Тема 2. Массмедиа и массово-коммуникационная деятельность
Массмедиа как сфера самореализации человека. Виды массово-коммуникационной деятельности: журналистика, паблик рилейшнз, реклама, политтехнологии, лоббирование и др. Принципиальные различия между разными видами массово-коммуникационной деятельности.
Сущностные и технологические аспекты работы медийных специалистов (журналистов, пиарменов, спичрайтеров, пропагандистов, копирайтеров и др.). Специфика работы в разных видах средств массовой информации и коммуникации. Медиапрофессии (творческие, вспомогательные и технические). Медиаменеджер как профессия. Доступ к медиапрофессиям. Массмедиа и искусство.
Медиакультура и ее виды. Феномен непрофессиональных средств массовой информации и коммуникации. Медиатекст как результат творчества-в-процессе-коммуницирования. Способы осознанного восприятия, анализа и оценки медиатекстов (в том числе деловой прессы).
Средства определения ценностных ориентаций, реализуемых или пропагандируемых медиатекстами. Способы потребления и создания медиатекстов.
Тема 3. Экономические аспекты функционирования массмедиа
Массмедиа как бизнес. Владельцы медиа. Рынок медиа. Зависимость инфокоммуникационных предприятий и медиатестов, создаваемых ими, от финансового и торгово-промышленного капитала и от рекламного рынка. Понятие рейтинга и способы его измерения.
Медиаменеджмент. Продюсирование средств массовой информации и коммуникации. Медиахолдинги и их влияние на процесс концентрации и монополизации СМИ. Массмедиа и аудитория: позитивное и негативное воздействие массмедиа на аудиторию.
Приемы манипулирования аудиторией СМИ (скрытая реклама, product placement, «черный PR», публикация рейтингов и др. нерепрезентативных исследований и др.). Психологические и технологические приемы воздействия на аудиторию.
Защита аудитории от манипулятивных технологий. Медиаобразование и медиакритика как формы защиты аудитории от негативного воздействия массмедиа.
Тема 4. Система средств массовой информации и коммуникации: история и современность
Предпосылки возникновения массмедиа. Информационные революции и их влияние на человечество. Феномен публицистики и его развитие во все времена.
Печать как первый вид средств массовой информации и коммуникации.
Современные тенденции развития печати.
Информационные агентства (ИА). Возникновение ИА как инфраструктуры журналистики в середине XIX века.
Радиовещание. Кинематограф. Телевидение. Государственная модель телевещания в разных странах. Государственная модель, соседствующая с частной, в разных странах.
Интернет и Интернет-издания: возникновение и развитие. Интернет как инфокоммуникационная среда.
Процессы глобализации, коммерциализации, монополизации, визуализации, демассификации, конвергенции, виртуализации, дегуманизации и др. в средствах массовой информации и коммуникации XXI века.
Тема 5. Медиасистема региона (на примере Челябинской области)
Региональная медиасистема как часть национальной и как самостоятельная система.
Формирование современного медиарынка (с 1990-х г.г.). Существование официальных СМИ (газета «Южноуральская панорама», телеканала ОТВ и радио ОТВ) Челябинской области.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Формами проведения учебных занятий и формами заданий для самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплина «Основы медиакомпетентности» в аудитории под контролем преподавателя являются:
ответы на вопросы;
собеседование;
доклад и его обсуждение;
систематизация учебного материала;
формулирование вопросов по теме.
Таблица 7 – Содержание, формы и методы контроля, показатели и критерии оценки самостоятельной работы
№п/п | Раздел (тема) дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (кол-во часов) |
Введение. Цели и задачи курса | составление конспекта | ||
Тема 1. Социально-политические аспекты существования массмедиа | подбор литературы | ||
Тема 2. Массмедиа и массово-коммуникационная деятельность | систематизация учебного материала | ||
Тема 3. Экономические аспекты функционирования массмедиа | систематизация учебного материала | ||
Тема 4. Система средств массовой информации и коммуникации: история и современность | составление конспекта | ||
Тема 5. Медиасистема региона (на примере Челябинской области) | составление конспекта |
Вопросы для самостоятельной работы
1. Цели и задачи курса. Виды медиа и их роль в современной жизни
2. Социально-политические аспекты существования массмедиа
3. Массмедиа и массово-коммуникационная деятельность
4. Экономические аспекты функционирования массмедиа
5. Политические аспекты функционирования СМИ
6. Система средств массовой информации и коммуникации
7. Электронные СМИ
8. Кинематограф: история и современность
9. Коммерческие СМИ Челябинской области
10. Наука о массмедиа
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)