Семинарское занятие 2
Современные научные исследования в педагогике. Научное произведение. Научная статья как жанр, ее характеристики
1.Научный дискурс. Признаки научного дискурса. Жанровая вариативность научного дискурса: признаки жанров, первичные и вторичные жанры научного дискурса. Функциональные стили языка. Научный стиль современного русского языка. Языковые особенности, лексика научного стиля.
2.Научный текст и его основные категории (связность, структурность, цельность, функционально-смысловые типы речи, модальность). Композиция научного произведения, архитектоника. Рубрикация научного текста. Виды и функции заголовков.Академическое письмо.
3.Классификация статей. Характеристика научной и научно-популярной статей. Структурные элементы научной статьи. Стиль и язык научной статьи.
Практические задания:
1.Подумайте к каким стилям относятся данные жанры речи: диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, доверенность, басня, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ. Обсудите данный вопрос в группе.
2.На основе изучения теоретического материала проведите аналитический обзор источников научной информации по теоретической части своего магистерского исследования.
3.Составь аннотации наиболее значимых для своего диссертационного исследования работ. Презентуй работу в группе и отправь тезисы преподавателю.
Рекомендуемая литература:
1. Валгина Н.С. Теория текста, Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 280 с.
2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования /В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. (с. 167-176).
2. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 288 с.
3. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. – М.: ИТДК: Гнозис, 2003. – 280 с.
4. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 257 с.
5. Хлыпенко Г.Н. Литературное, техническое и библиографическое оформление научной работы: Практическое пособие для студентов, магистрантов и аспирантов. / Науч. ред. проф. Т.А. Шаймергенова – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2010. – 100 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
http://www.apkpro.ru/content/view/1771/590/ - сайт академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
http://journals.kantiana.ru/authors/imk/ - сайт редакции научных журналов БФУ им. И.Канта
Семинарское занятие 3. Основные способы переработки научной информации. Нормы оформления научного исследования
1.Критическое чтение. Аннотация, реферат: содержание и принципиальные отличия. Правила составления аннотаций, рефератов.
2.Резюме. Эссе. Правила подготовки. Рецензия и отзыв: содержание, правила подготовки. Методические рекомендации: содержание, правила подготовки.
3.Представление отдельных видов текстового материала (числительные и буквенные обозначения, цитирование, библиографические ссылки, оформление заимствований, перечисления).
4.Представление табличного материала, формул, иллюстративного материала. Оформление библиографического аппарата. Компьютерные технологии оформления научных работ.
Практические задания:
1.На основе изучения теоретического материала проведите аналитический обзор источников научной информации по практической части своего магистерского исследования.
2.Составь на основе собранных материалов тезисы научной статьи на тему "Использование источников научной информации в магистерском диссертационном исследовании на тему "___________".Презентуй работу в группе и отправь тезисы преподавателю.
Семинарское занятие 4. Принципы устного профессионального общения
1. Доклад и научное сообщение: построение устного выступления, приемы рассуждения. Защита, выступление на конференции. Психологическая подготовка к устному выступлению.
2. Демонстрационный материал и техника. Научный спор, диспут, дискуссия: логика и культура, аргументы, доказательства. Психологические приемы при ведении дискуссии.
Практические задания:
1.Презентуйте тезисы научной статьи на тему "Использование источников научной информации в магистерском диссертационном исследовании на тему "___________" в группе в рамках минин-конференции.
2.Подготовьте материалы к публикации и выставьте на портале ОмГПУ в курсе «Работа с научной информацией».
Рекомендуемая литература:
1. Елизаветина Т.М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу / Т. М. Елизаветина. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003. - 234 с.
2. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
3. Савкова З.В. Искусство слова. – СПб., 2006. – с.
4. Стернин И.А. Практическая риторика: учебное пособие / И. А. Стернин. - 2-е изд. - М.: ACADEMIA, 2005. - 269 с.