Тема 8. Процесс разработки, реализации и разрешения правовых задач
Основные вопросы темы:
1. Разработка правовых задач
2. Полная и свернутая разработка правовых задач
3. Правовая консультация и правовая рекомендация.
4. Правовое решение.
5. Результаты профессиональной деятельности
1. Под разработкой правовых задач понимается два процесса :
· разработка методик решения типовых правовых задач, их выбор применительно к выделенным проблемным ситуациям.
· конкретизация методик применительно к условиям решения задач и прогнозу результата.
Под методикой решения правовых задач понимается выбор определенных последовательных операций, с помощью которых решается правовая задача.
Методика отвечает на вопросы:
· Как нужно делать?
· В какой последовательности?
· С какими результатами?
· Как эти результаты проверить?.
Структура методики решения организационно-правовых задач включает в себя:
· приемы изучения информации плюс техническое обеспечение процесса;
· приемы анализа фактических обстоятельств, имеющих юридическое значение;
· сопоставление фактической и правовой информации;
· определение перечня возможных решений;
· выбор и обоснование решения.
Источники формирования оптимальных методик решения правовых задач являются:
· законодательство;
· судебная практика;
· накопленный опыт.
Вспомогательные элементы формулирования цели:
· обоснование цели плюс ее объяснение для адресата правовой задачи;
· согласование данной цели с другими лицами, участвующими в ее реализации.
Выявление возможных вариантов действий осуществляется следующими способами:
· изучение соответствующих нормативных актов;
· анализ ранее сложившейся практики;
· изучение дополнительной литературы;
· выявление мнений возможных экспертов.
2. Полная разработка осуществляется применительно к новым правовым задачам или если они представляют собой сложность в силу своей нестандартности. Предусматривается разработка каждого этапа.
Свернутая разработка осуществляется применительно к типовым задачам и к задачам, которые ранее решались (выделение особенностей каждого этапа решения).
Конечный этап решения - результат (достижение цели).
Цель - желаемое состояние после выполнения правовой задачи.
Выбор цели происходит в начале разработки правовой задачи. В процессе разработки правовой задачи цель юридической деятельности должна определяться как желаемым состоянием правового регулирования ситуации, взаимосвязью юристов с другими должностными лицами и организациями, его поведением и поведением участников отношений, правовым оформлением выполняемых операций и процедур.
От чего зависит достижение цели?
· от своевременного поступления необходимой информации;
· от четкого определения функций должностного лица (решение по достижению цели зависит подчас от невмешательства в исполнением его обязанностей);
· от подробного представления о порядке осуществления различных экономических, организационных и других целей в соответствии с действующим законодательством;
· от обеспечения исполнения действующих правовых норм;
· от обоснования правомерности способов деятельности, ранее не применявшихся на практике.
При формировании цели следует различать:
· долговременные цели;
· краткосрочные цели;
· разовые цели.
3. Правовая консультация-толкование правовой нормы применительно к конкретной проблемной ситуации.
Методика проведения развернутой консультации:
1. представить четко предмет консультации:
а) выслушать обратившегося полностью и внимательно;
б) задать вопрос: «Правильно ли я вас понял?» и пересказать услышанное;
в) в процессе пересказывания возможна и желательна корректировка со стороны обратившегося за консультацией;
г) попросить обратившегося предоставить документацию по делу и тщательно ее изучить, в хронологическом порядке выстраивая цепь событий, проводя ревизию документов;
2. указать на ваши профессиональные возможности (показать знание предмета);
3. подробно разъяснить все поставленные вопросы;
4. обязательно сделать ссылку на нормативное, методическое, прецедентное, при необходимости теоретическое обоснование предложенных ответов;
5. в случае недостатка информации предложить обратившемуся встретиться еще раз (обосновать «почему?»);
6. хорошо знать источники, правильно и понятно толковать правовую норму;
7. в случае необходимости сделать указание на возможное опровержение предложенных ответов и (или) их спорный характер;
8. в случаях противоречия в законодательстве указать на возможность выбора между различными вариантами решения задач;
9. если вы не обладаете необходимой информацией по данному кругу вопросов, специализируясь в иной отрасли права, целесообразно предложить человеку обратиться к другому юристу.
Правовая рекомендация(правовое предложение) - представляет собой указание на возможные способы решения правовых задач, приспособленные к данным условиям деятельности и одобренные в той или иной степени лицом, дающим рекомендацию.
Рекомендации могут относиться к решению конкретных и разовых правовых задач, к группе однотипных задач или охватывают в целом содержание того или иного направления деятельности.
Рекомендации могут иметь:
· нормативный характер с определенной степенью обязательности (степень зависит от должности лица дающего рекомендацию);
· методический характер - некоторые способы деятельности расцениваются как оптимальные;
· необязательный характер - описание способов деятельности и указание на возможные варианты ее реализации.
Структура рекомендаций:
· элементы относящиеся к консультации (в необходимом объеме);
· указание на возможных адресатов рекомендаций (кому рекомендация необходима);
· описание возможных ситуаций применения рекомендаций;
· описание способов конкретизации рекомендаций применительно к данным условиям;
· указание на необходимое ресурсное обеспечение рекомендаций;
· подробное описание рекомендуемых операций и их последовательность;
· указание на возможные последствия рекомендаций.
4. Правовое решение - обличенные в определенную форму и имеющую некоторую степень обязательности выводы по возможности употребления правовых средств для решения возникающих проблемных ситуаций.
Правовое решение зависит от:
· от фактического состояния дел;
· от фактического состояния законодательства;
· от самой проблемной ситуации;
· от цены выбранного решения.
Виды правового решения:
· индивидуальные - рассчитанные на определенные ситуации и определенный круг лиц;
· общие -рассчитаны на употребление в неопределенном количестве случаев или многократно.
По юридическому значению виды правовых решений делятся на:
· решения нормативного значения;
· организационно-управленческие - представляющие собой реализацию правовых норм;
· разного рода программы, концептуальные решения и т.п.
Среди общественных правовых решений особое место занимают решения, выражающие основные цели и направления правовой политики, включающей в себя:
· вопросы материально-ресурсного обеспечения;
· развитее правовой инфраструктуры;
· вопросы усиления ответственности и разграничения компетенции;
· иные вопросы укрепления законности.
Каждое решение должно соответствовать следующим требованиям:
· исходить из существующих целей и социального развития, имеющихся ресурсов, т.е. приниматься в рамках общих социально-экономических решений;
· решения должны содержать нормативное обоснование;
· решение должно содержать описание предлагаемых действий - указаний на то, в каких правовых формах, на основе каких правовых норм и каким образом должен действовать адресат решения (инструкция к действию);
· решение должно быть подготовлено для понимания и использования адресатом.
1. Под результатами профессиональной деятельности можно понимать различного рода высказывания, оценки, предложения, выводы, обоснования, решения обличенные в предусмотренные законом форму, а также информацию имеющую юридическую содержательность и связанную с применением нормативных, методических и иных средств.
Основной результат профессиональной деятельности юриста - воздействие на поведение субъектов правоотношений.
Осуществляется это посредством консультаций, предложений, указаний на возможные способы решение проблемы.
По форме результаты профессиональной деятельности могут быть выражены как:
· проекты нормативных актов;
· программы, планы;
· теоретико-методологические, концептуальные документы;
· выступления в средствах массовой информации.