Краткосрочный подход к терапии: обзор точек зрения
Б. Кейд, В. О'Хэнлон
КРАТКОСРОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Интервенции, манипуляции, техники на основе Эриксоновского гипноза и НЛП
Институт общегуманитарных исследований Москва 2001
УДК 615.8 ББК 53.57 К 58
Б. Кейд, В. О'ХэнлонКраткосрочная психотерапия — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001 — 240 с.
Подробное рассмотрение процедур краткосрочной терапии с точки зрения НЛП и эриксоновского гипноза. Пошаговые объяснения и обилие наглядных и доходчивых примеров делают эту книгу превосходным учебным пособием и для начинающих терапевтов, и для врачей, обладающих уже солидным опытом.
ISBN 5-88230-093-6
© С. Коледа, перевод, 2000
© Институт общегуманитарных исследований, оформление серии, 2000
Посвящаем эту книгу нашим семьям. Ни один из нас не понимает, по какой причине они смирились с нами.
Вступление
Впервые авторы этой книги повстречались в городе Кардифф, в Валлии, в начале восьмидесятых годов. Билл возглавлял мастерские, спонсированные Институтом семьи, в котором работал Брайан. Мы нашли, что у нас много общего. Оба играли на гитаре и сочиняли песни. У нас были длинные волосы (собственно, Брайан постриг их недавно), мы носили цветастые рубашки и бусы. Оказывается, мы оба думали о краткосрочной терапии и практиковали ее, хотя и каждый по-своему. Мы оба считали, что на стиль нашей работы и взгляды на краткосрочную терапию наиболее сильное влияние оказал Милтон Эриксон, хотя только Билл с ним встречался.
Уже в самом начале нашей дружбы мы решили работать над книгой, которая должна была бы содержать главные элементы, понятия, принципы краткосрочной терапии. Мы оба практиковали эту терапию и учили этому подходу с половины семидесятых годов, и чувствовали, что нам есть что сказать. Эта книга должна была отражать как параллели, так и разницу между нами.
Однако работа над ней затянулась. Произошло это отчасти потому, что в области, интересующей нас, изменения происходили быстрее, чем мы могли на них реагировать, отчасти потому, что мы оба были очень заняты, и, наконец, также потому, что Брайан неожиданно эмигрировал в Австралию, и еще потому, что... и так далее. Проект наконец сдвинулся с мертвой точки, когда, благодаря случаю, мы узнали, что оба приобрели совместимые компьютеры и редакторы текста и у обоих есть факсы.
Краткосрочная психотерапия
Однако появилась проблема, которую мы раньше не предвидели. Чем, собственно, мы занимались в терапии, что мы думаем об этом теперь? В те вдохновенные дни конца семидесятых — начала восьмидесятых мы вместе с нашими коллегами, работающими в области краткосрочной терапии, опирались на относительно беспроигрышные конструкции. Мы были хорошими тактиками, работая в соответствии со своими принципами, возникшими из самого процесса, не забывая о том, откуда берутся проблемы, и почему они развиваются. Нас наполняла безграничная энергия и энтузиазм, и у нас был настоящий рог изобилия новых идей.
Теперь мы уже менее уверены, менее упрямы в нашей тактике, не так сильно верны упрощенным моделям и уже не находимся под таким влиянием своей собственной мудрости. Зато мы сосредоточились на идеях наших клиентов и избегаем действий, которые ослабляют как явно, так и скрыто. Таким образом, мы сконцентрировались на попытках сотрудничества, однако, оставаясь скептически настроенными к своим коллегам, которые не верят в профессиональную экспертизу, считая, что поддаваться влияниям не нужно и не желательно. В то время как мы считаем, что невозможно не поддаться влиянию, оставаясь открытым влиянию клиента на терапевта. Можно прислушаться к нему вместо своих теорий. Можно признать его опыт и узнать от него, что на него оказывает влияние, а что нет.
