Найдите взаимосвязь между предпочтениями ваших детей и их действиями
Слева-дети с высокой сенсорной чувствительностью,справа-с низкой.
Узнайте сенсорные предпочтения Вашего ребенка.
Знаки, звуки, запахи, чувства и движения, которые Ваш ребенок любит или не любит, называются сенсорными предпочтениями. Знание сенсорных предпочтений Вашего ребенка поможет Вам понять его поведение.
Это также покажет Вам, где начать помогать Вашему ребенку учиться общению. Когда ребенок получает информацию в соответствии со своими сенсорными предпочтениями, он сможет удерживать внимание дольше и выучить больше. Определив сенсорные предпочтения Вашего ребенка, Вы сможете понять, какие занятия вызовут у него больший интерес и будут приятны для Вас обоих.
Используйте форму о сенсорных предпочтениях, чтобы отследить какие ощущения Ваш ребенок пытается получить, а какие избегает. Это также поможет Вам начать обучать ребенка общению.
« - Бен действительно любит бегать. Пожалуй, я присоединюсь и получится игра». Отец Бена придумал интерактивную игру – салки, опираясь на любовь Бена к движению.
Сенсорные предпочтения моего ребенка
Выясните сенсорные предпочтения Вашего ребенка. Выпишите себе их на листочек бумаги.
Движение
У моего ребенка пониженная чувствительность к движению и он ищет ощущение движения в следующих действиях:
прыгает;
раскачивается;
крутится вокруг себя;
играет в грубые игры (например, кидает что-либо);
бегает туда-сюда;
другое
Мой ребенок демонстрирует повышенную чувствительность к движению следующим образом
боится эскалатора;
испытывает страх перед качелями и ледяной горкой;
его укачивает в машине;
другое
У моего ребенка трудности с организацией движения:
он неловкий, ударяется о предметы;
он использует игрушки не по назначению;
он постоянно играет с одной и той же игрушкой
он не может повторить за мной движение;
он выполняет движение только один раз (съезжает с ледяной горки один раз);
он бесцельно двигается;
он часто ложится на пол;
он не может задуть свечи;
он понимает меня, но не говорит;
ему трудно подобрать нужное слово, прежде чем сказать его;
он неправильно произносит те слова, которые может говорить;
у него необычный голос;
другое.
Прикосновения
Мой ребенок имеет пониженную чувствительность к прикосновениям и пытается их получить следующим образом:
хочет длительных объятий;
заворачивается в одеяла;
забивается в узкие места (например, за диван);
предпочитает носить тесную (жмущую) одежду;
лежит, прижимаясь к полу;
сталкивается с людьми;
хлопает в ладоши;
держит в руках разные предметы;
тянет все в рот;
скрипит зубами;
редко плачет, когда больно ударяется;
другое.
Мой ребенок демонстрирует свою повышенную чувствительность к прикосновениям следующим образом:
он не любит браться руками за предметы, которые прилипают (например, пластилин, краска, грязь);
ему нравится или не нравится одежда в зависимости от ткани, из которой она сшита;
он не любит носить шапки и перчатки;
он не любит, когда ему моют голову или стригут волосы;
он не любит хрустящую еду и еду, которую нужно жевать;
другое.
Слух
У моего ребенка пониженная чувствительность к звукам:
кажется, что он не слышит, что ему что-либо говорят;
он любит музыку и определенные звуки;
он любит игрушки, которые издают определенные звуки;
ему нравится, когда я с ним оживленно разговариваю;
другое.
Мой ребенок имеет повышенную чувствительность к звукам и избегает их:
он закрывает свои уши;
он плачет, когда я использую бытовую технику (посудомоечную машину, пылесос, сушильную машину);
ему нравится, когда я спокойно (мягко) разговариваю;
он может слышать едва различимые звуки;
другое.
Зрение
Мой ребенок имеет пониженную чувствительность к зрительным ощущениям и стремится их получить следующим образом:
включает и выключает свет;
наблюдает за повторяющимися движениями (переворачивает страницы книг, открывает и закрывает дверь, двигает пальцами перед свои лицом);
выстраивает предметы в одну линейку;
смотрит на предметы искоса;
рассматривает предметы под необычным углом зрения;
другое.
Мой ребенок имеет повышенную чувствительность к зрительным восприятию и может избегать некоторых ощущений:
он любит темноту;
он часто моргает;
он избегает солнца;
другое.
Обоняние и вкус
У моего ребенка пониженная чувствительность к некоторым запахам и вкусам и он ищет эти ощущения следующим образом:
он изучает предметы, облизывая и нюхая их;
он любит сильно приправленную специями еду (например, очень соленую);
другое.
У моего ребенка повышенная чувствительность к некоторым запахам и вкусам и он избегает этих ощущений:
ему нравится перетертая пища;
он очень чувствителен к некоторым запахам (например, запах парфюмерии);
другое.
Узнайте, какой тип обучения у Вашего ребенка.
