Коммуникативная стратегия этикетного взаимодействия 1 страница
2. Поддержание контакта между людьми.
Нередко собеседники, принося свои приветствия, не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным. Этикетная тема беседы — это тема, соответствующая этикетной роли и этикетной ситуации, тема, которая интересна для собеседника или по крайней мере, не может поставить его в неловкое положение.
Существуют темы, которые воспитанный человек стремится никогда не затрагивать в разговоре с малознакомыми людьми и лишь при крайней необходимости обсуждает с близкими друзьями. Это прежде всего возраст, семейное и материальное положение, национальность и религиозные убеждения собеседника, его физические недостатки. Плохое впечатление производит человек, который говорит только о себе. Более чем нежелательны сплетни, обсуждение недостатков других людей, не рекомендуется слишком эмоциональное выражение своих политических взглядов. В целом специалисты советуют избегать тем, которые могут быть неприятны собеседнику, интерес к которым может показаться «подозрительным». Вместе с тем интеллигентный человек всегда учитывает интересы собеседника, быстро нащупывает привлекательные для него темы и не говорит о том, что безразлично собеседнику. Например, тема «новости театра» вполне этикетна, но малоинтересна для человека, чьи интересы лежат в другой плоскости.
Правила этикетных жанров на первый взгляд очень просты, но в них много деталей, игнорирование которых может быть воспринято как недостаточная вежливость. Например, обращение с просьбой можно представить как развертывающуюся цепочку этикетных этапов: этикетное предварение — собственно просьба — мотивировка — благодарность. В этой цепочке важно каждое звено: например, не рекомендуется начинать беседу с собственно просьбы. Сначала следует сделать этикетное предварение (надо проявить внимание к собеседнику, выяснить его настроение и отношение к проблеме, добиться сочувственного отношения). Не менее важна мотивировка просьбы: нужно сделать так, чтобы человек захотел помочь, чтобы понял, насколько это важно для собеседника, чтобы почувствовал свою значимость (только он — настоящий друг, добрый и отзывчивый, умный и могущественный — сможет по-настоящему помочь собеседнику). Наконец, необходимо выразить благодарность за согласие (или хотя бы желание) помочь. Можно подчеркнуть при этом, что добрые дела надолго запоминаются, что согласившийся помочь может рассчитывать на ответную услугу.
В зависимости от реакции собеседника (согласие помочь, вежливый отказ, неопределенный ответ) развертывание этикетной цепочки продолжается по специальным схемам: это может быть отказ от просьбы, уточнение деталей помощи, настаивание, минимализация просьбы, изменение темы разговора и т. п.
Процесс развертывания просьбы во многом зависит от ее характера: просьба может быть скрытой, скромной, вежливой, настойчивой; в виде просьбы может быть оформлено категорическое требование. Просьба может быть выражена множеством разнообразных способов. Сравним, например, несколько способов оформления просьбы прекратить курение в комнате: «Не курите, пожалуйста, в комнате», «Не могли бы вы покурить в коридоре?», «Что-то голова заболела от дыма», «Не могли бы вы поменьше курить н комнате?», «У ваших сигарет слишком сильный запах», «Вы не возражаете, если я открою окно?», «Надо все-таки думать и о других людях!».
Правила этикетного жанра «просьба» требуют определенных этикетных действий от каждого из собеседников. Вежливый человек не просто согласится помочь, но обязательно найдет хороший ответ на слова благодарности: подчеркнет малую значимость своей помощи («Не стоит благодарности», «Это мелочи»), подчеркнет естественность своего поведения («Мы же друзья...», «Это моя работа»), напомнит о добрых поступках собеседника («Вы в таких ситуациях всегда помогаете людям», «Я перед вами в долгу» и т. п.). Соответственно плохо воспитанный человек в ответ на слова благодарности лишний раз подчеркивает собственную значимость или просит надолго запомнить, свой благородный поступок, не забыть оказать ответную услугу. Плохо воспитанный человек не забудет и впоследствии напомнить о своей помощи.
Не всегда есть возможность помочь собеседнику, но воспитанный человек обязательно объяснит причины отказа, предложит какую-то иную помощь, даст добрый совет, пообещает помочь в следующий раз. Обращение к нему с просьбой для воспитанного человека — это определенный знак доверия, тогда как для невоспитанного — попытка решить свои проблемы за чужой счет.