Короче говоря, нам было бы легче, если бы мы написали эту книгу во времена расцвета этой идеи, когда то, что мы делали и о чем думали, было полностью свободно от сомнений. Будем надеяться, что эта задержка принесла пользу нашей книге.
Введение
В течение трех минувших декад, благодаря опубликованной в 1963 году работе Джея Хейли «Стратегии психотерапии» и благодаря работе Центра Краткосрочной Терапии в Пало-Альто (Вацлавик и другие, 1974; Викленд и другие, 1974), резко возрос интерес к развитию краткосрочного, стратегического подхода к терапии. В отличие от большинства моделей, получивших распространение позже, более активный, ...непосредственный подход считает, что терапия должна быть подчинена скорее изменениям, нежели развитию. Когда роль терапевта понимается подобным образом, он становится более инструментальным в процессе ожидаемого изменения.
Это начальное стремление, кроме развития самой идеи, принесло, без сомнения, пользу в виде многих инноваций и открытия лучших, более успешных техник. В течение последующих лет стало ясно, что успешная терапия может быть намного короче, чем этого ожидали психотерапевты с более традиционными подходами. Растущее число психотерапевтов и терапевтических групп во всем мире стали восхищаться этими методиками и экспериментировать с ними. Их привлекал оптимизм, прагматизм, творчество и участие в успешной терапии. Росло число профессиональных публикаций на эту тему, а книги и статьи описывали огромное богатство идей и техник. Не так давно возможность краткосрочных, но эффективных форм терапии стала популярна благодаря поддержке фондов, поступающих из разных источников, страхо-
Краткосрочная психотерапия
вых обществ, агентств помощи, борющихся за то, чтобы выступить против растущего числа клиентов в ситуации, когда средства на эти цели резко снижаются.
Однако в течение последних лет стал выкристаллизовываться более трезвый и критический взгляд на краткосрочный подход, который лег в основу создания многих техник. Эти техники быстро развивались и привели к распространению краткосрочной терапии и ее практическому применению. С другой стороны, эти новые техники обвинялись в том, что они возникли в силу невежества, или же с ними просто не считались. Этот подход всегда имел своих критиков извне, но теперь внутри самой профессиональной сферы выработан более осторожный взгляд на направление, в котором она движется.
Среди главных областей этой внутренней критики можно назвать:
— использование неявных и манипулятивных техник (например, парадоксальное вмешательство), особенно там, где их применение разрушает порядок рабочего дня терапевта или группы и иногда требует необходимости воспользоваться обдуманной хитростью;
— злоупотребление со стороны психотерапевта своим преимуществом, происходящим из его более сильной позиции в определении направления терапии и ее результатов, особенно, если клиент не осознает методы работы;
— узкая, слишком прагматичная, бихевиоральная концентрация внимания на поведении и заметное отсутствие интереса к переменам в психике пациента и в его жизни;
ю
Б.Кейд, В.О'Х.энлон
— определенная бесцеремонность в подходе к тому, что воспринимается как существование или экзистенция;
— отсутствие серьезной направленности на соци-ополитические перемены, воздействующие на жизнь клиента, особенно на аспекты, связанные с полом.
В этой книге мы коснемся этих тем, хотя необязательно разрешим все проблемы. Мы не хотели бы спорить с той точкой зрения, что краткосрочных терапевтов иногда считают людьми с довольно узким кругом интересов, которые вредят клиентам и используют дешевые фокусы в своей работе, иногда делающими это просто бессовестно. Однако мы верим, что хорошие краткосрочные терапевты всегда с большим вниманием (не забывая уважать человеческие чувства) решают проблемы клиента, не навязывая своего мнения. Мы также верим, что эта область значительно развилась, начиная с семидесятых годов.
