Дежурство: территория – 5 отряд; столовая – 6 отряд
УРМ + ВРМ – обычно, без мойдодыра.
13.30 – Сбор совета информаторов и совета доверия.
В течение дня идет ОДИ «Взрослые и дети». Участвуют 2 – 3 человека от делегации. У остальных - отрядная работа.
КТД "Наказ"
1-й вариант – задание по группам:
1. "Как мы ехали, чего ожидали, что увидели"
2. Первая неделя
3. 2 неделя
4. 3 неделя
5. Разъезд
Совет командиров готовит сам наказ. Т. е. ребята в творческой форме через стихи, песни, частушки и т.д. готовят рассказ о том, как прожили смену, о себе. Все это можно записать на магнитофон для следующей смены.
2-й вариант.
1 группа - "Орленок" - это...
2 группа – «Мы» - это...
3 группа - "Мы вот так жили..."
4 группа - "Пожелание следующей смене"
5 группа – Сам наказ
Примечание. Если нет возможности готовить творческий наказ, то совет командиров просто пишет наказ на бумаге.
2. Подготовка оформления сбора
1 группа - повестка дня на полосках бумаги;
2 группа - вырезает группы с пожеланиями или приветствиями;
3 группа - делает "Дом" (см. сбор);
4 группа - может подготовить сленг отряда "крылатые выражения" или рейтинг (например, самый веселый, сильный, вредный и т. д. в отряде).
Хорошо погулять с ребятами до ужина. СДО готовит помещение для ИСО.
18.00 - ужин
18.30 - ИСО
Оформление сбора
Мебель стоит как на ОСО (см. ОСО 6.1.). По нему буквы (например, "Прав лишь горящий, презревший покой""...)
Пресс группа заготовила проект сбора, написала на листах повестку дня, записанный на бумаге или кассете наказ, «Дом» и т.д.
Ход сбора:
1. Песня, законы сбора (см. ОСО). Представляется пресс-группа (член СИ и член другого совета и 1 вожатый). Ведут сбор командир отряда, члены советов.
Повестка - зачитывается. На пол можно положить полоски бумаги с написанными разделами повестки. По мере прохождения они убираются. Перед началом разговора раздайте ребятам те письма, что они писали в начале смены сами себе, а когда они их прочитают, спойте песни.
1) "Отряд для меня" - по кругу передается какой-либо предмет. Ребята пытаются сказать, чем стал для них отряд за эту смену.
2) "Что нам стоит дом построить"... (выкладываются 2 крыши - 2 треугольника, 1 - темного, 2 - светлого цвета).
Ведущий говорит о том, что в смене было хорошего и плохого - в отряде были свои удачи и поражения. Дается 3 минуты. В микрогруппах обсуждаются "+" и "-" смены в отряде. После этого ведущий дает слово группам. Если называется что-то хорошее, то под светлой крышей выкладывается светлый кирпичик (прямоугольник из бумаги), если плохое, то аналогично - под темной крышей... Каждая группа дополняет новое, не повторяясь. Когда скажут все группы, становится наглядно, чего в отряде было больше - плохого или хорошего.
3) "Ступень" роста. После 2-х традиционных минут, каждая группа называет на какой, по их мнению, ступени находится отряд в конце сцены.
4) "Наши звезды".
1 блок: Можно назвать результат рейтинга и подборки сленгов, результаты юмористических анкет.
2 блок: Если проводилось в отряде вручение жетонов "удач" и т.д. те еще до сбора необходимо собрать у ребят все жетоны, записав у кого сколько жетонов. Призы нужно приготовить для всех ребят, но разные по ценности. На сборе вы называете ребят пятерками или шестерками, они выбирают себе призы, начиная с ребят, у кого больше жетонов - они имеют право выбрать первыми более приоритетные призы.
3 блок: Просите ребят назвать по цепочке тех членов отряда, которые стали истинными "звездочками", отличались душевным теплом. Таких ребят должно быть не более 3-4 человек. Этим ребятам можно вручить медали (орлятские) и можно использовать традицию свечей. Вы играете на гитаре и поете красивую песню (или используйте магнитофонную запись) ставя условие, что пока звучит песня, никто не произносит ни одного слова ("звездочки" каждый зажигает по огарку свечей), все остальные в это время загадывают желание - если "звездочки" настоящие - желание сбудется. А "звездочки" обходят весь круг со свечами, заглядывая в глаза ребятам, потом гасят свои свечи и передают их кому-нибудь из ребят - с тем, чтобы когда этому человеку будет плохо, он зажжет этот огарочек свечи. Но по преданию при этом заберет 5 минут жизни у того, кто ему этот огарок вручил. После этого нужна общая песня (можно в орлятском кругу).
5) "Ваше слово, командиры..."
1. Командиры говорят слова, пожелания, им вручаются памятные медали с пожеланиями. Нужно особо отметить членов советов.
2. Отряд встает, командиры групп сдают свои знаки различий (кроме членов советов - они сдадут свои знаки на ИСД).
3, Выборы командира-организатора (это необходимо для смягчения процесса реадаптации). И в связи с тем, что назначать встречи отряда нереально и не нужно обнадеживать детей. Но можно решить вопрос о встречах по делегациям (естественно, встреча должна быть в областном городе) и при этом нужно решить следующие вопросы:
1. Год, число и месяц встречи.
2. Кто конкретно из ребят будет встречать.
Командира-организатора выбирает весь отряд "по цепочке". Его задача - у него будут адреса всех ребят. Если кто-то поменяет адрес, то обязательно ему напишет, т.е. через него можно поддерживать связь всем "орлятам" (желательно командиру-организатору вручить символ отряда).
6) Наказ. Под красивую музыку зачитывается наказ или включается наказ в записи. Можно сопровождать слайдфильмом об "Орленке" или о смене, если вы снимали своих ребят. Отряд решает, принимается ли наказ в таком виде или его надо переделать, дополнить и исправить.
7) Решение сбора.
1. Пресс-группа читает проект решения сбора, (например, считать 30.1.95 г. днем расформирования отряда ... (название).
2. Ступень отряда...
3. Наши "звезды'
4. Наказ приять (без изменений, с изменениями...)
5. Считая командиром-организатором отряда на «большой земле"...
6. Совету Доверия отряда выполнять до разъезда …
После этого вожатый дарит детям какой-то сюрприз ("кораблики" из бумаги с пожеланиями и т.д.)
Орлятский круг, окончание дня.
Января, вторник