Воспитанный человек не просто выбирает этикетную и интересную для собеседника тему беседы, но и обеспечивает благоприятную атмосферу для разговора: внимательно слушает, задает стимулирующие вопросы, всем своим видом демонстрирует интерес и уважение к собеседнику.
Специалисты рекомендуют особые приемы, позволяющие вызвать у человека интерес к разговору.
а) Проявление интереса к собеседнику. Римский поэт Публий Сир две тысячи лет назад заметил: «Мы интересуемся людьми лишь тогда, когда они интересуются нами». Для большинства людей самым интересным является разговор, тема которого прямо связана с их интересами, в котором собеседник особенно прислушивается к их мнению. Если человек не поддерживает разговор, то, скорее всего, не надеется, что беседа, получится интересной. Или он слишком занят своими мыслями, боится разговора и т. п. Иначе говоря, для этого всегда есть причина. Поэтому наш долг — помочь собеседнику.
б) Умение задавать вопросы. Талантливый человек способен вести диалог так, чтобы собеседнику было легко и приятно поддерживать разговор. В беседе особенно ценится умение правильно задавать вопросы.
в) Демонстрация заинтересованности в информации. Невежливо слушать собеседника молча, так как он начинает сомневаться в вашем интересе. Поэтому обязательны реплики, поддерживающие речевой контакт: «Понятно, а что дальше?», «Почему?», «Вы думаете?», «Неужели?», «Вот как!». Смотрите в глаза собеседнику, всем своим видом показывайте вашу заинтересованность,
Используя противоположные сигналы, вежливые люди показывают, что тема им неинтересна или неприятна. Не говорят: «Что за чушь!» или «Мне это неинтересно», а просто молчат, не поддерживают общение.
3. Демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику. Официальная обстановка требует ровного, вежливого, доброжелательного отношения к собеседнику. Недопустимо, если младший по положению обращается к старшему на «вы», а старший на «ты».
Важная функция этикета — создание атмосферы взаимного комфорта. С вежливым человеком легко и приятно обшиться. В Евангелии от Матфея сказано: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с людьми». Следовательно, если хотите, чтобы вам грубили, то забудьте об этикете сами. Если хотите, чтобы вас игнорировали, то делайте вид, что вам нет никакого дела до окружающих. Если хотите, чтобы люди обращались с вами доброжелательно, то сами будьте вежливыми.
4. Регулирующая – регулирование поведения людей в обществе. Соблюдение этикета делает людей предсказуемыми. Этикет сигнализирует о принадлежности человека к определенной социальной и культурной среде. Этикет как пароль: место, занимаемое человеком в общественной иерархии, легко определяется по используемым им этикетным формулам. Сравним, например, некоторые формулы извинения:
– Извините. Простите, пожалуйста (наиболее нейтральные формулы современного культурного человека).
– Покорнейше прошу извинить меня (архаичная формула, которую иногда используют пожилые интеллигентные люди).
– Виноват! (традиционная формула силовых структур: армии, милиции и т.п.).
– Пардон! Экскьюз ми! (шутливые заимствования).
– Извиняюсь! (просторечная формула).
А вот как униженно просит прощения герой рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»: «Вашество! Ежели осмелюсь беспокоить, то именно из чувства раскаянья! Не нарочно, сами изволите знать-с».
Всего несколько слов — и сразу очевидно и социальное положение человека, и его характер, и время действия.
5. Профилактика конфликтов. Недопустимо, например, употребление таких речевых формул при реакции на реплику собеседника: Чушь! Глупость! Только кретину такое придет в голову!.
Основная функция этикета — антиконфликтная. Когда человек во всех случаях жизни поступает в соответствии с правилами, он уменьшает вероятность конфликтов с окружающими. Например, если вы кого-то случайно задели, вы должны извиниться. В противоположном случае возможен конфликт, кто-то может подумать, что вы намеренно пытаетесь его оскорбить. Воспитанный человек, выражая свое недовольство, сделает это в рамках приличий.
Список использованной литературы:
Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Учеб. Пособие для студентов-иностранцев. М., «Русский язык», 1983.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1976.
Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., «Русский язык»
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения: Науч.-попул., М., Высш. Шк.,1989
Чудинов А.П., Чудинова Е.А. Речь и культура общения (практическая риторика): учебное пособие для 10–11 кл. – Екатеринбург: «Сократ», 1999. – С. 200–207.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое этикет и речевой этикет?