Мы согласны со Стивом де Шазе, который, когда его спросили о плохой репутации манипуляторов, которую заработали краткосрочные терапевты, ни во что не ставящие мораль и этику, ответил:
«Ни к чему было изобретать большинство этих штучек, которыми некоторые из нас привыкли пользоваться в прошлом. Все наши фантастические техники теперь известны и мы всегда используем материал, который передает нам семья. Собственно, глядя в прошлое, я убеждаюсь, что все эти техники произошли от опыта семей, с которыми мы работали. Я думаю, это удивительно, что некоторым людям удается расти при помощи способа, который мы,
Краткосрочная психотерапия
11
авторы, описали, пытаясь объяснить, чем мы занимались, и написали это таким образом, что это не могло быть не раскодировано. Если бы мы написали об этом по-другому, мы могли бы сказать: «Смотрите, разве наши клиенты не умнее нас!!!» (Кейд, 1985, стр. 95).
Мы больше не пользуемся системной парадигмой, как нашей главной моделью. Теперь мы пользуемся ею только по отношению к кому-нибудь, кто может действовать и реагировать в определенных условиях. Мы предпочитаем термин «интерактивный» термину «системный», поскольку последний ведет к учету повторяющихся и заметных процессов, в которых люди реагируют действием, которое можно предвидеть в каждом последующем событии. Второй термин может быть статичным и также вести к обобщению.
Мы учитываем как прагматичные, так и эстетические взгляды, такие, как, например, знаменитую «окамовскую бритву». Брат Окам, английский философ XIV века, считал, что, объясняя некое явление, мы должны ограничиться наименьшим количеством принципов. Исходя из принципа «не следует увеличивать число реальностей до бесконечности», он отсекал каждый лишний принцип, как бритвой. Как объяснял Бертран Расселл: «...если в науке можно что-либо интерпретировать, не строя новых предположений, нет смысла их создавать».
Соглашаясь с этим историческим взглядом, мы хотим предложить читателям короткое путешествие, во время которого вы познакомитесь с различными аспектами этого типа психотерапии, в том свете, в каком мы видим ее сегодня. Это наверняка не будет путешествие, полностью исчерпываю-
и
Б.Кейд, В.О'Хэнлон
щее .тему и не слишком утомляющее. Нам, к счастью, удалось избежать создания некоего подобия «поваренной книги», хотя читатель найдет несколько глав, напоминающих такую литературу. Нам также удалось избежать написания чисто теоретического учебника, хотя, конечно, мы разместили в тексте некоторое количество теории.
Мы надеемся, что наша книга будет отражать текущие направления психотерапии, стремящейся к большей общественной направленности, основанной на сотрудничестве и полностью уважающей человека. Мы также надеемся, что ваш энтузиазм в отношении этого течения психотерапии и его потенциальных возможностей, которые скрыты в этом подходе, встретится с полным пониманием, и, одновременно, просим Вас снисходительно подойти к нашей гордости фундаменталистов и крестоносцев, которая могла проникнуть на страницы книги в период ее планирования.
Хотелось бы вначале объяснить, что «краткосрочная терапия», о которой мы говорим, происходит из традиции семейной терапии и работы Мил-тона Эриксона. Существует также другая ветвь краткосрочной терапии, которая основана на работах Фрейда и традициях психоанализа, но обычно ее считают несколько более длительной по отношению к той, которую мы здесь описываем. Мы упоминаем об этом для того, чтобы заверить: вы выбрали верную книгу, и, как стюардесса, перед тем как закрыть дверь самолета, объявляет конечную цель пути, делаем это и мы. Если вы считаете, что выбор этого типа терапии не является оптимальным для вас, еще есть время выйти из самолета.
Глава 1
Краткосрочный подход к терапии: обзор точек зрения
Если бы мне пришлось выразить краткосрочную терапию одним выражением, я бы сказал: «Пациент пытается решить свою проблему при помощи стратегии, которая ему не помогает, поэтому терапевт ее изменяет. Все остальное — комментарий. »
Рабкин, 1977
Первым стратегическим терапевтом был Милтон Эриксон, доктор медицины. Его можно назвать первым терапевтом, поскольку он являлся первым клиницистом, который сконцентрировался на том, как изменять людей.
Хейли, 1985