Кафедра судебной медицины

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

“БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

КАФЕДРА СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ

Реферат на тему:

«Особенности и виды патентных исследований.»

Студентки лечебного факультета

группа № 332

Ширко К.Д.

Минск,2015

В деятельности любого субъекта хозяйствования основу бизнеса составляет производство конкурентоспособной про­дукции. Для этого необходимо располагать информацией о конкурентоспособных образцах продукции и технологиях, пользующихся предпочтительным спросом со стороны раз­личных категорий потребителей.

Управление качеством и конкурентоспособностью продук­ции на различных этапах ее жизненного цикла основывается на эффективном использовании различных источников патент­ной информации о новейших достижениях в тех или иных от­раслях науки и техники. Одновременно необходим глубокий анализ складывающейся на рынке конъюнктуры, и здесь так­же не обойтись без патентных исследований. Наконец, специалист-изобретатель, придумавший нечто новое в виде изо­бретения (полезной модели или промышленного образца, дру­гого объекта промышленной собственности) также должен пройти этапы патентных исследований для установления кри­териев новизны, патентной чистоты и промышленной приме­нимости, прежде чем убедиться в значимости своего изобрете­ния и возможности его патентования.

Патентные исследования в нашей стране проводятся на основе Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1180-99 «Патентные исследования. Содержание и поря­док проведения по единой методике» [24].

Как определено в стандарте, «патентные исследования - это исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности, патентной чисто­ты, конкурентоспособности на основе патентной и другой ин­формации» [24].

Патентные исследования проводятся на всех этапах жизнен­ного цикла промышленной продукции (от составления техни­ческого задания на ее выпуск, при проведении НИОКР, при ор­ганизации массового производства, в процессе коммерческой реализации - до снятия с производства) на основе анализа ис­точников патентной информации с привлечением других видов научно-технической и рекламно-экономической информации.

Цели патентных исследований следующие:

• установление требований потребителей к конкретной про­дукции;

• отбор коммерчески значимых (наиболее эффективных) научно-технических достижений, связанных с совершенство­ванием продукции;

• оценка технического уровня продукции на различных этапах ее жизненного цикла;

• определение патентоспособности объектов промышлен­ной собственности в процессе создания новой продукции и целесообразности патентования их в других странах при ори­ентации на экспорт;

• определение условий реализации промышленной продук­ции на рынке других стран без нарушения прав третьих лиц, вла­деющих действующими на территории этих стран патентами;

• анализ тенденций развития и условий конкуренции на рынке продукции конкретного вида (выявление потенциаль­ных конкурентов, анализ направлений их деятельности, выбор рыночной ниши и т.п.);

• стоимостная оценка объектов промышленной собствен­ности (при продаже или покупке лицензии, постановке объек­тов промышленной собственности на баланс предприятия в качестве нематериальных активов и включении их в уставный капитал предприятий) и т.д.

При проведении патентных исследований выделяют следу­ющие этапы:

- разработку задания на проведение патентных иссле­дований;

- разработку регламента поиска информации;

- поиск и отбор патентной, научно-технической и конъюнктурно-коммерческой информации;

- обработку, систематизацию и анализ отобранной инфор­мации;

- обобщение результатов, отчет о патентных исследованиях.

1. Патентные исследования выполняются на основании зада­ния. В нем определяются задачи, содержание работ и ответ­ственные исполнители по каждому их виду, сроки выполнения и формы отчетных документов.

2. Регламент поиска представляет собой программу, опреде­ляющую область проведения поиска по фондам патентной и другой научно-технической информации.

3. Для определения области поиска требуется: сформулиро­вать предел поиска; выбрать источники информации (включая базу данных на машинных носителях); определить ретроспек­тиву поиска и страны; выбрать классификационные рубрики Международной патентной классификации и других для фор­мулирования предмета поиска в терминах соответствующих рубрик. Таким предметом могут быть устройство, способ, ве­щество, дизайн, маркировка. Выделенные предметы поиска заносятся в соответствующую графу таблицы «Регламент по­иска». Аналогично в нее заносятся данные по другим позици­ям поиска.

