Структура программы курса
Программа курса подготовки пилотов коммерческой авиации состоит из 4-х уровней:
I — уровень «частный пилот» на легком однодвигательном самолете P2002;
II — уровень «пилот коммерческой авиации» на легком однодвигательном самолете P2002;
III — уровень «пилот коммерческой авиации» с получением квалификационной отметки: «полеты по приборам» и «ночные полеты» на многодвигательном самолете P-2006T;
IV — уровень «целевые полеты» с получением квалификационной отметки о типе самолета на многодвигательном самолете P-2006Т;
Каждый уровень подготовки включает один или несколько этапов (всего 11 этапов), каждый этап состоит из одного или более циклов, содержащих упражнения по наземной и летной подготовке на тренажере и самолете.
В начале каждого уровня, этапа и цикла дается время наземной подготовки, время налета и количество заходов и посадок на самолете и тренажере. Кроме того, в подробном содержании курса для каждого этапа и цикла излагаются цели и итоговые требования, которым должны удовлетворять курсанты для перехода к следующему циклу или этапу подготовки.
Условное обозначение упражнения состоит из 6 символов: трех латинских букв (сокращения английских слов), точки и двух цифр (номер упражнения), например, GRB.01.
Для обозначения упражнений летной подготовки и тем наземной подготовки используются следующие сокращения:
GRB — групповой инструктаж
SYN — комплексный пилотажный тренажер
FAM — ознакомительный полет
DGH — общая техника пилотирования, полет с инструктором
SGH — общая техника пилотирования, самостоятельный полет
DXC — полет по маршруту с инструктором
SXC — самостоятельный полет по маршруту
DIF — полет по приборам с инструктором
SIF — самостоятельный полет по приборам
(N) — ночной полет
Предупреждение:Командиру ВС- инструктору разрешается изменять очередность прохождения упражнений во всех циклах с условием полной отработки всех упражнений цикла летной подготовки на самолете по количеству и времени полетов, не допуская перехода от одного цикла к другому, если отрабатываемый цикл не закончен.
3. Итоговые требования программы курса.
3.1. Результаты летной подготовки по каждому из этапов и циклов программы курса подготовки могут быть зачтены как удовлетворительные, если они соответствуют их итоговым требованиям.
Учитывая тот факт, что летные навыки не всегда можно выразить в количественном отношении, при оценке летного мастерства необходимо учитывать следующее. Может ли курсант:
а) пилотировать самолет в рамках его предельных характеристик?
b) плавно и точно выполнять все маневры?
c) принимать правильные решения, обеспечивать контроль и наблюдение в полете, уметь работать с системами самолета и двигателя?
d) применять знания в области аэронавигации?
e) всегда управлять самолетом таким образом, чтобы при этом не возникало угрозы безопасности полета?
3.2. Цель экзаменов, как теоретических, так и практических, состоит в том, чтобы установить, что курсант обладает достаточным знанием предмета и необходимыми летными навыками на определенном этапе подготовки.
3.3. Проверка практических навыков представляет собой экзамен, цель которого заключается в оценке навыков пилота по выполнению полета или серии полетов по квалификационным требованиям, установленным полномочным государственным органом по выдаче свидетельства.
3.4. Подробное описание летных проверок, включая их оформление, приведены в Главе 3.
4. Указания командно-летному и инструкторскому составу по организации и выполнению учебных полетов.
4.1. Командно-летный и инструкторский состав обеспечивает проведение летного обучения в соответствии с требованиями Положения по организации учебно-летного процесса и настоящей Программы курса учебно-летной подготовки пилота коммерческой авиации.
4.2. Командно-летный и инструкторский состав обеспечивает организацию и выполнение учебных полетов в соответствии с требованиями руководящих документов ГА, инструкцией по производству полетов на аэродроме, руководством по летной эксплуатации самолета и других руководящих документов.
4.3. Каждый летный командир и инструктор обязан знать:
· содержание упражнений, последовательность их прохождения;
· методику и технику выполнения элементов полета;
· технологию работы и взаимодействия членов учебного экипажа;
· правила и порядок ведения осмотрительности на земле и в воздухе;
· правила и фразеологию радиообмена.
4.4. Размещение и движение по аэродрому людей, самолетов, транспортных и других технических средств производится в соответствии с Инструкцией по производству полетов на аэродроме.
4.5. Весь личный состав, имеющий доступ на аэродром, должен быть обучен правилам движения по аэродрому.
4.6. Перед началом наземной подготовки курсантский состав должен пройти инструктаж по технике безопасности и правилам работы на материальной части.
4.7. Весь курсантский состав, не связанный с наблюдением за самолетами, должен находиться в специально отведенных для этого местах.
4.8. Разрешение на имитацию отказа двигателя запрашивается перед взлетом с указанием места имитации на прямоугольном маршруте.
4.9. Организовывать полеты в пилотажных зонах методом вертикального эшелонирования запрещается.
4.10. Пересадка курсантов разрешается в специально определенных инструкцией местах.
4.11. Работа курсантов на материальной части без разрешения и контроля работниками инженерно-технического состава АТБ запрещена.
4.12. Налет и количество полетов курсанту (слушателю) в летную смену определяет пилот-инструктор, индивидуально с учетом сложности полетного задания, перерывов в полетах, уровня натренированности, метеорологических условий. При этом, при выполнении полетов по I уровню программы максимальное полетное время в летную смену не должно быть более 3 часов, а количество заходов на посадку – не более 20. При выполнении полетов по II-IV уровням программы, разрешается увеличивать полетное время до 4 часов, при условии, что в четвертом часу полетного времени выполняются только контрольные полеты. При выполнении полетов по маршрутам и воздушным трассам с посадкой на другом аэродроме разрешается увеличивать полетное время до 5 часов;
Суммарное полетное время в полетной смене для слушателя, выполняющего полеты и в качестве второго пилота, не должно быть более 6 часов;
Для слушателей планировать кратковременные перерывы продолжительностью не менее 30 минут после каждых двух часов полетного времени (исключение маршрутные полеты продолжительностью более двух часов) или после 10 заходов на посадку.
Разрешается совмещать кратковременный отдых с перерывом для приема пищи.
4.13. При самостоятельных полетах курсантов по маршруту разрешается включать в состав экипажа проверяющих из лиц штурманского и командно-летного состава.
4.14. При неудовлетворительно выполненном самостоятельном полете дальнейшие самостоятельные полеты курсанту запрещаются.
Дальнейший допуск курсанта к самостоятельным полетам осуществляется после анализа отклонений, дополнительной тренировки решением пилота-инструктора.
4.15. При перерыве в самостоятельных полетах курсанта более 5-ти дней КВС-инструктор должен дать курсанту необходимое количество контрольных полетов для восстановления практических навыков с учетом его индивидуальной подготовленности.
При перерыве в полетах, которые значительно сказываются на сохранение навыков техники пилотирования, вопрос о количестве контрольных полетов согласовывается с командно-летным составом.