчиненные считаются с приказами, советами, мнением человека, то престиж ¾ мерой того, насколько они признают его превосходство.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу