Уровень интеллекта, культура
В своих дальнейших рассуждениях мы совершенно абстрагируемся от уровня интеллекта и культуры человека. Будем говорить о разных типах ИМ «при прочих равных условиях». Хотя уровень интеллекта и культура человека имеют большое значение, в межчеловеческих отношениях тип ИМ является более первичным и поэтому более важным. Основным условием удачного или неудачного кооперирования между людьми, возникновения симпатии или антипатии является тип ИМ. Мнение человека об интеллекте и культуре других людей очень субъективно. При проверке, как правило, оказывается, что оно определяется интертипными отношениями.
Это отнюдь не уменьшает значения уровня интеллекта, который при кооперации обеспечивает коэффициент реализации интеллекта партнера.
При выборе спутника жизни на это обращают гораздо больше внимания. Образование престижно. Это не стало бы бедой, если бы молодые люди имели достаточно возможностей для общения, если само общество начало бы интересоваться расширением круга знакомств молодежи. Мало сказать – нужно выбирать по себе. А где встретить достойного? Конкретного ответа нет. Круг знакомств – даже у студента – слишком узок.
Религия.
Наука о шестнадцатитипной природе человека дает возможность по-другому подойти к такому вопросу, как появление религии. С точки зрения соционики, Б-г был необходим не для объяснения непонятных явлений природы, а для поиска мирного способа сосуществования с себе подобными, мотивация поведения которых при определенных соотношениях типов становится совершенно непонятной и неизменно приводит к вражде. Религия – объединяющее начало, сила, стоящая над конфликтной типной природой человека. Ни один тип не отличался преимуществами перед другими и не мог пользоваться большим, чем другие, уважением. В таких условиях при отсутствии какой-либо общей объединяющей идеи трудно было объединиться под началом кого-либо одного, если за ним не стояла сила, представляющая все способы мышления и понимания мира. Перед ней все типы чувствовали свое равноправие, чего нельзя было сказать об отношении к вождям, у которых всегда были «любимцы» среди подходящих для них типов. И которые неподходящим, несомненно, казались очень и очень несправедливыми.
Соционика дает нам в руки ключ: шестнадцатитипность человеческого интеллекта, объясняющую многое из того, на что до сих пор можно было отвечать лишь общими рассуждениями. Благодаря этому ключу молодые могут понять то, к чему раньше приходили лишь умудренные опытом старцы. Энергия каждого может быть направлена на реальный поиск более совершенных форм интеграции многотипного интеллекта. Таким образом, соционика позволяет избегать накопления недовольства и агрессивности, может сделать общество более управляемым. Однако первое, что нужно решать на данном пути, самая важная для дальнейшего спокойного и быстрого развития общества предпосылка – создание организационных форм, облегчающих молодым людям правильный выбор партнера. Для управляемости общества, роста его культуры и психосоматического здоровья это самое главное.
Элементы ИМ.
Теория информационного метаболизма предполагает, что психика человека окружающую действительность расчленяет на восемь составных частей. (Это то, что К. Г. Юнг называл функциями.) Как и на каком основании это происходит?
Во-первых, материя образована из тел и полей. Поэтому сигналы-раздражители, которые живому существу приносят информацию об объективном материальном мире, можно делить на те, которые приносят информацию о телах, и на те, которые приносят информацию о полях, то есть отношениях между телами. На этом основании можно говорить о двух видах ощущений:
- ощущения, которые формируются в восприятия и приносят информацию о качествах и состоянии тел,
- ощущения, которые формируются в чувства и приносят информацию о взаимодействии полей или об отношениях между телами.
Кроме того, можно говорить о четырех этапах состояния тела и четырех этапах состояния поля. Первые будем называть телотактами, вторые – полетактами. Что они собой представляют? То есть какие же параметры с нашей точки зрения имеет каждое тело и каждое поле?
Каждое тело имеет форму, содержание (структуру), является способным двигаться или быть иным, то есть менять свое положение относительно других тел. Внутри каждого тела происходит какое-либо движение: химическое, органическое, атомное, эмоциональное и т. п. Короче, каждому телу присущи форма, содержание, внешняя и внутренняя динамика.
На первый взгляд может показаться, что человек больше всего информации получает о форме тела и его внешних движениях. Однако это верно лишь для некоторых типов ИМ. Другие же типы людей лучше разбираются в том, какие потенциальные силы скрыты в объекте или какие процессы в нем происходят.
Каждое поле тоже имеет четыре аспекта или четыре параметра. То есть четыре полетакта. Во-первых, это пространство, которое объединяет объекты и благодаря которому один объект отражается в другом объекте, а один процесс в другом процессе. Это отражение определяет самочувствие живых существ. Пространство можно назвать просто отношением между процессами, происходящими в одно и то же время. Во-вторых, это время как отношение между следующими друг за другом процессами или между составными частями одного и того же процесса. Третий полетакт – это отношение между теми качествами объектов, изменение которых может привести тела к движению, к внешней динамике. Например, на одни объекты, объекты с определенными качествами, человек совершенно не реагирует, от других спасается бегством. Четвертый полетакт – отношение между теми качествами объектов, изменение которых приводит к увеличению или уменьшению внутренней динамики тела (химические реакции, эмоциональные состояния, эмоциональное возбуждение и т.п.).
Тело- и полетакты являются лишь полутактами энергетического и информационного метаболизма, полный такт образован из одного телотакта и одного полетакта. Такие полутакты называем однородными.
