Методы разрешения противоречий
Методы разрешения противоречий:
o во времени и пространстве;
o в структуре;
o в воздействиях;
o в отношениях.
Творческие методы решения проблем[1]
Интересно сравнить предложенную УСЭ и рекомендации Г.Магерамова[2] по общим принципам построения алгоритма творческого процесса. Ведь УСЭ представляет собой наиболее общий, универсальный подход к преобразованию систем.
Небольшое еретическое отступление. С принятием УСЭ процесс преобразования систем перестает быть творческим! Ведь мы заранее, пусть не в деталях, но знаем, что ждет систему, к которой мы обращаемся.
Согласно Г.Магерамову, первый принцип создания алгоритма: сбор необходимого массива информации. Чем больше этот массив и чем разнохарактернее содержащаяся в нем информация, тем фундаментальнее могут быть исследования и тем действеннее будет полученный алгоритм.
Ну, здесь полное удовлетворение принципу. Схема эволюции сделана на основе:
· анализа материалов по ТРИЗ-ЗРТС;
· обработки информационного фонда, собранного и организованного в виде картотеки, по научно-технической, экономической, политической, педагогической, философской и др. тематике;
· опыта использования ТРИЗ-ЗРТС для изучения и совершенствования технических и нетехнических (организация производства, структуры управления, педагогика, защита информации) систем.
По второму и третьему принципам Г.Магерамова: дифференциация массива информации и определение фактора особенности есть интересное отличие. Поскольку создавалась Универсальная Схема Эволюции, то произведена "интеграция" информации, выявлены наиболее общие черты развития, присущие всем без исключения системам. Здесь не противопоставление двух подходов, а их взаимодополнение. Получается работа по системному оператору:
· Г.Магерамов идет в подсистему, рассматривая конкретные пути и детали преобразования систем;
· А.Захаров идет в надсистему, рассматривая наиболее общие законы преобразования систем.
По четвертому принципу:выявление и формализация структуры творческого процесса- полное совпадение. Универсальная Схема Эволюции обладает:
· внутренней непротиворечивостью - последовательность блоков образует несколько контуров, составленных из причинно-следственных цепочек
· полнотой - набор блоков достаточен для представления полного цикла совершенствования систем
· универсальностью - последовательность блоков отражает эволюцию любых систем (объектов) Природы.
Пятый и шестой принципы:обеспечение инструментальной информацией и наличие примеров применениятоже реализованы. Дано подробное описание УСЭ (разъяснение смысла и наполнение этапов преобразования систем), а в качестве примеров применения УСЭ сделаны работы:
1. Универсальная Схема и эволюция систем уровней "Природа - Общество - Производство - Техника".
2. Универсальная Схема эволюции систем и неалгоритмические Методы активизации творческого мышления.
3. Универсальная Схема эволюции систем и инструменты ТРИЗ:
· Таблица выбора приемов разрешения технических противоречий
· Система стандартов на решение изобретательских задач
· Алгоритм решения изобретательских задач
· Цепочка противоречий АП→?→?→ТП→ФП
4. Универсальная Схема Эволюции и развитие системы знаний - науки, теории, парадигмы.
5. Универсальная Схема Эволюции и Закон повышения проводимости в ТС.
6. Универсальная Схема Эволюции как инструмент совершенствования существующих и создания новых инструментов ТРИЗ.
Основные стадии творческого процесса решения проблем[3].
1. Анализ окружающей среды. Быть способным распознать проблему и возможности жизненно важно для успеха. Распознание проблемы.
2. Выявление (идентификация) проблем. На выходе этой стадии - набор критериев решения для оценки различных вариантов. Принятие допущений.
3. Генерирование альтернатив. Генерирование альтернатив включает перечисление известных вариантов (рациональный акт) и генерирование дополнительных вариантов (рациональный и интуитивный акты).
4. Выбор из альтернатив. Систематическая оценка альтернатив по ранее установленным критериям.
5. Внедрение. Расчет деталей, прогноз и преодоление препятствий.
См. комментарий к разделу "Методы проектирования": содержание пунктов там и здесь совпадает практически дословно. Тут и выявление проблемы, и установление критериев приемлемости решения, и генерирование альтернативных решений, и выбор из альтернатив - наиболее подходящего решения. И снова подчеркнем - другого и быть не может, это отражение универсальности эволюции систем!
Майкл Левен, бывший Президент сети отелей Days Inn: "Творчество необходимо для выживания в сегодняшнем окружении. Нововведения - вот ключ к выживанию."[4]
Одним из известнейших исследователей теории познания Карлом Поппером была предложена следующая схема для описания процесса решения проблем[5]:
P1 -> ТТ -> ЕЕ -> Р2,
где P1 – исходная проблема, ТТ – пробные теории, ЕЕ – устранение ошибок (error elimination), Р2 – новые проблемы.
[1] Универсальная Схема Эволюции А.Захаров http://www.metodolog.ru/00522/00522.html
[2] Магерамов Г. Об общих принципах построения алгоритма творческого процесса. ОЛМИ, 1973.http://www.trizminsk.org/r/tt/980301.htm
[3] Higgins, James M. 101 способ творческого решения проблем: справочник по поиску новых идей для бизнеса. The New Management Publishing Company, 1994,
[4] Higgins, James M. 101 способ творческого решения проблем: справочник по поиску новых идей для бизнеса. The New Management Publishing Company, 1994
[5] Поппер К. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000, с. 57-74. [ http://www.keldysh.ru/pages/mrbur-web/philosophy/popper.html ]