В качестве стран поиска выбираются страны, занимающие ведущее положение в мире по данной отрасли техники. Глуби­на (ретроспективность) поиска информации зависит от целей патентных исследований на различных этапах жизненного цикла объекта.

4. Для исследований по определению требований к объекту техники, анализу тенденций развития, оценке технического уровня и коммерческой значимости научно-технических до­стижений поиск проводят на глубину до 15 лет; для определе­ния новизны объекта промышленной собственности - на глу­бину от 15 до 50 лет. При экспертизе объекта на патентную чистоту глубина поиска определяется сроком действия патента в стране поиска.

При проведении патентных исследований анализируют полные описания изобретений, отбирая необходимые сведения и дополняя их информацией из других источников научно- технической информации. Формируется своеобразное досье на каждый исследуемый объект промышленной собственно­сти, включаемый в аналитическую базу данных, которое пе­риодически дополняется.

Досье на изобретение должно по возможности содержать такие основные разделы, как: название изобретения; библио­графические данные (номер патента, заявки, страна патенто­вания, классификационные индексы, даты подачи и публика­ции заявки и др.); сведения о заявителе (патентообладателе), авторе (соавторах); область применения (в какой продукции или технологии используется); цель изобретения и улучшае­мые с его помощью технико-экономические показатели; тех­ническая сущность изобретения (отличительные признаки); формула изобретения; чертеж; степень готовности изобрете­ния к использованию, уровень разработки: (идея, уровень НИР или ОКР, промышленное освоение); правовой статус охранно­го документа (действует или не действует); наличие патентов аналогов (номера патентов, страны патентования); сведения о продаже лицензии, уступке прав на патент; недостатки изо­бретения; информация о содержащих ссылку на изобретение проспектах, каталогах и других непатентных источниках ин­формации.

5. Применяют различные способы систематизации информа­ции об изобретениях в зависимости от целей патентных иссле­дований. Наиболее распространенным является метод распре­деления изобретений по годам приоритета или годам выдачи охранных документов.

В зависимости от вышеизложенных целей патентных ис­следований используются конкретные патентные и непатент­ные методы и способы поиска информации.

При исследовании соответствия качества конкретной про­дукции требованиям потребителей изучают требования по­требителей к продукции аналогичного назначения. Основным непатентным методом выявления требований к промышлен­ной продукции является анкетирование ведущих организаций, производящих аналогичную продукцию.

Эффективным способом выявления недостатков объектов промышленной собственности аналогичного назначения явля­ется изучение источников патентной информации, относящих­ся к изобретениям в данной области техники. Он позволяет выявить потребности в новых изделиях, которые рядовой по­требитель этой продукции еще не ощущает.

Применение этого способа эффективно тем, что в описании изобретений имеется раздел, содержащий анализ недостатков существующих технических решений. Необходимым условием максимального удовлетворения экспортной продукции требо­ваниям потребителей на зарубежном рынке является предвари­тельное изучение номенклатуры изделий аналогичного назна­чения, которые пользуются спросом на конкретном рынке.

При исследовании соответствия технического уровня про­дукции последним достижениям науки и техники на основа­нии анализа патентной информации основным критерием эф­фективности (коммерческой значимости) является показатель технического уровня объектов промышленной собственности, определяемый путем сравнения совокупности его технико-экономических параметров с соответствующими параметрами объектов-аналогов (или перспективного образца).

К этим критериям относятся эстетические и эргономиче­ские показатели объекта техники, т.е. его внешний вид. В связи с этим требуется тщательная дизайнерская проработка продук­ции при создании промышленных образцов для обеспечения конкурентоспособности изделий различных отраслей народно­го хозяйства (легкой промышленности, автомобилестроения, станко- и приборостроения, обрабатывающей промышленно­сти). Значение патентных исследований в этом направлении чрезвычайно важно.

Одной из наиболее значимых целей патентных исследова­ний является оценка технического уровня продукции на раз­личных этапах ее жизненного цикла. Она является важнейшей составной частью патентных исследований, связанных с ана­лизом продукции в процессе ее создания, производства и ком­мерческой реализации. Оценка проводится посредством сопо­ставления совокупности значений показателей технического совершенства оцениваемой продукции и эталонных (базовых) образцов.

