Тема 8. Процесс разработки, реализации и разрешения правовых задач

Основные вопросы темы:

1. Разработка правовых задач

2. Полная и свернутая разработка правовых задач

3. Правовая консультация и правовая рекомендация.

4. Правовое решение.

5. Результаты профессиональной деятельности

1. Под разработкой правовых задач понимается два процесса :

· разработка методик решения типовых правовых задач, их выбор применительно к выделенным проблемным ситуациям.

· конкретизация методик применительно к условиям решения задач и прогнозу результата.

Под методикой решения правовых задач понимается выбор определенных последовательных операций, с помощью которых решается правовая задача.

Методика отвечает на вопросы:

· Как нужно делать?

· В какой последовательности?

· С какими результатами?

· Как эти результаты проверить?.

Структура методики решения организационно-правовых задач включает в себя:

· приемы изучения информации плюс техническое обеспечение процесса;

· приемы анализа фактических обстоятельств, имеющих юридическое значение;

· сопоставление фактической и правовой информации;

· определение перечня возможных решений;

· выбор и обоснование решения.

Источники формирования оптимальных методик решения правовых задач являются:

· законодательство;

· судебная практика;

· накопленный опыт.

Вспомогательные элементы формулирования цели:

· обоснование цели плюс ее объяснение для адресата правовой задачи;

· согласование данной цели с другими лицами, участвующими в ее реализации.

Выявление возможных вариантов действий осуществляется следующими способами:

· изучение соответствующих нормативных актов;

· анализ ранее сложившейся практики;

· изучение дополнительной литературы;

· выявление мнений возможных экспертов.

2. Полная разработка осуществляется применительно к новым правовым задачам или если они представляют собой сложность в силу своей нестандартности. Предусматривается разработка каждого этапа.

Свернутая разработка осуществляется применительно к типовым задачам и к задачам, которые ранее решались (выделение особенностей каждого этапа решения).

Конечный этап решения - результат (достижение цели).

Цель - желаемое состояние после выполнения правовой задачи.

Выбор цели происходит в начале разработки правовой задачи. В процессе разработки правовой задачи цель юридической деятельности должна определяться как желаемым состоянием правового регулирования ситуации, взаимосвязью юристов с другими должностными лицами и организациями, его поведением и поведением участников отношений, правовым оформлением выполняемых операций и процедур.

От чего зависит достижение цели?

· от своевременного поступления необходимой информации;

· от четкого определения функций должностного лица (решение по достижению цели зависит подчас от невмешательства в исполнением его обязанностей);

· от подробного представления о порядке осуществления различных экономических, организационных и других целей в соответствии с действующим законодательством;

· от обеспечения исполнения действующих правовых норм;

· от обоснования правомерности способов деятельности, ранее не применявшихся на практике.

При формировании цели следует различать:

· долговременные цели;

· краткосрочные цели;

· разовые цели.

3. Правовая консультация-толкование правовой нормы применительно к конкретной проблемной ситуации.

Методика проведения развернутой консультации:

1. представить четко предмет консультации:

а) выслушать обратившегося полностью и внимательно;

б) задать вопрос: «Правильно ли я вас понял?» и пересказать услышанное;

в) в процессе пересказывания возможна и желательна корректировка со стороны обратившегося за консультацией;

г) попросить обратившегося предоставить документацию по делу и тщательно ее изучить, в хронологическом порядке выстраивая цепь событий, проводя ревизию документов;

2. указать на ваши профессиональные возможности (показать знание предмета);

3. подробно разъяснить все поставленные вопросы;

4. обязательно сделать ссылку на нормативное, методическое, прецедентное, при необходимости теоретическое обоснование предложенных ответов;

5. в случае недостатка информации предложить обратившемуся встретиться еще раз (обосновать «почему?»);

6. хорошо знать источники, правильно и понятно толковать правовую норму;

7. в случае необходимости сделать указание на возможное опровержение предложенных ответов и (или) их спорный характер;

8. в случаях противоречия в законодательстве указать на возможность выбора между различными вариантами решения задач;

9. если вы не обладаете необходимой информацией по данному кругу вопросов, специализируясь в иной отрасли права, целесообразно предложить человеку обратиться к другому юристу.

Правовая рекомендация(правовое предложение) - представляет собой указание на возможные способы решения правовых задач, приспособленные к данным условиям деятельности и одобренные в той или иной степени лицом, дающим рекомендацию.

Рекомендации могут относиться к решению конкретных и разовых правовых задач, к группе однотипных задач или охватывают в целом содержание того или иного направления деятельности.

Рекомендации могут иметь:

· нормативный характер с определенной степенью обязательности (степень зависит от должности лица дающего рекомендацию);

· методический характер - некоторые способы деятельности расцениваются как оптимальные;

· необязательный характер - описание способов деятельности и указание на возможные варианты ее реализации.

Структура рекомендаций:

· элементы относящиеся к консультации (в необходимом объеме);

· указание на возможных адресатов рекомендаций (кому рекомендация необходима);

· описание возможных ситуаций применения рекомендаций;

· описание способов конкретизации рекомендаций применительно к данным условиям;

· указание на необходимое ресурсное обеспечение рекомендаций;

· подробное описание рекомендуемых операций и их последовательность;

· указание на возможные последствия рекомендаций.

4. Правовое решение - обличенные в определенную форму и имеющую некоторую степень обязательности выводы по возможности употребления правовых средств для решения возникающих проблемных ситуаций.

Правовое решение зависит от:

· от фактического состояния дел;

· от фактического состояния законодательства;

· от самой проблемной ситуации;

· от цены выбранного решения.

Виды правового решения:

· индивидуальные - рассчитанные на определенные ситуации и определенный круг лиц;

· общие -рассчитаны на употребление в неопределенном количестве случаев или многократно.

По юридическому значению виды правовых решений делятся на:

· решения нормативного значения;

· организационно-управленческие - представляющие собой реализацию правовых норм;

· разного рода программы, концептуальные решения и т.п.

Среди общественных правовых решений особое место занимают решения, выражающие основные цели и направления правовой политики, включающей в себя:

· вопросы материально-ресурсного обеспечения;

· развитее правовой инфраструктуры;

· вопросы усиления ответственности и разграничения компетенции;

· иные вопросы укрепления законности.

Каждое решение должно соответствовать следующим требованиям:

· исходить из существующих целей и социального развития, имеющихся ресурсов, т.е. приниматься в рамках общих социально-экономических решений;

· решения должны содержать нормативное обоснование;

· решение должно содержать описание предлагаемых действий - указаний на то, в каких правовых формах, на основе каких правовых норм и каким образом должен действовать адресат решения (инструкция к действию);

· решение должно быть подготовлено для понимания и использования адресатом.

1. Под результатами профессиональной деятельности можно понимать различного рода высказывания, оценки, предложения, выводы, обоснования, решения обличенные в предусмотренные законом форму, а также информацию имеющую юридическую содержательность и связанную с применением нормативных, методических и иных средств.

Основной результат профессиональной деятельности юриста - воздействие на поведение субъектов правоотношений.

Осуществляется это посредством консультаций, предложений, указаний на возможные способы решение проблемы.

По форме результаты профессиональной деятельности могут быть выражены как:

· проекты нормативных актов;

· программы, планы;

· теоретико-методологические, концептуальные документы;

· выступления в средствах массовой информации.

Наши рекомендации