Кафедра судебной медицины
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
“БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
КАФЕДРА СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ
Реферат на тему:
«Особенности и виды патентных исследований.»
Студентки лечебного факультета
группа № 332
Ширко К.Д.
Минск,2015
В деятельности любого субъекта хозяйствования основу бизнеса составляет производство конкурентоспособной продукции. Для этого необходимо располагать информацией о конкурентоспособных образцах продукции и технологиях, пользующихся предпочтительным спросом со стороны различных категорий потребителей.
Управление качеством и конкурентоспособностью продукции на различных этапах ее жизненного цикла основывается на эффективном использовании различных источников патентной информации о новейших достижениях в тех или иных отраслях науки и техники. Одновременно необходим глубокий анализ складывающейся на рынке конъюнктуры, и здесь также не обойтись без патентных исследований. Наконец, специалист-изобретатель, придумавший нечто новое в виде изобретения (полезной модели или промышленного образца, другого объекта промышленной собственности) также должен пройти этапы патентных исследований для установления критериев новизны, патентной чистоты и промышленной применимости, прежде чем убедиться в значимости своего изобретения и возможности его патентования.
Патентные исследования в нашей стране проводятся на основе Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1180-99 «Патентные исследования. Содержание и порядок проведения по единой методике» [24].
Как определено в стандарте, «патентные исследования - это исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности на основе патентной и другой информации» [24].
Патентные исследования проводятся на всех этапах жизненного цикла промышленной продукции (от составления технического задания на ее выпуск, при проведении НИОКР, при организации массового производства, в процессе коммерческой реализации - до снятия с производства) на основе анализа источников патентной информации с привлечением других видов научно-технической и рекламно-экономической информации.
Цели патентных исследований следующие:
• установление требований потребителей к конкретной продукции;
• отбор коммерчески значимых (наиболее эффективных) научно-технических достижений, связанных с совершенствованием продукции;
• оценка технического уровня продукции на различных этапах ее жизненного цикла;
• определение патентоспособности объектов промышленной собственности в процессе создания новой продукции и целесообразности патентования их в других странах при ориентации на экспорт;
• определение условий реализации промышленной продукции на рынке других стран без нарушения прав третьих лиц, владеющих действующими на территории этих стран патентами;
• анализ тенденций развития и условий конкуренции на рынке продукции конкретного вида (выявление потенциальных конкурентов, анализ направлений их деятельности, выбор рыночной ниши и т.п.);
• стоимостная оценка объектов промышленной собственности (при продаже или покупке лицензии, постановке объектов промышленной собственности на баланс предприятия в качестве нематериальных активов и включении их в уставный капитал предприятий) и т.д.
При проведении патентных исследований выделяют следующие этапы:
- разработку задания на проведение патентных исследований;
- разработку регламента поиска информации;
- поиск и отбор патентной, научно-технической и конъюнктурно-коммерческой информации;
- обработку, систематизацию и анализ отобранной информации;
- обобщение результатов, отчет о патентных исследованиях.
1. Патентные исследования выполняются на основании задания. В нем определяются задачи, содержание работ и ответственные исполнители по каждому их виду, сроки выполнения и формы отчетных документов.
2. Регламент поиска представляет собой программу, определяющую область проведения поиска по фондам патентной и другой научно-технической информации.
3. Для определения области поиска требуется: сформулировать предел поиска; выбрать источники информации (включая базу данных на машинных носителях); определить ретроспективу поиска и страны; выбрать классификационные рубрики Международной патентной классификации и других для формулирования предмета поиска в терминах соответствующих рубрик. Таким предметом могут быть устройство, способ, вещество, дизайн, маркировка. Выделенные предметы поиска заносятся в соответствующую графу таблицы «Регламент поиска». Аналогично в нее заносятся данные по другим позициям поиска.
В качестве стран поиска выбираются страны, занимающие ведущее положение в мире по данной отрасли техники. Глубина (ретроспективность) поиска информации зависит от целей патентных исследований на различных этапах жизненного цикла объекта.
4. Для исследований по определению требований к объекту техники, анализу тенденций развития, оценке технического уровня и коммерческой значимости научно-технических достижений поиск проводят на глубину до 15 лет; для определения новизны объекта промышленной собственности - на глубину от 15 до 50 лет. При экспертизе объекта на патентную чистоту глубина поиска определяется сроком действия патента в стране поиска.
При проведении патентных исследований анализируют полные описания изобретений, отбирая необходимые сведения и дополняя их информацией из других источников научно- технической информации. Формируется своеобразное досье на каждый исследуемый объект промышленной собственности, включаемый в аналитическую базу данных, которое периодически дополняется.
Досье на изобретение должно по возможности содержать такие основные разделы, как: название изобретения; библиографические данные (номер патента, заявки, страна патентования, классификационные индексы, даты подачи и публикации заявки и др.); сведения о заявителе (патентообладателе), авторе (соавторах); область применения (в какой продукции или технологии используется); цель изобретения и улучшаемые с его помощью технико-экономические показатели; техническая сущность изобретения (отличительные признаки); формула изобретения; чертеж; степень готовности изобретения к использованию, уровень разработки: (идея, уровень НИР или ОКР, промышленное освоение); правовой статус охранного документа (действует или не действует); наличие патентов аналогов (номера патентов, страны патентования); сведения о продаже лицензии, уступке прав на патент; недостатки изобретения; информация о содержащих ссылку на изобретение проспектах, каталогах и других непатентных источниках информации.
5. Применяют различные способы систематизации информации об изобретениях в зависимости от целей патентных исследований. Наиболее распространенным является метод распределения изобретений по годам приоритета или годам выдачи охранных документов.
