По сфере, в которой стремятся достичь основных результатов, — когнитивной, эмоциональной или поведенческой
Лекция 2. Основные модели поликультурного обучения
Модели поликультурного обучения различаются по следующим аспектам:
1. По методу обучения — дидактическому или экспериментальному.
Дидактические модели основаны на предположении, что понимание культуры приходит со знаниями истории, традиций и обычаев, необходимыми для эффективного взаимодействия с ее представителями. Экспериментальные модели основаны на убеждении, что больше всего знаний люди извлекают из собственного опыта, например из особого рода активности - симуляционных и ролевых игр, которые создаются для того, чтобы выявить проблемные ситуации при подготовке или в процессе межкультурного взаимодействия.
2. По содержанию обучения — общекультурному или культурно-специфичному.
Культурно–специфичный подход обычно информирует учащихся о том, как взаимодействовать с представителями данной конкретной культуры, или - шире - о специфике культуры. Хотя существует всеобщее согласие относительно того, что представляет собой культурно-специфичное обучение, в чем его цели, нет подобного согласия относительно цели обучения общекультурного. Некоторые авторы считают, что общекультурный подход позволяет человеку изучить себя как потенциального коммуникатора с представителями любой культуры. Другие исследователи полагают, что общекультурное обучение имеет целью улучшить понимание учащимися того, как культура влияет на их поведение. Согласно третьей точке зрения, подобное обучение приводит к осознанию того, что существуют психологические явления (негативные стереотипы, предубеждения), которые мешают гармоничным межэтническим отношениям.
Представляется, что процесс общекультурного обучения в идеале должен состоять из этапов, связанных с осознанием: а) культурной специфики человеческого поведения, эмоций и когниций; б) специфики, характерной для родной культуры; в) значения культурных факторов в процессе коммуникативного взаимодействия.
По сфере, в которой стремятся достичь основных результатов, — когнитивной, эмоциональной или поведенческой.
Когнитивный подход делает акцент на получении учащимися знаний и информации о культурах и межкультурных различиях. Эмоциональный подход ориентирован на трансформацию установок, связанных с межкультурным взаимодействием, чувств людей по отношению к «иным» (от предубежденности к толерантности или даже к активному энтузиазму по развитию близких взаимоотношений). Кроме того, ориентированные на эмоции обучающие программы могут помочь учащимся справляться с неуверенностью и тревожностью в новой культурной среде и таким образом более успешно адаптироваться в ней. Поведенческий подход призван формировать умения и навыки, которые повысят эффективность общения.
По форме основные типы обучающих программ для индивидов, находящихся в ситуации межкультурного взаимодействия или готовящихся к нему, включают просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг.
Так, цель дидактического культурно-специфичного просвещения — приобретение учащимися знаний о конкретной культуре или этнической общности. Для эффективного взаимодействия с представителями других народов, как минимум, необходимо прослушать лекции, прочитать книги, просмотреть кинофильмы об их истории, географии, государственном устройстве, обычаях и традициях. При этом акцент делается на абстрактные знания.
В качестве техник дидактического общекультурного просвещения также рассматривают лекции и дискуссии. Широко используются и видеоматериалы, например, «Преодолеваем культурную пропасть», «По ту сторону культурного шока», «Будь как дома, незнакомец».
К просвещению примыкают еще два типа дидактических обучающих программ.
Инструктажобеспечивает широкий взгляд на возможные проблемы или фокусируется на отдельных аспектах приспособления к новому окружению.
Цель ориентирования — быстрое ознакомление с чужим для человека культурным окружением, основными нормами, ценностями, убеждениями инокультурной группы.
Все дидактические модели, повышая этнокультурную грамотность, недостаточно эффективны для развития этнокультурной компетентности, так как:
- они представляют собой пассивное обучение, поскольку учащиеся обеспечиваются «готовой к употреблению консервированной информацией»;
- учащимся предлагаются готовые, задаваемые извне варианты решения некоего набора проблем, тогда как в реальной жизни люди сначала должны сами выявить проблему, а затем попытаться ее решить;
- учащихся ориентируют на беспристрастное изучение и анализ информации, хотя на практике приходится формировать умения, необходимые для заряженного эмоциями взаимодействия с людьми (ориентироваться на человека).
Теоретического знакомства с чужой культурой недостаточно, а преподавание должно вестись на аффективном (установление эмоциональных отношений, умение давать эффективную обратную связь) и на поведенческом (овладение навыками неконфликтного взаимодействия), а не только на интеллектуальном (передача знаний) уровнях. Иначе информация не будет соответствовать характеру конкретных межкультурных контактов. И, наконец, совершенно очевидно, что, каков бы ни был объем передаваемой информации, учащиеся не могут быть полностью подготовлены к межкультурному взаимодействию, их необходимо «научить учиться».
Именно поэтому значительная часть моделей поликультурного образования делает акцент скорее на воспитании, нежели обучении. Это связано с тем, что простой передачи знаний о культурно-этническом разнообразии мира недостаточно, и ребенок должен эмпирическим путем открывать для себя сходства и различия с Другими. Иными словами, программы межкультурного обучения должны быть направлены на развитие этнокультурной компетентности – компетентности в общении (перцептивной, коммуникативной и интерактивной) с представителями других культур.
Однако намного чаще используются не долгосрочные программы, а другой метод интерактивного обучения – тренинг, понимаемый в широком смысле слова как специальным образом организованная относительно краткосрочная форма групповой работы, направленная на получение соответствующих знаний, умений и навыков.