Подготовка к экскурсии
Подготовка и создание выставки
Выставка это совокупность предметов выставленных для обозрения и имеющая временный характер. Выставки могут быть стационарными и передвижными.
Любая создаваемая выставка независимо от длительности ее работы и размеров является полноценной экспозицией и строится на музейных материалах, имеет научно обоснованную структуру и продуманное художественное или образное решение.
Подготовка к созданию выставки
Начало работы по созданию выставки не отличается от первого этапа любой научной работы и состоит из разработки концепции.
Концепция выставки включает в себя:
1. Обоснование и актуальность темы, основной проблемы.
2. Тематическую структуру и особенности содержания выставки.
3. Характеристику источниковой базы.
4. Перечень требований к художественному или образному решению.
На основе концепции разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП) который отражает конкретный состав экспозиционных материалов и их группировку в соответствии с тематической структурой. ТЭП включает в себя наименование разделов, тем, подтем, тематических комплексов, ведущие тексты, аннотации, перечень экспонатов в экспозиционных комплексах, сведения о характере экспонатов (подлинник, копия, воспроизведение и т.д.), их размеры. В приложениях к ТЭП дается этикетаж.
Проектирование выставки:
1. Создание рабочих чертежей (наброски)
2. Разработка монтажных листов (предварительная раскладка экспозиционных материалов, ведущих текстов и этикеток на планируемом оборудовании).
Требования к оформлению выставки
1. Наличие образа выставки, который создается путем подбора тематических комплексов (группа предметов, объединенных по содержанию и образующих целостную композицию).
2. Наличие и грамотность текстов выставки. Ведущий текст короткий и ясный (аналогичный эпиграфу в литературных произведениях) должен выражать направленность экспозиции в целом. Объяснительные тексты (аннотации) к экспонатам с наличием полной информации о них.
3. Художественное оформление выставки направлено на создание образа, в основе которого лежит ценность музейного памятника (экспоната), Недопустимо, когда экспозиционный образ создается главным образом художественно-изобразительными средствами, стилизацией и усилением активности оборудования.
4. Выставочное оборудование должно быть относительно легким и мобильным, приспособленным к переездам, безопасным в эксплуатации. Главным критерием является способность обеспечить сохранность экспонатов.
Подготовка и проведение экскурсии
Экскурсией называется коллективный просмотр музея, выстави или внемузейного объекта, проводимый по намеченному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.
Подготовка к экскурсии
Качество и эффективность экскурсии значительно выше, если имеется научно-методическая документация и собран обширный справочный материал к экскурсии. Наличие разнообразных материалов определяет качество и способствует повышению методического уровня экскурсии и мастерства экскурсовода.
Методическая разработка является основным документом и служит руководством для проведения экскурсии, этот документ представляет собой уточненный развернутый план экскурсии с методическими указаниями. Определяет объекты и приемы показа, маршрут и продолжительность. Методическая разработка оформляется следующим образом:
- титульный лист;
- целевая установка;
- вводная беседа;
- основная часть экскурсии;
- заключительная беседа.
Титульный лист
Указывается тема экскурсии, продолжительность, фамилия составителя.
Целевая установка
В тезисной форме отмечаются основные положения экскурсии и ее задачи (образовательные, воспитательные).
Правильно поставленная и четко сформулированная цель экскурсии дает возможность экскурсоводу сконцентрировать внимание слушателей на главных вопросах.
Вводная беседа
Составная часть любой экскурсии излагается следующим образом:
- знакомство с группой (назвать себя);
- краткие сведения об особенностях представляемого объекта и правилах его осмотра;
- тема экскурсии, ее хронологические рамки, цели и задачи.
Основная часть
Рекомендуется излагать по следующей схеме:
1. В первой графе указывается место остановки у тематического комплекса, витрины, планшета и т.д.
2. Во второй графе перечисляются экспонаты и объекты показа, намечается необходимое время для каждой остановки.
3. В третьей графе дается краткий план содержания экскурсии, перечисляются основные вопросы рассказа применительно к экспонатам и объектам показа.
4. В четвертой графе фиксируются предложения по методике проведения экскурсии, которые вырабатываются в процессе подготовки экскурсии (текстовые связки при переходе к другому разделу или теме, включение в текст экскурсии стихотворения, цитаты, вопроса и т.д.)
Заключительная беседа
Записывается или в тезисной форме или в виде вопросов. В первом случае это подведение итогов экскурсии, общие выводы по теме, вытекающие из всего увиденного и услышанного. Во втором – вопросы, которые надо поставить группе, завершая экскурсию.
Проведение экскурсии
Экскурсия – это совместная работа экскурсовода и группы, поэтому их взаимное взаимодействие – обязательное условие для повышения ее эффективности. От экскурсовода требуется дифференцированный подход к каждой группе умение быстро реагировать на внимания слушателей и в соответствии с этим варьировать содержание и приемы проведения экскурсии. Особое внимание следует уделять культуре речи, причем не только грамматической правильности и хорошей дикции, но и ее выразительности, умению менять темп и использовать паузы.
Слово в экскурсии сочетается с мимикой, жестом руки и указки.
Немаловажное значение имеет культура поведения и внешний вид ведущего экскурсию.
Экскурсия это большая физическая нагрузка, поэтому экскурсоводу нужны и достаточно хорошее зрение, и выносливость, и специальные занятия по постановке голоса.
Основные критерии оценки качества экскурсии:
1. Содержание экскурсии – соответствие содержания экскурсии теме и полнота ее раскрытия, целенаправленность и научный уровень, актуальность, новизна материала для слушателей, четкость тематической структуры экскурсии.
2. Методика проведения экскурсии – последовательность и логичность изложения материала, умение интересно и убедительно раскрыть тему экскурсии, наличие вступительной и заключительной части экскурсии, умение сделать выводы и обобщения, правильная демонстрация экскурсионных объектов: сочетание показа и рассказа, использование приема реконструкции, сравнения, метода беседы и т.д.; установление контакта со слушателями, организация группы, ответы на вопросы; распределение времени по основным разделам экскурсии; соблюдение маршрута.
3. Речь экскурсовода – доходчивость, правильность, богатство языка, его художественная выразительность и эмоциональность.
4. Культура проведения экскурсии, умение двигаться и владение указкой.