Практическое занятие №9
Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст
1. Виды словосочетаний по признаку главного компонента и типу подчинительной синтаксической связи.
2. Грамматическая структура предложения.
3. Актуальное членение предложения. Предикативность. Модальность. Особенности, признаки и типы текстов.
7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).
Не предусмотрены.
8. Примерная тематика курсовых работ.
Не предусмотрены.
9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.
Таблица5 .
№ | Модули и темы | Виды СРС | Неделя семестра | Объем часов | Кол-во баллов | |
обязательные | дополнительные | |||||
Модуль 1 | ||||||
1.1 | Русский язык и культура речи как наука. Предмет, задачи, основные методы исследования языка | Написание интерактивного диктанта | ||||
1.2 | Язык как важнейшее средство человеческого общения | Конспектирование статьи | ||||
1.3 | Понятие системы и структуры языка | Выполнение практического задания на орфографическую зоркость | ||||
Всего | ||||||
Модуль 2 | ||||||
2.1 | Фонема как звуковая единица | Выполнение практического задания на орфографическую зоркость | Конспектирование статьи | 8, 10 | ||
2.2 | Слово как центральная языковая единица | Выполнение практического задания на орфографическую зоркость | ||||
2.3 | Лексикография как наука | Выполнение практического задания на орфографическую зоркость | ||||
Всего | ||||||
Модуль 3 | ||||||
3.1 | Слово и фразеологизм | Выполнение практического задания на орфографическую зоркость | ||||
3.2 | Морфема как языковая единица | Написание интерактивного диктанта | ||||
3.3 | Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст | Словарная работа | Конспектирование статьи | |||
Всего | ||||||
Итого |
Самостоятельная работа студентов представлена в следующем виде:
- подготовка к практическим занятиям;
- изучение литературы, написание докладов;
- работа со справочной литературой и словарями;
- подготовка к тестированию;
- подготовка к итоговому контролю.
Конспект – это жанр работы с источником и литературой, целью которой является: зафиксировать и переработать тот или иной научный текст. Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника, при этом - это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.
10.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
В соответствии с приказом от 19 декабря 2013 г. №1367 фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) или практике включает в себя
10.1 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Таблица 6.
Карта критериев оценивания компетенций
Код компетенции | Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП | Виды занятий | Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.) | ||
минимальный (удовл.) | базовый (хор.) | повышенный (отл.) | |||
ОК-5 | Знает: теоретические основы курса; Умеет: пользоваться лексикографическими источниками и извлекать из них необходимую информацию (лексикографическая компетенция); Владеет: отдельными навыками правильной устной и письменной речи. | Знает: нормы устной и письменной речи; Умеет: строить устную и письменную речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; строить устную и письменную речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; Владеет: основными навыками правильной устной и письменной речи. | Знает: свободно ориентируется в языковом и речевом материале; Умеет: производить комплексный языковой анализ текстов разных стилей; Владеет: навыками литературной правки. | лекции, практические занятия | тесты |
10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Орфоэпическая норма
1. Орфоэпическая норма – это
а) правила словоупотребления;
б) правила постановки ударения;
в) совокупность правил нормативного произношения;
г) правила построения словосочетаний и предложений.
2. Орфоэпия – слово, переводимое как
а) «правильное произношение»;
б) «правописание»;
в) «любовь к слову»;
г) «ораторское искусство».
3. Мягкий согласный произносится перед [э] в словах ряда
а) пионер, шинель, консервы, контекст;
б) терапевт, семестр, демократия, тенденция;
в) продекламировать, резерв, редукция, тендер;
г) музеевед, сейф, пастеризатор, тест.
4. Твердый согласный произносится перед [э] в словах ряда
а) музей, пенсионер, декольте, резус;
б) менеджер, тенденция, компьютер, протектор;
в) консерватор, нельма, одеколон, метрдотель;
г) одесский, нейлон, лютеранин, лидер.
5. Произношение слов пассаж, термос, гренадер указано верно
а) па[сс]аж, [т’э]рмос, грена[дэ]р;
б) па[с]аж, [тэ]рмос, грена[д’о]р;
в) па[сс]аж, [т’э]рмос, грена[д’э]р;
г) па[с]аж, [тэ]рмос, грена[д’э]р.
6. Произношение слов сессия,яичница, Золя указано верно
а) [сэс’]ия, яи[чн’]ица, З[о]ля;
б) [с’эс’]ия, яи[шн’]ица, З[а]ля;
в) [сэс’с’]ия, яи[чн’]ица, З[о]ля;
г) [с’эс’с’]ия, яи[шн’]ица, З[о]ля.
7. Произношение слов жернов, шинель, баллон указано верно
а) [жэ]рнов, ши[нэ]ль, ба[л]он;
б) [жо]рнов, ши[н’э]ль, ба[л]он;
в) [жэ]рнов, ши[н’э]ль, ба[лл]он;
г) [жо]рнов, ши[нэ]ль, ба[лл]он.
8. Орфоэпические варианты даны в словах ряда
а) матрас и матрац;
б) плот и плод;
в) а́тлас и атла́с;
г) волна́м и во́лнам.
9. Сведения о произношении и ударении даются в орфоэпическом словаре под редакцией
а) В. И. Даля;
б) В. В. Виноградова;
в) М. Фасмера;
г) Р. И. Аванесова.
10. В орфоэпическом словаре используются пометы
а) не рекомендуется;
б) нормативное;
в) дополнительно;
г) допустимо.