Зачем взрослым вообще учиться рисовать?
Я учу взрослых людей рисовать по той же самой причине, по которой другие учат их писать. Визуальный язык – это все-таки язык, и свободное владение им наделяет нас умопомрачительной способностью выражать свои мысли, доносить их и решать проблемы, которые в ином случае таковыми и остались бы.
Но, прежде чем я приступлю к доказательству этого тезиса с опорой на науку и здравый смысл, позвольте открыть тайну, каким образом мне удается преодолеть всегдашнее сопротивление рисованию[2].
Я НЕ ПРОШУ «РИСОВАТЬ».
Работая с бизнесменами, я методом проб и ошибок пришла к пониманию того, что слово «рисование» слишком пугает людей. Если спросить взрослого человека, умеет ли он рисовать, он слышит следующее: «Умеете ли вы посредством рисования реалистично отображать действительность?» Когда я говорю о рисовании, люди тут же представляют произведения да Винчи или Пикассо, и их охватывает приступ паники. У несчастных возникает стрессовая реакция, и это понятно. Если вы думаете, что рисование подразумевает точное воспроизведение на листе бумаги наблюдаемых объектов, тогда, признаюсь, я и сама рисовать не умею. Я не смогла бы нарисовать вомбата, если бы тот терпеливо позировал мне в течение двух дней. А вот зарисовку вомбата в стиле дудлинга я сделать могу. Значит, и вы можете.
Нарисованный за 10 секунд вомбат, вдохновленный изображениями, найденными в интернете. А теперь попробуйте вы.
Давайте внесем ясность. Эта книга, как и революция, которую я здесь провозглашаю, к рисованию отношения не имеет. Умение рисовать, конечно, приветствуется, но цель этой книги состоит в пропаганде визуального языка, называемого дудлингом, и в обучении ему.
Эта книга посвящена практическому применению дудлинга и его более продвинутого партнера – инфодудлинга – как доступных и весьма эффективных методов, помогающих решать различные проблемы.
Чуть ниже разберем все семантические тонкости, поэтому пусть ваша внутренняя языковая полиция не беспокоится.
Да, я прекрасно понимаю, что среди вас есть скептики, которые думают: «Дудлинг? Что за ерунда?» Пусть вы не умеете рисовать, но уж дудлить взрослому, образованному человеку не пристало. Да, дети умеют дудлить. Любой дурак может дудлить. В общем, вы поняли меня. Дудлинг не требует никаких художественных талантов, дорогостоящих рисовальных принадлежностей, формального образования, врожденной способности к визуализации. Дудлить труда не составляет, это навык инстинктивный и универсальный. Этим легко и с комфортом может заниматься каждый. Больше того, теория и практика дудлинга настолько универсальны, что в популярности и частоте использования дудлы могут соперничать с песнями и танцами. По этой причине и задача учителя облегчается. Чтобы напомнить взрослым людям об этой их врожденной способности, достаточно просто на примерах показать, что такое дудлинг, и рассказывать ничего не требуется. Как только вы примете эту концепцию, могущество дудлинга в вашей жизни будет только нарастать.
Мои беззастенчиво дудлящие племянник и племянница
Задумайтесь над следующим фактом. Даже в своей простейшей форме дудлинг уже дал обществу огромные, судьбоносные инновации. Потрясающее число прорывов в естественных науках, математике и бизнесе стали возможными во многом благодаря совсем не элегантным зарисовкам на кусочках бумаги[3]. Благодаря дудлингу многие предприятия открыли для себя замечательные идеи развития бизнеса. Многим людям дудлинг позволил круто изменить жизнь. Сторонний наблюдатель не заметит синаптических искр в мозге дудлера, но, поверьте мне, дудлеры действительно загораются . Мы больше не можем относиться к дудлингу как к чему-то тривиальному, потому что это означало бы, что мы игнорируем рождение сотен изобретений вследствие симбиотической связи между визуальным языком и мышлением. Я не обманываю вас, дудлинг действительно может преобразить ваш образ мышления. И вы очень близки к тому, чтобы это стало возможным.