Процесс оценки технического уровня продукции по итогам патентных исследований включает: определение номенклату­ры сопоставимых показателей для оценки; формирование груп­пы аналогов и установление значения этих показателей; выде­ление базовых образцов из группы аналогов; сопоставление оцениваемого образца с базовыми образцами (оценка техниче­ского уровня); подготовку заключения о результатах оценки.

Номенклатура показателей для оценки включает классифи­кационные и оценочные показатели. Классификационные по­казатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Эти показатели позволяют отнести образцы продукции, имеющиеся на рынке, к группе аналогов оцениваемой продукции.

Оценочные показатели характеризуют функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные, эргономические и эстетические свойства продукции. Значения этих показателей приводятся обычно в промышленных каталогах, стандартах, относящихся к данному виду продукции, и т.п. Оценку техни­ческого уровня продукции в процессе патентных исследова­ний должны проводить опытные и квалифицированные спе­циалисты.

Патентные исследования для определения патентно-правовых показателей продукции проводятся в процессе создания новой продукции и целесообразности патентования объектов промышленной стоимости в других странах при ориентации на экспорт. При этом важным условием обеспечения конку­рентоспособности продукции является ее патентная чистота. Продукция не должна подпадать под действие охранных доку­ментов исключительного права (патентов, свидетельств и др.), выданных в стране, где она реализуется на экспорт. Поэтому проверка изделий на патентную чистоту осуществляется при проведении патентных исследований в процессе разработки и создания новой продукции. Объем исследования на патентную чистоту зависит от категории (вида) подлежащего экспертизе объекта промышленной собственности. В отношении изобре­тений проверяются все категории объектов техники (устрой­ства, способы, вещества, штаммы и др.).

Итоги проверки на патентную чистоту отражают в отчете о патентных исследованиях и патентном формуляре.

Значима роль патентных исследований при изучении фак­торов, определяющих конкурентоспособность промышленной продукции как товара на рынке.

Конкурентоспособность - способность объекта техники в определенный период обеспечить коммерческий или иной успех на конкретном рынке в условиях конкуренции или про­тиводействия [24]; обеспечивается за счет вышеназванных и других групп факторов, определяющих ее.

Патентные исследования являются действенным инстру­ментом изучения тенденций развития рынка продукции анало­гичного назначения путем анализа динамики изобретательской активности в данной отрасли техники, основанной на постро­ении относящихся к данной продукции динамических рядов патентования изобретения в стране намечаемого экспорта. Та­кой анализ дополняют информацией о капиталовложениях в отрасли промышленности, являющиеся основными потреби­телями данного вида продукции.

При изучении условий конкуренции на конкретном рынке главной задачей является выявление фирм-конкурентов на рынке конкретной страны. Патентные исследования проводят путем анализа библиографических частей рефератов или опи­саний изобретений к патентам, выданным в той или иной стра­не, где приводятся сведения о фирмах-патентовладельцах и количестве принадлежащих им патентов. Изучают тенденции в разработке новых изделий конкурирующими фирмами путем анализа всех изобретений этих фирм. Для этого изучают опи­сания изобретений к патентам, выданным фирмам в различ­ных странах.

Конечным результатом исследований является выбор тако­го сегмента рынка, который еще не занят конкурирующими фирмами. Это может быть достигнуто путем создания изде­лия, которое будет иметь потребительские качества, не достиг­нутые в изделиях фирм-конкурентов.

В изучении деятельности фирм-конкурентов также важен анализ ассортимента их продукции. Для его установления в процессе патентных исследований необходимо провести фир­менный патентный поиск по патентным бюллетеням ведущих стран с использованием годовых именных указателей.

Выявленные в процессе поиска охранные документы (па­тенты, свидетельства и др.) по каждой стране систематизиру­ют по видам продукции. Анализ ассортимента продукции фирм-конкурентов позволяет определить собственную ассор­тиментную политику.

Наши рекомендации