Сила пессимизма: Определяем кошмары
Действие не всегда приносит счастье, но без действия нет счастья.
- Бенджамин Дизраели, бывший премьер министр Великобритании.
Делать или не делать? Попытаться или нет? Большинство людей выберут «нет», неважно, считают они себя храбрыми или нет. Неуверенность и перспектива неудачи могут быть очень сильно пугать. Большинство людей выберут несчастье вместо неуверенности. Я ставил перед собой цели, принимал решения о смене направления и т.п., но ничего не происходило, и это длилось годами. Просто я не был в безопасности и был испуган, как и все другие.
Простое решение пришло ко мне четыре года назад. В это время у меня уже было больше денег, чем я мог распорядиться, я был несчастен больше, чем когда-либо. У меня не было свободного времени, и я почти довел себя работой до смерти. Я открыл свою собственную компанию только для того, чтобы понять, что ее невозможно будет продать. Я оказался в ловушке. Я думал, что я смогу в этом разобраться. Почему я такой идиот? Почему я не могу справиться с этой работой?! Надо перестать быть таким (вставьте неприличное слово)! Что случилось со мной? Правда была в том, что со мной все в порядке. Я не достиг предела своих возможностей, я достиг предела возможностей своей бизнес модели. Проблема не в водителе, а в машине.
Из-за серьезных ошибок во время становления моей компании я никогда не смогу ее продать. Я мог бы нанять сказочных эльфов или подключить свой мозг у суперкомпьютеру - это не важно. Мое дитя имело серьезные родовые травмы. Я задал вопрос: Как я могу освободиться от этого Франкенштейна и сделать его самостоятельным? Что я должен сделать, чтобы освободить себя от щупалец трудоголизма и от страха того, что все развалиться на кусочки, если я не буду работать по 15 часов в день? Как я могу сбежать из тюрьмы, которую сам для себя построил? Поездка. Творческий отпуск на год, поездка вокруг света.
Итак, я отправляюсь в путешествие. Я сделаю это. Сначала я впал в благоразумие и в течении шести месяцев укрощал свой стыд, свои трудности, свой гнев, находя бесконечную череду причин, почему моя поездка никогда не состоится. Один из моих наиболее продуктивных периодов, я в этом уверен.
Однажды, во время моих раздумий о том, какие страдания может мне принести будущее, я натолкнулся на блестящую идею. Это был один из ключевых моментов моего пребывания в фазе «Не будь счастливым, беспокойся» («don’t happy, be worry»): Почему бы мне точно не определить, каким может быть мой кошмар? Наихудшее, что только может произойти, пока я буду путешествовать?
Ну что ж, мой бизнес скорее всего рухнет, пока я буду путешествовать. Наверняка. Письмо юридического характера, случайно не будет мне доставлено, и я могу оказаться под судом. Мой бизнес может быть закрыт, продукция будет портиться на складах, пока я в грустном одиночестве буду поджимать пальцы ног на каком-нибудь холодном берегу Ирландии, или кричать под дождем (это я представил). Мой банковский счет может похудеть на 80% и, конечно, мои машина и мотоцикл будут угнаны. Я предполагаю, что кто-то может плюнуть мне на голову с высокого балкона, пока я кормлю объедками бродячих собак, которые могут потом облаять меня и укусить прямо в лицо. Боже, жизнь тяжкая, жестокая сука.
Преодоление страха = Определение страха.
Тебе советую несколько дней подряд довольствоваться скудной и дешевой пищей, грубым и суровым платьем. И тогда ты скажешь сам: «Так вот чего я боялся?»
—Сенека.
Затем случилась забавная вещь. В моих бессмертных поисках того, как сделать себя несчастным, у меня начали случаться остановки. После того, как я преодолел непонятное беспокойство и неясную тревогу, определив свой страх, наихудший вариант развития событий, я уже так не волновался насчет путешествия.
Неожиданно я стал думать о том, как я смогу собрать необходимые ресурсы и снова взяться за дело, если все мое дело однажды накроется медным тазом. Я всегда могу найти временную работу бармена, чтобы я мог платить за квартиру, если будет необходимо. Я могу продать немного мебели и урезать себя в еде. Я могу отбирать карманные деньги у школьников, которые каждое утро проходят мимо моего дома. Было много вариантов. Я понял, что будет не так сложно вернуться туда, где я был и выжить. Ни одна из этих вещей не была фатальной, ни одна.
Я понял, что по шкале от 1 до 10, где 1 - это ничегонеделанье и 10 - постоянное изменение своей жизни, мой так называемый наихудший сценарий может иметь временное значение 3 или 4. Я поверил, что это верно для большинства людей и большинства катастроф типа «черт побери, жизнь-то закончилась». Помните, что это один из миллионов катастрофических кошмаров. С другой стороны, если я выявлю наилучший сценарий или хотя бы наиболее вероятный, то но может давать постоянный эффект положительного изменения жизни от 9 до 10 баллов.
Другими словами, я повергал себя маловероятному и временному риску на 3-4 балла ради вероятных и постоянных 9-10 баллов, и я смогу легко восстановить свою тюрьму трудоголика приложив небольшое количество усилий, если захочу. И все это сводилось к одному потрясающему выводу: Практически никакого риска не было, был только большой потенциал изменения жизни к лучшему, и я мог вернуться на свой привычный путь без каких либо особенных затрат.
Вот тогда я и принял решение поехать в путешествие и купил билет до Европы в одну сторону (здесь надо отметить, что американцам не нужна виза для поездки в Европу, и если у гражданина России нет шенгенской визы, то для ее получения придется покупать билет в обе стороны). Я начал планировать приключения и разгребать багаж как физический так и психологический. Ни один из моих кошмаров не стал реальностью, и с тех пор моя жизнь превратилась в сказку. В бизнесе дела пошли лучше, чем когда-либо, и я практически забыл о нем, а он тем временем финансировал мою 15-ти месячную поездку.