Для обозначения тело- и полетактов пользуемся графическими символами:
Телотакты:
- Восприятие содержания, структуры и потенциальной энергии объекта интуиция возможностей.
- Восприятие внешней формы и кинетической энергии тела силовая сенсорика.
- Восприятие внутренней динамики объекта и превращения потенциальной энергии в кинетическую этика эмоций.
- Восприятие внешней динамики объекта как восприятие использования кинетической энергии тела деловая логика.
Полетакты:
- Восприятие времени, чувство времени интуиция времени.
- Восприятие пространства, самочувствие сенсорика ощущений.
- Восприятие внутренних отношений между объектами, их внутреннего взаимодействия этика отношений.
- Восприятие внешних отношений между объектами, их внешнего взаимодействия структурная логика.
Примечание: В какой-то мере можно сказать, что пространство ( ) – это внешняя обусловленность процесса процессом, а время ( ) – внутренняя обусловленность процесса процессом. Потому что когда один процесс рождает другой процесс во времени, то это как бы внутренняя причинная связь и тогда, когда говорим о внутренних, и тогда, когда говорим о внешних процессах. А вот когда один процесс обуславливается другим в пространстве, это уже как будто бы внешняя связь, даже в тех случаях, когда говорим об обусловленности эмоций одного человека эмоциями другого человека. Или обусловленности химической реакции в одном сосуде реакцией в другом.
В психике людей все полетакты и телотакты обособляются друг от друга, и притом настолько, что различаются степенью осознанности, тем, насколько обдуманно индивид способен пользоваться полученной по данному полутакту информацией. Тот же полутакт у индивида одного типа ИМ является более осознанным, чем у индивида другого типа. В этом суть всей типологии и интертипных различий людей.
Тип ИМ человека определяется двумя наиболее развитыми полутактами. Один из них всегда полетакт, другой – телотакт. При этом первым, ведущим у экстратимов (экстравертов) является телотакт, а у интротимов (интровертов) – полетакт. Эта пара тактов образует блок, называемый нами блоком ЭГО. Полная модель ИМ – модель А – образована из всех восьми полутактов, модель Ю – из четырех. Однако нас пока интересует только самый сознательный блок, блок ЭГО. (Более подробную информацию по вопросам структуры модели А можно найти в другой монографии того же автора: «Социон».)
Структура блока ЭГО.
Элементы, или такты, из которых образован блок ЭГО, отличаются своими функциями. Первый такт блока отражает, фотографирует, репродуцирует действительность и обеспечивает психику объективной информацией. Можно говорить о недостаточной обеспеченности информацией, но не о ее субъективности. Этот такт будем называть акцептным, то есть воспринимающим то, что есть вовне.
Второй элемент блока – продуктивный. Можно его назвать и творческим, потому что в том, что он извлекает из полученной информации первым тактом, есть частица того, чего нет и не было в объективном мире. Это самоприспособление индивида к объективному миру. Творчество индивида.
Экстратимы, или экстраверты.
Первый, акцептный такт блока ЭГО каждого экстратима всегда является телотактом, а второй – полетактом. По существующим правилам образования блоков, подробная информация о которых приводится в «Соционе», можно составить восемь блоков ЭГО экстратимов:
, , , , , , ,
По той же причине существуют восемь экстратимных ИМ. К. Г. Юнг называл их экстравертированными потому, что информация о состояниях объекта (первый такт) «экстравертируется» вовне вторым тактом, то есть на основе информации об объектах строятся отношения с этими объектами.
Интротимы, или интроверты.
Если в каждой паре элементы переставить местами, получим ведущие блоки, то есть блоки ЭГО интротимных ИМ. Их тоже восемь:
, , , , , , ,
К. Г. Юнг называл их интровертированными потому, что полученная об отношениях между объектами информация (первый, акцептный такт) «интровертируется» извне, то есть из отношений, в объект.
Репродуктивное и продуктивное мышление. Первый элемент ведущего блока ЭГО соответствует, по-видимому, тому, что немецкий психолог О. Зельц в двадцатые годы нашего столетия назвал репродуктивным мышлением, а второй – тому, что им же названо продуктивным мышлением. Репродуктивное мышление – это репродукция ранее полученной индивидом информации и использование ее в новых условиях. Оно расширяет знания человека о применении ранее добытой информации. Суть продуктивного мышления – производство новой для самого субъекта информации. Результат такого мышления обогащает его тем, что до этого было ему неизвестно.
Может возникнуть вопрос, почему первая, наиболее развитая функция, которую мы будем называть акцептной, соответствует репродуктивному, а не продуктивному мышлению. Дело в том, что для живого существа главное – не потерять контакт с объективной действительностью. Это и обеспечивается акцептным элементом. Без исключительной стабильности и объективности информации, полученной первой, акцептной, функцией, человек не был бы достаточно компетентным контролером для проверки качества продукции следующей функции. Это не значит, что, допустим, человек с ведущим блоком свое основное внимание уделяет окружающим его объективным процессам. Даже напротив: основное его внимание направлено на эмоциональное состояние окружающих его людей и на стремление избежать конфликтов в эмоциональной сфере. Но сила его интеллекта – не в умении разбираться в эмоциях, в отношении которых он отличается лишь особой чувствительностью, а в умении управлять объективными процессами. В то время как индивид с ведущим блоком , искусно управляющий эмоциями других людей, основное внимание направляет на логику объективных процессов.