2. Назовите принципы речевого этикета.
3. Как соотносятся понятия «этикет» и «этика»?
4. Перечислите типы этикетных ролей.
5. Что такое этикетная ситуация. Приведите примеры этикетных ситуаций и факторов, влияющих на них.
6. Перечислите функции речевого этикета.
ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
А
абируриеÛнт, -а [риэÛ]
а@брис, -а, мн. -ы, -ов
аÛвгустовский, -ая, -ое и допуст. августоÛвский, -ая, -ое
автозавоÛдский, -ая, -ое и доп. автозаводскоÛй, -аÛя, -о@е
автосеÛрвис, -а [сэÛ] и допуст. [сеÛ]
агеÛнтство, -а ! неправ. аÛгентство
агреÛссия, -и [реÛ и допуст. рэÛ]
адаÛптер, -а, мн. -ы, -ов [тэ]
адекваÛтный, -ая, -ое [дэ]
аденоÛид, -ы, ед. -ид, -а [дэ]
алкогоÛль, -я ! неправ. аÛлкоголь
анаÛлог, -а
анаÛтом, -а
анестезиÛя, -и [нэ, тэ]
антеÛнна, -ы [тэ]
антисеÛптик, -а[сэÛ]
антитеÛза, -ы [тэ]
апокаÛлипсис, -а
апостроÛф, -а ! не рек. апоÛстроф
араÛхис, -а
артеÛрия, -и [тэÛи доп. теÛ]
асбеÛст, -а
асимметриÛя, -и ! не рек. асиммеÛтрия
астероÛид, -а [тэ]
аудиеÛнция, -и [иэÛ]
аутсаÛйдер, -а [дэ]
афеÛра, -ы ! неправ. афёра
Б
багеÛт, -а [геÛ]
багровеÛть, -еÛю, еÛет
баловаÛть, -уÛю, -уÛет, прич. страд. прош. балоÛванный ! не рек. баÛловать, баÛлую, баÛлует, баÛлованный
бант, -а, мн. баÛнты, -ов ! неправ. мн. бантыÛ, -оÛв
баржаÛ, -иÛÛ, мн. баржиÛ, баржеÛй и баÛржа, -и, мн. баÛржи, барж
баÛрмен, -а, [ме] и [мэ] мн. баÛрмены, -ов
баронеÛсса, -ы [нэÛ]
баÛррель, -и [ре]
баÛртер, -а [тэ]
бассеÛйн, -а [сэÛ] и [сеÛ]
бахчевоÛй, -аÛя, -оÛе
безвреÛменье, -я
беговоÛй, -аÛя, -оÛе
беÛдный, -ая, -ое, кратк. ф. беÛден, беднаÛ, беÛдно, бедныÛ и беÛдны, сравн. ст. беднеÛе
беÛдственный, -ая, -ое, кратк. ф. беÛдствен и беÛдственен, -венна, сравн. ст. -ее
безвреÛменный, -ая, -ое, кратк. ф. -вреÛменен и допуст. -вреÛмен, -менна
бездеÛйственный, -ая, -ое, кратк. ф. -деÛйствен и -деÛйственен, -венна, сравн. ст. -ее
безжиÛзненный, -ая, -ое, кратк. ф. -знен, -зненна, сравн. ст. -ее
безнадёжный, -ая, -ое, кратк. ф. -жен, -жна, сравн. ст. -ее и допуст. устар. безнадеÛжный, -ая, -ое, кратк. ф. -жен, -жна, сравн. ст. -ееÛ
безнраÛвственный, -ая, -ое, кратк. ф. -нраÛвствен и -нраÛвственен, -венна, сравн. ст. -ее
безотвеÛтный, -ая, -ое, кратк. ф. -тен, -тна, сравн. ст. -ее
безответствеÛнный, -ая, -ое, кратк. ф. -отвеÛтствен и -отвеÛтственен, -венна, сравн. ст. -ее
безуÛдержный, -ая, -ое и допуст. устар. безудеÛржный, -ая, -ое
безумоÛлчный, -ая, -ое
