Глава 6. Обратная связь, создающая уверенность
и закладывающая основы успеха....................................... 135
Потенциальные препятствия эффективной обратной связи.. 138
Сензитивность и стресс.................................................... .. 139
Как вам это?...................................................................... .. 141
Обратная связь, создающая уверенность........................ .. 142
Визуализация успешной
профессиональной деятельности................................ 143
Использование основных внутренних качеств .............. 144
Проведение сессии обратной связи................................. .. 146
Воспитание победителей.................................................. 148
Памятка........................................................................ 149
Глава 7. Наблюдение в процессе слушания.............................. 150
Наблюдать не просто ...................................................... 151
Важность наблюдения языка тела.................................... .. 154
Понятие личной зоны человека....................................... .. 156
Доверие и недоверие......................................................... 157
Мифы и предрассудки...................................................... .. 157
Активное слушание.......................................................... .. 158
Первая стадия............................................................... .. 160
Вторая стадия............................................................... 161
Третья стадия............................................................... .. 161
Памятка........................................................................ .. 162
Глава 8. Правильная постановка вопросов.............................. 164
Основные типы вопросов................................................. .. 165
Типы вспомогательных вопросов.................................... .. 166
Вопросы, повышающие осознание............................. .. 166
Рефлексивные вопросы................................................ .. 167
Подтверждающие вопросы.......................................... .. 167
Оглавление
■ 9
Гипотетические вопросы............................................. 167
Зондирующие вопросы................................................ 168
Проверочные вопросы................................................. 168
Типы вопросов, которых следует избегать .................... 169
Примеры вопросов для сессии
коучинга или наставничества ..................................... 169
Техника переноса......................................................... 170
Методика GROW.......................................................... 171
Цель (Goal) ............................................................. 172
Реальность (Reality)................................................. . 172
Варианты действий (Options) ................................. . 173
Воля (Will)................................................................ . 173
Осознание учеником своего эмоционального мира........ . 174
Знание собственных эмоций........................................ . 174
Управление эмоциями................................................. . 175
Мотивирование самого себя....................................... . 175
Осознание эмоций других людей................................ . 175
Выстраивание отношений с другими людьми............ 176
Выслушивание ответов.................................................... 176
Вопрос стилистики........................................................... 177
Памятка........................................................................ 178
Глава 9. Управление отношениями......................................... 179
Семь «законов» самоуправляемого личного развития... 186
1. Универсальный закон Решений гласит, что............ 187
2. Закон Принятия изменений гласит, что.................. 187
3. Закон Мотивации гласит, что.................................. 188
4. Закон Видимого Вознаграждения гласит, что........ . 188
5. Закон Преимуществ бизнеса гласит, что................ . 188
6. Закон Возврата затрат и результатов гласит, что.. . 189
7. Закон Удовлетворения потребностей клиента
(и личных потребностей) гласит, что.................... 189
10 ■ Оглавление
Семь золотых правил простоты...................................... 194
Правило простоты № 1: «Успех гарантируется
постоянным выполнением простых вещей» ......... 194
Правило простоты № 2: «Удостоверьтесь, что вы
встретитесь»............................................................ 194
Правило простоты № 3: «Встреча должна быть
короткой»................................................................ 195
Правило простоты № 4: «Придерживайтесь основного
процесса»................................................................. 196
Правило простоты № 5: «Развивайте навык
"спрашивай", а не говори»...................................... 197
Правило простоты № 6: «Помни, все делается ради
обучения»................................................................ 198
Правило простоты № 7: «Ожидай пользы и для себя» 198
Глава 10. Предлагаемые возможности для дальнейшего
обучения и ссылки на полезные ресурсы............................ 200
Другие источники............................................................. 203
Слова признательности
Все авторы испытывают чувство глубокой благодарности к спутникам жизни, семьям и друзьям. И мы — не исключение из этого правила. В своей книге мы постарались особо отметить тех людей, чьи работы или практический опыт оказались для нас особенно полезными и информативными. Но, возможно, главным источником вдохновения стали наши коллеги — коучи и наставники, наши клиенты, соискатели и ученики, с которыми мы работали в течение последних трех лет. Они с готовностью делились с нами своими переживаниями по поводу процесса и результатов обучения, а также предоставляли нам ценную обратную связь. Поскольку таких людей было слишком много, чтобы перечислить их здесь всех поименно, мы надеемся, что они примут наше общее выражение признательности за их вклад в создание этой книги.
Введение
Мы уложились в намеченный срок и завершили книгу вовремя: 31 декабря 1999 года она была готова.
Эта драматическая дата сама по себе является существенным поводом оглянуться назад и оценить прошлое, чтобы затем взглянуть вперед и подумать о будущем. Анализ и оценка, процесс достижения определенных выводов и планирование будущего — стержневые вопросы данной работы. Конечно же, они являются составляющими повсеместно распространенной модели обучения взрослых людей.
В первой главе «От маргинальности к господствующей тенденции» мы описываем историю развития коучинга и наставничества — важных и приобретающих все большую популярность методов, призванных помочь людям эффективнее обучаться и поддерживающих их на этом пути. Рост популярности коучинга приходится в основном на последнее десятилетие прошлого века. Можно сказать, что мы находимся в самой середине революции представлений об обучении. Мы предполагаем, что к концу следующего десятилетия коучинг и наставничество станут совершенно обычными способами обучения.