Различные типы обучаемости
Тип обучения – это основной путь получения информации. Мы можем учиться через зрение, осязание и слух. Мы также имеем разную память – некоторые из нас запоминают легче, чем другие. Некоторые из нас учат детализовано, в то время как другие любят видеть картинку в целом. Большинство людей имеют свой предпочтительный способ обучения – тот, которым они учатся лучше всего. У Вашего ребенка тоже есть свой предпочтительный стиль.
Обучающиеся через механическое запоминание.
Многие дети с ASD , такие как Мишель, воспринимают информацию заучиванием наизусть. Такие дети запоминают большой объем информации – например, числа и буквы – в раннем возрасте и много фактов по одной теме, когда они взрослеют. Несмотря на то, что они могут повторить информацию в слух слово в слово, они часто не понимают смысл того, что они говорят.
Картинка: Мишель считает, мама задает ей вопрос, но Мишель не обращает на нее внимания.
Мама задает себе вопрос:«-Если Мишель может считать, почему она не может сказать мне, сколько я подняла пальцев?»
Мама спрашивает Мишель:«-Сколько пальцев мама показывает?»
Мишель говорит сама с собой не обращая внимания на маму: «- 1,2,3,4,5,6,7,8,9….»
Подпись: Мишель может назвать числа от одного до 10, но она не понимает концепции чисел.
Гештальт-тип обучающихся.
Многие дети с ASD запоминают предложения как единую конструкцию без понимания значения каждого слова. Дети, которые принимают информацию таким путем, имеют так называемый «гештальт-стиль обучения». Например, если Вы даете своему ребенку игрушку для ванны и говорите: «Положи это в воду», он, возможно, сделает это. Однако если Вы дадите ему игрушку для ванны и скажите: «Положи это на полку», он может снова положить ее в воду. Ваш ребенок делает эту ошибку потому, что он ассоциирует любое предложение со словосочетанием «положи это» с конкретным действием, не обращая внимания на другие слова в предложении.
В отличие от других детей, кто учится говорить, сначала используя отдельные слова, а затем постепенно овладевают фразами из 2-х слов и короткими предложениями, дети с «гештальт-типом» обучения начинают говорить повторением целых предложений. Дети с таким стилем обучения имеют склонность помнить все о ситуации, но очень часто не способны разделить, что важно, а что нет.
Картинка: Натан приносит папе поломанную машинку и произносит строчку из песни, которую слышал раньше:
Натан: «-Если тебе грустно, и ты знаешь это, вытри свои глаза.»
Папа: «-Не грусти, Натан. Папа починит машинку»
Подпись: Чтобы сказать отцу о том, что он расстроен, Натан повторяет заученную строчку из песни, которая, как он знает, говорит о грусти. При этом он может не понимать слов песни.
Например, на картинке, Натану трудно построить свое собственное предложение, чтобы сказать отцу о своих чувствах, вместо этого он повторяет песню, которая ассоциируется у него с чувством грусти.
Визуальный тип обучающихся.
Если Ваш ребенок любит смотреть книжки или телевизор, его можно отнести к визуальному типу обучающегося. Большинство детей с разнообразными языковыми трудностями обучаются лучше через зрительное их восприятие, чем через слуховое.
Картинка: Кристофер смотрит телевизор
Кристофер лучше понимает то, что он видит, чем то, что он слышит.
В последствии знак будет их сильнейшим восприятием, многих из таких детей привлекают картинки в книгах и фильмы.
Обучающиеся через активное участие.
Если Ваш ребенок любит нажимать на кнопки, толкать дверь вперед-назад и может разобраться, как работает самая сложная игрушка, возможно, он, обучающийся через активное участие, т.е. тот, кто лучше учится через взаимодействие с предметами.
Обучающиеся через слух.
Если Ваш ребенок любит говорить и слушать, он, может быть, обучающийся посредством слухового воздействия, тот, кто любит получать информацию через слух. Для детей с ASD слуховой способ обучения редко является основным.
Используйте свои наблюдения в работе.
Ваши наблюдения за типом обучения вашего ребенка дадут дополнительную информацию, как помочь ему.
Если у Вашего ребенка хорошее механическое запоминание, он может лучше обучаться на упражнениях, которые выполняются одинаково каждый раз. Это могут быть упражнения с числами или алфавитом.
Если у Вашего ребенка гештальт-тип обучения, он может выучить целое предложение прежде, чем какое либо отдельное слово. Ваша задача помочь ему понять части целого.
Если у Вашего ребенка визуальный тип обучения то, следует давать информацию так, чтобы он мог воспринимать ее зрительно. Например, когда произносите слово, показывайте ему этот предмет на картинке, дайте ему возможность учиться по картинкам в книжках и видео.
Если Ваш ребенок обучается через активное участие, дайте ему возможность узнавать мир, трогая предметы руками. Выбирайте те игрушки, которыми он мог бы манипулировать.