безучаÛстный, -ая, -ое
безыскуÛсственный, -ая, -ое, кратк. ф. безыскуÛсствен и безыскуÛсственен, -венна, сравн. ст. -ее
бейсик, -а [беÛ] и [бэÛ]
бекоÛн, -а [бе]
белёсый, -ая, -ое и доп. белеÛсый, -ая, -ое
белиÛть, белюÛ, беÛлит и допуст. устар. белиÛт, прич. действ. наст. беÛлящий и беляÛщий, прич. страд. прош. (малоупотр.) белённый, -ён, -енаÛ
белиÛться, белюÛсь, беÛлится и допуст. устар. белиÛться, прич. действ. наст. беляÛщийся
беÛлый, -ая, -ое, кратк. ф.бел, белаÛ, белоÛ, белыÛи беÛло, беÛлы, сравн. ст. белеÛе
бенефиÛс, -а ! не рек. бе[нэÛ]фис
бензопровоÛд, -а ! неправ. бензоÛпровод
бередиÛть, -ежуÛ, -едиÛт
берёста, -ы и допуст. берестаÛ, -ыÛ
береÛчь, берегуÛ, бережёт, берегуÛт, прош. берёг, береглаÛ, прич. действ. прош. берёгший
бесиÛть, бешуÛ, беÛсит, прич. действ. наст. беÛсящий и бесяÛщий
бесиÛться, бешуÛсь, беÛсится, прич. действ. наст. бесяÛщийся
беспоряÛдочный, -ая, -ое [шн и чн]
беспоÛчвенный, -ая, -ое, кратк. ф. -поÛчвен и -поÛчвенен, -венна, сравн. ст. -ее
беспрепяÛтственный, -ая, -ое, кратк. ф. -препяÛтствен и -препяÛтственен, -венна
беспрестаÛнный, -ая, -ое, кратк. ф. -аÛнен, -аÛнна
беспрецедеÛнтный, -ая, -ое ! неправ. беспрецендеÛнтный
бессмеÛнный, -ая, -ое, кратк. ф. -еÛнен, -еÛнна
бессмыÛсленный, -ая, -ое, кратк. ф. -лен, -ленна, сравн. ст. -ее
бессроÛчный, -ая, -ое, кратк. ф. -чен, -чна
бесфоÛрменный, -ая, -ое, кратк. ф. -мен, -менна, сравн. ст. -ее
бесхозяÛйственный, -ая, -ое, кратк. ф. -хозяÛйствен и хозяÛйственен, -венна, сравн. ст. -ее
бесхребеÛтный, -ая, -ое ! неправ. бесхребётный
бесчуÛвственный, -ая, -ое, кратк. ф. -чуÛствен и -чуÛвственен, -венна, сравн. ст. -ее
бижутеÛрия, -и [тэ] и бижутериÛя, -и [тэ]
бизнеÛс, -а [нэ]
бизнесмеÛн, -а [мэÛи доп. меÛ]
бинтовоÛй, -аÛя, -оÛе
биржевоÛй, -аÛя, -оÛе
блаÛговест, -а
благоприобреÛтенный, -ая, -ое и допуст. благоприобретённый, -ая, -ое
благоприобреÛтенье, -я
благословиÛть, -влюÛ, -виÛт, прич. страд. прош. благословлённый, -ён, -енаÛ
блеÛдный, -ая, -ое, кратк. ф. блеÛден, бледнаÛ, блеÛдно, бледныÛи блеÛдны, сравн. ст. бледнеÛе
блеф, -а [леÛ] ! неправ. блёф
блёклый, -ая, -ое и допуст. блеÛклый, -ая, -ое
блёкнуть, -ну, -нет
близкиÛй, -ая, -ое, кратк. ф. блиÛзок, близкаÛ, блиÛзко, близкиÛи блиÛзки, сравн. ст. блиÛже ! неправ. близкоÛ
блистаÛть, блещуÛ, блеÛщет и блистÛю, блистаÛет, пов. блещиÛ и блистаÛй, прич. действ. наст. блеÛщущий и блистаÛющий, деепр. блещаÛ и блистаÛя
