Общественные наставники: катализаторы возникновения новой профессии
А сейчас мы обратим внимание на третий первичный тип наставников: «общественных наставников». Начав с рассмотрения конкретного примера, мы увидим, как сильно отличается контекст действия этого типа наставничества от условий профессионального и квалификационного наставничества, проиллюстрированных четырьмя примерами в предыдущей главе.
Главная задача многих общественных наставнических программ — помочь тем, кто в силу различных причин в настоящее время исключен из профессионального мира или из мира образования либо до сих пор никогда не сталкивался с этими сферам. Хотя феномен общественного наставничества имеет множество сходств с наставничеством на рабочем месте или в учебе, используемые здесь понятия и необходимые модели поведения совершенно иные.
Ди Кини — менеджер по обучению и ресурсам Молодежной женской христианской организации (YWCA) — была координатором одной программы, которая, на наш взгляд, передает саму суть общественного наставничества. Она рассказывает:
А20 (Обеспечение возможностей для молодых женщин, Young Women's Access to Opportunities) — общественно-молодежная трудовая программа, осуществляемая YWCA по всей Англии. А20 предназначена для молодых женщин в возрасте 16-19 лет, которые находятся в неравных по сравнению с остальными людьми условиях или не принимаются обществом; эта программа направлена на повышение их конкурентоспособности на рынке труда и призвана помочь им найти работу. Каждая женщина имеет портфолио, где записаны навыки, которыми она обладает, умения, которые она развивает в процессе групповой работы, тренинга и трудовой практики.
Каждой участнице предлагается дополнительная поддержка и помощь со стороны добровольного наставника. За деятельностью наставников, при-
124 ■ Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии
влекаемых из местной общины, внимательно наблюдают, они проходят вводную начальную подготовку, где получают необходимую информацию и работают над развитием полезных навыков. Информация нужна для того, чтобы помочь добровольцам принять осознанное решение относительно вступления в ряды наставников А20, основанное на понимании предстоящих задач и обязанностей. В течение всего времени участия наставников в программе они регулярно общаются с супервизорами и получают постоянную подготовку и тренинг.
Задачи наставника А20 определяются следующим образом:
• Поддержка молодой женщины во время прохождения ею программы А20 (поначалу до одного года).
• Обсуждение с протеже (ученицей) программы А20 и связанных с ней вопросов и совместный поиск решений любых возникающих проблем.
• Всегда быть «на ее стороне», руководить ею в переходный период.
В качестве особого условия участия в Программе оговаривается, что наставники А20 должны:
• Регулярно встречаться с протеже (в среднем один час в неделю) в течение всего времени ее участия в программе.
• Участвовать в вводном обучении и регулярной супервизии.
В частности, подчеркивается, что наставники А20 должны быть энтузиастами с позитивным мировоззрением!
В период вводной подготовки добровольцы имеют возможность задавать вопросы, осознавать свой опыт общения с какими-либо наставниками (официальными или неофициальными), исследовать проблемные области и прояснять свою собственную мотивацию. Кроме того, волонтеров знакомят со спектром типичных ролей наставника, которые им, возможно, придется исполнять. Список ролей приведен на рис. 5.1.
Кроме того, штатный персонал YWCA обеспечивает регулярную супервизию наставника и его протеже, и в этом смысле супервизора можно рассматривать как второго, старшего по положению и более авторитетного наставника. Поощряется взаимная поддержка наставниками друг друга через систему «приятельства» (buddying), они также располагают возможностью принимать участие в дальнейшей подготовке на всем протяжении своей работы в проекте А20.
Общественные наставники: катализаторы возникновения новой профессии ■ 125
Руководитель
Человек, непосредственно предоставляющий:
Хороший родитель
Ролевая модель взрослого человека, обеспечивающего: