Практическое занятие №9

Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст

1. Виды словосочетаний по признаку главного компонента и типу подчинительной синтаксической связи.

2. Грамматическая структура предложения.

3. Актуальное членение предложения. Предикативность. Модальность. Особенности, признаки и типы текстов.

7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).

Не предусмотрены.

8. Примерная тематика курсовых работ.

Не предусмотрены.

9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Таблица5 .

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
обязательные дополнительные
Модуль 1          
1.1 Русский язык и культура речи как наука. Предмет, задачи, основные методы исследования языка Написание интерактивного диктанта    
1.2 Язык как важнейшее средство человеческого общения   Конспектирование статьи
1.3 Понятие системы и структуры языка Выполнение практического задания на орфографическую зоркость  
  Всего      
Модуль 2          
2.1 Фонема как звуковая единица Выполнение практического задания на орфографическую зоркость Конспектирование статьи 8, 10
2.2 Слово как центральная языковая единица Выполнение практического задания на орфографическую зоркость  
2.3 Лексикография как наука Выполнение практического задания на орфографическую зоркость      
  Всего      
Модуль 3          
3.1 Слово и фразеологизм Выполнение практического задания на орфографическую зоркость  
3.2 Морфема как языковая единица Написание интерактивного диктанта  
3.3 Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст Словарная работа Конспектирование статьи
  Всего      
  Итого      


Самостоятельная работа студентов представлена в следующем виде:

- подготовка к практическим занятиям;

- изучение литературы, написание докладов;

- работа со справочной литературой и словарями;

- подготовка к тестированию;

- подготовка к итоговому контролю.

Конспект – это жанр работы с источником и литературой, целью которой является: зафиксировать и переработать тот или иной научный текст. Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника, при этом - это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.

10.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

В соответствии с приказом от 19 декабря 2013 г. №1367 фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) или практике включает в себя

10.1 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

Таблица 6.

Карта критериев оценивания компетенций


Код компетенции Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП Виды занятий   Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)  
минимальный (удовл.) базовый (хор.) повышенный (отл.)
ОК-5 Знает: теоретические основы курса; Умеет: пользоваться лексикографическими источниками и извлекать из них необходимую информацию (лексикографическая компетенция); Владеет: отдельными навыками правильной устной и письменной речи. Знает: нормы устной и письменной речи; Умеет: строить устную и письменную речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; строить устную и письменную речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; Владеет: основными навыками правильной устной и письменной речи. Знает: свободно ориентируется в языковом и речевом материале; Умеет: производить комплексный языковой анализ текстов разных стилей; Владеет: навыками литературной правки. лекции, практические занятия тесты

10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

Орфоэпическая норма

1. Орфоэпическая норма – это

а) правила словоупотребления;

б) правила постановки ударения;

в) совокупность правил нормативного произношения;

г) правила построения словосочетаний и предложений.

2. Орфоэпия – слово, переводимое как

а) «правильное произношение»;

б) «правописание»;

в) «любовь к слову»;

г) «ораторское искусство».

3. Мягкий согласный произносится перед [э] в словах ряда

а) пионер, шинель, консервы, контекст;

б) терапевт, семестр, демократия, тенденция;

в) продекламировать, резерв, редукция, тендер;

г) музеевед, сейф, пастеризатор, тест.

4. Твердый согласный произносится перед [э] в словах ряда

а) музей, пенсионер, декольте, резус;

б) менеджер, тенденция, компьютер, протектор;

в) консерватор, нельма, одеколон, метрдотель;

г) одесский, нейлон, лютеранин, лидер.

5. Произношение слов пассаж, термос, гренадер указано верно

а) па[сс]аж, [т’э]рмос, грена[дэ]р;

б) па[с]аж, [тэ]рмос, грена[д’о]р;

в) па[сс]аж, [т’э]рмос, грена[д’э]р;

г) па[с]аж, [тэ]рмос, грена[д’э]р.

6. Произношение слов сессия,яичница, Золя указано верно

а) [сэс’]ия, яи[чн’]ица, З[о]ля;

б) [с’эс’]ия, яи[шн’]ица, З[а]ля;

в) [сэс’с’]ия, яи[чн’]ица, З[о]ля;

г) [с’эс’с’]ия, яи[шн’]ица, З[о]ля.

7. Произношение слов жернов, шинель, баллон указано верно

а) [жэ]рнов, ши[нэ]ль, ба[л]он;

б) [жо]рнов, ши[н’э]ль, ба[л]он;

в) [жэ]рнов, ши[н’э]ль, ба[лл]он;

г) [жо]рнов, ши[нэ]ль, ба[лл]он.

8. Орфоэпические варианты даны в словах ряда

а) матрас и матрац;

б) плот и плод;

в) а́тлас и атла́с;

г) волна́м и во́лнам.

9. Сведения о произношении и ударении даются в орфоэпическом словаре под редакцией

а) В. И. Даля;

б) В. В. Виноградова;

в) М. Фасмера;

г) Р. И. Аванесова.

10. В орфоэпическом словаре используются пометы

а) не рекомендуется;

б) нормативное;

в) дополнительно;

г) допустимо.

Наши рекомендации