блокиÛровать, -рую, -рует
боÛдрый, -ая, -ое, кратк. ф. бодр, бодраÛ, боÛдро, бодрыÛ и боÛдры, сравн. ст. бодреÛе
божеÛственный, -ая, -ое, кратк. ф. божеÛствен и божеÛственен, -венна, сравн. ст. -ее
боÛйкий, -ая, -ое, кратк. ф. боÛек бойкаÛ, боÛйко, бойки, сравн. ст. бойчеÛе и боÛйче
болеÛзненный, -ая, -ое, кратк. ф. -знен, -зненна, сравн. ст. -ее
больноÛй, -аÛя, -оÛе, кратк. ф. боÛлен, больнаÛ, больноÛ, больныÛ, сранв. ст. нет
бомбардироваÛть, -рую, -рует
боÛмбовый, -ая, -ое и допуст. бомбовоÛй, -аÛя, -оÛе
босоÛй, -аÛя, -оÛе, кратк. ф. бос, босаÛ, боÛсо, боÛсы ! неправ. боÛсый, -ая, -ое
боÛчковый, -ая, -ое ! неправ. бочкоÛвый
бояÛзнь, -и ! неправ. боÛязнь
браÛвый, -ая, -ое, кратк. ф. брав, браÛва, браÛво, браÛвы
брать, беруÛ, берёт, прош. брал, бралаÛ, браÛло, браÛли ! не рек. бралоÛ; ! неправ. браÛла
браÛться, беруÛсь, берётся, прош. браÛлся и допуст. устар. бралсяÛ, бралаÛсь, бралоÛсь, бралиÛсь и допуст. браÛлось, браÛлись, деепр. беряÛсь ! неправ. браÛлась
бредовоÛй, -аÛя, -оÛе и допуст. бредоÛвый, -ая, -ое
брейк, -а [рэÛ]
брониÛровать, -рую, -рует, прич. страд. прош. брониÛрованный, -ан, -ана Закреплять (закрепить) кого-, что-н. за кем-, чем-н.
бронироваÛть, -руÛю, -руÛет, прич. страд. прош. бронироÛванный, -ан, -ана Покрывать (покрыть) броней
броÛня, -и ÿ Закрепление лица или предмета за кем-чем-н. БроÛня на билеты ! неправ. ед. им. бронь
броняÛ, -иÛ ÿ Защитная обшивка. Танковая броня
броÛский, -ая, -ое, кратк. ф. броÛсок, броскаÛ и броÛска, броÛско, броÛски
брюзжаÛть, -жу, -жит [жÛжÛ] и [жж]
брюнеÛт, -а [неÛ]
бряцаÛть, -аÛю, -аÛет ! неправ. бряÛцать
будиÛть, бужуÛ, буÛдит, прич. действ. наст. будяÛщий
буÛдничный, -ая, -ое и доп. буÛднишный, -ая, -ое
буÛйный, -ая, -ое, кратк. ф. буÛен, буйнаÛ и буÛйна, буÛйно, буÛйны
буÛлочная, -ой [шн доп. чн]
бултыÛхнуться, -нусь, -нется и допуст. бултыхнуÛться, -нуÛсь, -нётся
буÛнгало,нескл. с ! не рек. бунгаÛло
буриÛть, бурюÛ, буриÛт ! неправ. буÛрит
быÛстрый, -ая, -ое, кратк. ф. быстр, быстраÛ, быÛстро, быÛстры и допуст. быстрыÛ, сравн. ст. быстреÛе
бутерброÛд, -а [тэ]
бытиеÛ1, бытия Û! не рек. бытиё ÿ Философский термин
бытиеÛ2, бытияÛ и бытиё, бытияÛ ÿ Жизнь, существование
В
ваÛжный, -ая, -ое, кратк. ф. ваÛжен, важнаÛ, ваÛжно, важныÛ и ваÛжны, сравн. ст. важнее ! неправ. важноÛ
валиÛть, валюÛ, ваÛлит, прич. действ. наст. ваÛлящий и валяÛщий ÿ Заставлять падать, с силой опрокидывать и др.