В зависимости от вышеизложенных целей патентных исследований используются конкретные патентные и непатентные методы и способы поиска информации.
При исследовании соответствия качества конкретной продукции требованиям потребителей изучают требования потребителей к продукции аналогичного назначения. Основным непатентным методом выявления требований к промышленной продукции является анкетирование ведущих организаций, производящих аналогичную продукцию.
Эффективным способом выявления недостатков объектов промышленной собственности аналогичного назначения является изучение источников патентной информации, относящихся к изобретениям в данной области техники. Он позволяет выявить потребности в новых изделиях, которые рядовой потребитель этой продукции еще не ощущает.
Применение этого способа эффективно тем, что в описании изобретений имеется раздел, содержащий анализ недостатков существующих технических решений. Необходимым условием максимального удовлетворения экспортной продукции требованиям потребителей на зарубежном рынке является предварительное изучение номенклатуры изделий аналогичного назначения, которые пользуются спросом на конкретном рынке.
При исследовании соответствия технического уровня продукции последним достижениям науки и техники на основании анализа патентной информации основным критерием эффективности (коммерческой значимости) является показатель технического уровня объектов промышленной собственности, определяемый путем сравнения совокупности его технико-экономических параметров с соответствующими параметрами объектов-аналогов (или перспективного образца).
К этим критериям относятся эстетические и эргономические показатели объекта техники, т.е. его внешний вид. В связи с этим требуется тщательная дизайнерская проработка продукции при создании промышленных образцов для обеспечения конкурентоспособности изделий различных отраслей народного хозяйства (легкой промышленности, автомобилестроения, станко- и приборостроения, обрабатывающей промышленности). Значение патентных исследований в этом направлении чрезвычайно важно.
Одной из наиболее значимых целей патентных исследований является оценка технического уровня продукции на различных этапах ее жизненного цикла. Она является важнейшей составной частью патентных исследований, связанных с анализом продукции в процессе ее создания, производства и коммерческой реализации. Оценка проводится посредством сопоставления совокупности значений показателей технического совершенства оцениваемой продукции и эталонных (базовых) образцов.
Процесс оценки технического уровня продукции по итогам патентных исследований включает: определение номенклатуры сопоставимых показателей для оценки; формирование группы аналогов и установление значения этих показателей; выделение базовых образцов из группы аналогов; сопоставление оцениваемого образца с базовыми образцами (оценка технического уровня); подготовку заключения о результатах оценки.
Номенклатура показателей для оценки включает классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Эти показатели позволяют отнести образцы продукции, имеющиеся на рынке, к группе аналогов оцениваемой продукции.
Оценочные показатели характеризуют функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные, эргономические и эстетические свойства продукции. Значения этих показателей приводятся обычно в промышленных каталогах, стандартах, относящихся к данному виду продукции, и т.п. Оценку технического уровня продукции в процессе патентных исследований должны проводить опытные и квалифицированные специалисты.
Патентные исследования для определения патентно-правовых показателей продукции проводятся в процессе создания новой продукции и целесообразности патентования объектов промышленной стоимости в других странах при ориентации на экспорт. При этом важным условием обеспечения конкурентоспособности продукции является ее патентная чистота. Продукция не должна подпадать под действие охранных документов исключительного права (патентов, свидетельств и др.), выданных в стране, где она реализуется на экспорт. Поэтому проверка изделий на патентную чистоту осуществляется при проведении патентных исследований в процессе разработки и создания новой продукции. Объем исследования на патентную чистоту зависит от категории (вида) подлежащего экспертизе объекта промышленной собственности. В отношении изобретений проверяются все категории объектов техники (устройства, способы, вещества, штаммы и др.).
Итоги проверки на патентную чистоту отражают в отчете о патентных исследованиях и патентном формуляре.
Значима роль патентных исследований при изучении факторов, определяющих конкурентоспособность промышленной продукции как товара на рынке.
Конкурентоспособность - способность объекта техники в определенный период обеспечить коммерческий или иной успех на конкретном рынке в условиях конкуренции или противодействия [24]; обеспечивается за счет вышеназванных и других групп факторов, определяющих ее.
Патентные исследования являются действенным инструментом изучения тенденций развития рынка продукции аналогичного назначения путем анализа динамики изобретательской активности в данной отрасли техники, основанной на построении относящихся к данной продукции динамических рядов патентования изобретения в стране намечаемого экспорта. Такой анализ дополняют информацией о капиталовложениях в отрасли промышленности, являющиеся основными потребителями данного вида продукции.
При изучении условий конкуренции на конкретном рынке главной задачей является выявление фирм-конкурентов на рынке конкретной страны. Патентные исследования проводят путем анализа библиографических частей рефератов или описаний изобретений к патентам, выданным в той или иной стране, где приводятся сведения о фирмах-патентовладельцах и количестве принадлежащих им патентов. Изучают тенденции в разработке новых изделий конкурирующими фирмами путем анализа всех изобретений этих фирм. Для этого изучают описания изобретений к патентам, выданным фирмам в различных странах.
Конечным результатом исследований является выбор такого сегмента рынка, который еще не занят конкурирующими фирмами. Это может быть достигнуто путем создания изделия, которое будет иметь потребительские качества, не достигнутые в изделиях фирм-конкурентов.
В изучении деятельности фирм-конкурентов также важен анализ ассортимента их продукции. Для его установления в процессе патентных исследований необходимо провести фирменный патентный поиск по патентным бюллетеням ведущих стран с использованием годовых именных указателей.
Выявленные в процессе поиска охранные документы (патенты, свидетельства и др.) по каждой стране систематизируют по видам продукции. Анализ ассортимента продукции фирм-конкурентов позволяет определить собственную ассортиментную политику.