Осознание опыта обучения, приобретенного нами только за последние десять лет, а также анализ огромного количества переживаний и сообщений, собранных авторами этой книги за это время, поражают воображение и заставляют задуматься. Откуда все это взялось? Истина, конечно же, заключается в том, что значительная часть этого опыта покоилась в глубинах нашего бессознательного, в нашей долговременной памяти. Если мы могли точно вспомнить книгу, статью, беседу или событие, послужившие источником нашего знания, мы с благодарностью упоминали о них. Но мы понимаем, что в основе львиной доли того, чему мы научились, — многие сотни часов индивидуальных занятий, которые мы провели, исполняя роли консультантов, советников, коучей и наставников. Кроме того, мы многому научились (зачастую это обучение имело наиболее мощный эффект) на своих же ошибках. Мы счастливы, что наши собственные коучи и наставники научили нас воспринимать промахи и ошибки как развивающие ситуации, возможность чему-то научиться, а не как события, которым не следует уделять особого внимания или которые лучше скрыть, чтобы не опозорить себя.
Введение ■ 13
Процесс написания книги заставляет осмыслять собственный опыт и формулировать выводы. Именно это мы и пытались сделать: описать, что именно, как нам кажется и как мы узнали на собственном опыте, работает лучше всего, то есть с наибольшей эффективностью влияет на процесс обучения. Поскольку мы оба предпочитаем подводить под свои действия надежную теоретическую базу и проверять гипотезы в ходе тщательных исследований, мы также попытались показать вам и эти взаимосвязи.
Во второй главе, которая называется «Как помочь людям научиться учиться», на основе недавних исследований мы демонстрируем процесс создания новых теоретических построений и моделей, способных сделать наше обучение более эффективным. Мы доказываем необходимость усовершенствования традиционных методов обучения или, в некоторых случаях, отказа от них в пользу методов коучинга и наставничества. В частности, это относится к развитию личных навыков и к обучению руководству собственным самообучением.
В главах третьей и четвертой мы излагаем теорию и практику коучинга и наставничества. Как показывает название четвертой главы — «Наставничество: слияние теории и практики», мы понимаем, насколько важно увязывать теоретические модели с конкретными жизненными ситуациями таким образом, чтобы получать реальные практические выгоды.
Глава пятая называется «Общественные наставники: катализаторы возникновения новой профессии». В ней мы говорим о том, что, и в этом мы глубоко убеждены, последние разработки в общественной сфере являются убедительными доказательствами силы и эффективности коучинга и наставничества как методов, способствующих обучению. Здесь также провозглашается рождение новой профессии — «коучей-наставников».
Мы прекрасно понимаем, что, несмотря на годы нашей работы в сфере обучения, опыт и занятия, проведенные другими людьми, могли привести их к совсем другим выводам. Преимущество жизни в век все совершенствующихся систем коммуникации заключается в том, что сейчас стало гораздо легче делиться опытом. Мы знаем, что уже в момент окончания рукописи нам станут доступны новая информация и новые впечатления, которые не мешало бы знать ранее, так как это, несомненно, изменило бы наши представления.
В наших прежних работах мы говорили о вечном вопросе предоставления обратной связи: внимательном выслушивании и постановке
14 ■ Введение
правильных вопросов. Приступая к написанию этой книги, мы думали, что трудно будет добавить по этому поводу что-либо новое. Но мы ошибались. В главах шестой, седьмой и восьмой мы попытались охватить новые идеи и разработки и связать их с новым опытом, полученным в ходе последних коучинговых и наставнических сессий. Кроме того, очень ценным был опыт других авторов. Возможно, наиболее интересным и многообещающим фактом стала формулировка понятия «вскрывающего вопроса» (incisive question) Нэнси Клиен, частично из-за его простоты.
Мы посчитали, что самым правильным будет описать этот случай в главе девятой «Управление отношениями». Коучинг и наставничество — не новые виды деятельности. Веками они использовались неформально. Новизна заключена в степени использования их возможностей для удовлетворения все увеличивающейся потребности в обучении новому новыми способами. Это привело к попыткам формализовать отношения наставничества. Исследования показывают, что чрезмерно подчеркиваемая потребность в достижении совершенного подобия может увести далеко в сторону. Мы предлагаем «семь золотых правил простоты», которым нужно следовать, чтобы наилучшим образом помочь людям применить практические методы улучшения их обучения.
Поскольку обучение — процесс продолжительный, в главе десятой мы приводим список дополнительной литературы, а также ссылки на различные источники, использованные нами в процессе собственного обучения и в ходе наших исследований.
Наконец, мы повторим последние три предложения девятой главы:
Точно так же стоит подчеркнуть, что наше определение общего предназначения коучинга и наставничества включает задачу «помочь людям стать такими, какими они хотят быть». Это открывает возможность получения вознаграждений из внешнего окружения, находящегося за пределами внутренней среды организации. И, не уходя глубоко в идеализм, это также помогает оказывать содействие в моральной и духовной реализации человека.
Мы надеемся, что вы разделите наш энтузиазм по поводу этих возможностей, а также преимущества применения новых методов обучения в условиях повседневной жизни в новом веке.
Эрик Парслоу и Моника Рэй,
Оксфорд и Лондон 31 декабря 1999
Глава 1
От маргинальности