Прогнозирование человеческой предсказуемости

(с определенными ограничениями)

В качестве метакарты, описывающей людей и «человеческую природу», метапрограммы могут помочь нам добиться большей точности в прогнозировании реакций людей. Мы будем хорошо понимать людей и «читать» их реакции, благодаря чему станем реже сталкиваться с неприятными сюрпризами. Если вы будет придерживаться следующего ниже алгоритма, основанного на метапрограммах и моделях этой книги, вы сможете развить свои навыки прогнозирования реакций.

1. Идентифицируйте все ведущие метапрограммы человека.
После того как вы определите ведущие метапрограммы, иденти­
фицируйте все остальные метапрограммы, которые играют зна­
чимую роль в функционировании данного человека, хотя вы мо­
жете и не называть их «ведущими».

2. Уточните контексты ведущих и прочих метапрограмм. Наша
жизнь всегда и неизбежно протекает внутри какого-то контекста,
и эти контексты часто определяют, к каким метапрограммам мы
получаем доступ и какие используем. Зачастую выявление мета­
программ, которые тот или иной человек использует в данном
контексте, позволяет увидеть как его достоинства, так и недостат­
ки (это относится и к нам самим).

3. Составьте иерархию ценностей человека. Таким образом вы
сможете более глубоко понять модель мира, исходя из которой
функционирует данный человек. Что он ценит? Что считает Ж
ным и значимым?

Глава 10. Инженерное конструирование..._______________________ 257

4. Подытожьте свой анализ, используя лингвистическую схе­му: «Ямогу ожидать, что X...» Затем идентифицируйте те спосо­бы и стили реагирования, функционирования, «бытия» и т. д., ко­торые обычно характеризуют данного человека (табл. 10.1).

Таблица 10.1. Форма для прогнозирования реакций человека

Контексты Ценности

Метапрограммы

Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru «Я МОГу ОЖИДаТЬ, ЧТО.:.................. |HM1I человека!........................... СДвЛавТ.



Часть III. Применение

Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Оценка пригодности человека для работы/выполнения задания

Рассмотрите контекст работы или выполнения какого-то за­дания. Какие метапрограммы вам (или другому человеку) необ­ходимы для того, чтобы завершить задание или выполнить его на высоком профессиональном уровне? В качестве практического руководства, которое поможет вам определить, кого нанять, кому поручить конкретное задание, кем руководить и т. д., мы состави­ли следующую.схему, основанную на метапрограммах.

1. Сначала идентифицируйте контекст. Какие факторы игра­
ют важнуюроль в контексте, который вы рассматриваете? Опиши­
те как можно подробнее контекст, внутри которого человек будет
работать. ~~"

2. Идентифицируйте условия успеха. Какие качества вы счи­
таете принципиально важными для успешного выполнения этого
задания или работы? Какие способы мышления, проявления чувств,
коммуникации, поведения и т. д. составляют одно из «абсолют­
ных» условий или качеств ситуации? Какие играют важную вспо­
могательную роль, хотя и не являются принципиально необходи­
мыми?

3. Проведите сверку с метапрограммами человека. Выделите преж­
де всего ведущие метапрограммы человека, с тем чтобы определить
степень «соответствия». Какие метапрограммы будут ухудшать со­
ответствие?

Таблица 10.2

Требуемый контекст Условия успеха Метапрограммы человека
Обработка информации Идеи (данные) (№ 1-12) Глобальность/детали Присоединение/ отсоединение VAK-A,, Аптайм/даунтайм Сенсор/интуитивист Полярности/континуум Оптимист/пессимист Проницаемость/ непроницаемость Помехоустойчивый/  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru 259

Продолжение табл. 10.2

Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Требуемый контекст

Условия успеха

Метапрограммы человека



Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru Стиль взаимо­отношений с людьми (№ 29-39,14, 28)

Концептуаль­ный— ценности Стиль оценки что считает важным (№ 40,26,34)

игрок/руководитель

Обвиняющий/

заискивающий/

отвлекающийся/

расчетливый/

уравновешенный

Конгруэнтность/

неконгруэнтность;

конкуренция/сотрудничество;

полярность/метапозиция

Активность/рефлексия/оба/

инертность

Объекты/системы/люди/

информация

Количество/качество

Моделирование/

концептуализация/

опыт/авторитетное мнение

Завершенность/

незавершенность

Проницательность

(искусность)/

искренность (безыскусность)

Власть/союз/достижения

Отнесение к себе/отнесение

к другим

Недоверчивость/

доверчивость

Иерархический перечень ценностей

Стоимость/удобство/ качество/время Объекты/системы/люди/ информация

Прогнозирование человеческой предсказуемости - student2.ru 260


Требуемый контекст Условия успеха Метапрограммы человека
Концептуаль- Сильная воля/уступчивость  
ный — «я* Стиль «бытия» Высокая самооценка/низкая самооценка  
как личности (№ 41-45) Большая/малая уверенность в себе в данной области  
  Идентификация с мышлени­ем, телом, эмоциями, ролями  
  Конфликтующая неконгруэнтность/ гармоничная целостность  
Особенности линии «Во времени»/«сквозь время»  
времени (№ 46-48) Последовательный/ случайный доступ  
Концептуаль- Устойчивость/неустойчивость  
ный — решение проблем Стиль Отнесение к себе/внешнее отнесение, или отнесение к другим  
преодоления Ассоциация/диссоциация  
трудностей (№ 49,14, 15, 27) Повышенная ответственность/ пониженная ответственность/ баланс  
Концептуаль­ный — Совестливый/ несовестливый  
нравственные качества    
Совестливость (№50)    
Концептуаль­ный— Отнесение к себе/отнесение к другим  
авторитет Сильная воля/уступчивость  
Отношение к иерархиче­скому домини­рованию и т. д. (№ 14, 41,30) Независимый/командный игрок/руководитель  

262____ Часть III. Примтепие

Наши рекомендации