валиÛть, валюÛ, валиÛт и допуст. ваÛлит, прич. действ. наст. валяÛщий ÿ Идти или падать массой
валиÛться, валюÛсь, ваÛлится, прич. действ. наст. валяÛщийся
валовоÛй, -аÛя, -оÛе ! неправ. валовый
вариÛть, варюÛ, ваÛрит, прич. действ. наст. ваÛрящий и варяÛщий, прич. страд. прош. ваÛренный, -ен, -ена
вариÛться, варюÛсь, ваÛрится, прич. действ. наст. варяÛщийся
ватерлиÛния, -и [тэ]
ватерпоÛло[тэ] нескл., с
ввезтиÛ, -зуÛ, -зёт, прош. ввёз, ввезлаÛ, прич. действ. прош. ввёзший, прич. действ. прош. ввезённый, -ён, -енаÛ, деепр. ввезяÛ ! неправ. ввеÛзенный, -ен, -ена
ввестиÛ, введуÛ, введёт, прош. ввёл, ввелаÛ, прич. действ. прош. ввеÛдший, прич. страд. прош. введённый, -ён, -енаÛ, деепр. введяÛ
вдолбиÛть, -блюÛ, -биÛт, прич. страд. прош. вдолблённый, -ён, -енаÛ ! неправ. вдоÛлбит, вдоÛлбленный, -ен, -ена
ведёрный, -ая, -ое
велиÛкий, -ая, -ое, кратк. ф. (малоупотр.) велиÛк, велиÛка, велиÛко, велиÛки, сравн. ст. неупотр.
велиÛчественный, -ая, -ое, кратк. ф. велиÛчествен и велиÛчественен, -венна, сравн. ст. -ее
веÛрный1, -ая, -ое, кратк. ф. веÛрен, вернаÛ, веÛрно, верныÛи доп. устар. веÛрны. Употр. с дополн. Они верныÛсвоему долгу
веÛрный2, -ая, -ое, кратк. ф. веÛрен, вернаÛ, веÛрно, верныÛÛи веÛрны, сравн. ст. вернеÛе. Употр. без дополн. Верный способ
вероисповеÛдание, -я ! неправ. вероисповедаÛние
вертеÛться, верчуÛсь, веÛртится, прич. действ. наст. вертяÛщийся, деепр. вертяÛсь
весёлый, -ая, -ое, кратк. ф. веÛсел, веселаÛ, веÛсело, веÛселы и доп. веселыÛ, сравн. ст. веселеÛе
веÛский, -ая, -ое, кратк. ф. веÛсок, вескаÛ и веÛска, веÛско, веÛски
ветеринаÛрия, -и ! не рек. ветеринариÛя
веÛтреный: веÛтреная оÛспа ! не рек. ветренаÛя оспа
веÛчеря, -и: таÛйная веÛчеря ! неправ. вечеÛря
вжиÛться, вживуÛсь, вживётся, прош. вжиÛлся и доп. устар. вжилсяÛ, вжилаÛсь, вжилоÛсь, вжилиÛсь и допуст. вжиÛлось, вжиÛлись ! неправ. вжиÛлась
взбесиÛть, -бешуÛ, -беÛсит, прич. страд. прош. взбешённый, -ён, -енаÛ ! неправ. взбеÛшенный, -ен, -ена
взвить, взовьюÛ, взовьёт, пов. взвей, прош. -вил, -вилаÛ, -виÛло, -виÛли, прич. страд. прош. взвиÛтый, -вит, -витаÛ и допуст. -виÛта, виÛто, виÛты ! неправ. взвиÛла
взвиÛться, взовьюÛсь, взовьётся, пов. взвеÛйся, прош. -виÛлся и допуст. устар. -вилсяÛ, -вилаÛсь, -вилоÛсь, -вилиÛсь ! неправ. взвиÛлась
взвихриÛть, -рюÛ, -риÛт, прич. страд. прош. взвихрённый, -ён, -енаÛ и взвиÛхрить, -рю, -рит, прич. страд. прош. взвиÛхренный, -ен, -ена
взобраÛться, взберуÛсь, взберётся, прош. взобраÛлся и допуст. устар. взобралсяÛ, -бралаÛсь, -бралоÛсь, -бралиÛсь и допуст. -браÛлось, -браÛлись ! неправ. взобраÛлась
взорваÛть, -рвуÛ, -рвёт, прош. -рваÛл, -рвалаÛ, -рваÛло, -рваÛли, прич. страд. прош. взоÛрванный, -ан, -ана ! не рек. взорвалоÛ; неправ. взорваÛла
взорваÛться, -рвуÛсь, -рвётся, прош. -рваÛлся и допуст. устар. -рвалсяÛ, -рвалаÛсь, -рваÛлось, -рваÛлись и допуст. -рваÛлось, -рваÛлись ! неправ. взорваÛлась