Перечень контрольных вопросов к зачету
1. История становления и развития имиджелогии в России.
2. Профессия «имиджмейкер» и ее специфика.
3. Имидж как составляющая успеха.
4. Самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж: взаимосвязь и различия.
5. Влияние характеристик аудиторий на формируемый имидж.
6. Приемы, используемые при построении имиджа.
7. Технология построения имиджа личности.
8. Внутреннее и публичное «Я» человека. Взаимосвязь и различия.
9. Имидж делового человека как фактор его успешности.
10. Формы выражения делового имиджа.
11. Внутренняя сущность человека как фундамент для построения имиджа.
12. Влияние конкретной исторической обстановки на формируемый имидж.
13. Зависимость имиджа от характеристик аудитории.
14. Вербальный канал и его значение в формировании имиджа.
15. Визуальные символы как лидер по эффективности воздействия.
16. Корпоративный имидж и его значение.
17. Мастер-план по созданию имиджа фирмы.
18. Внешний имидж фирмы.
19. Внутренний имидж фирмы и его влияние на внешний имидж.
20. Цели и задачи специалиста PR в работе по формированию имиджа компании.
6. Словарь терминов
АРТИСТИЗМ– совокупность способностей (перевоплощение, обаяние, заразительность, эмоциональная подвижность), обусловленные физическими данными человека, особенностями его эмоционального аппарата, своеобразием менталитета.
АРТИСТИЗМ РЕЧИ– энергетика речи, её экспрессия и выразительность.
АТТРАКЦИЯ– (англ, притяжение)–визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо – симпатия или готовность к общению.
АРХИТЕКТОНИКА– композиция, художественно выраженная и представленная деятельность или структура объекта.
БИЗНЕС-КОСТЮМ(в стиле «яппи») – символ успешной карьеры. Его черты – идеальный покрой, строгие каноны, дорогие качественные ткани; престижность марки («Шанель», «Версаче», «Хуго Босс», «Лакруа»).
БОЛЬШОЙ СТИЛЬ– система идей, в которой отражено мировоззрение эпохи, основные типы формообразования оригинальных идей. Большой стиль проявляется в архитектуре, живописи, литературе, музыке («готика», «ренессанс», «барокко», «классицизм» и т.д.).
ВЕРБАЛЬНЫЙ(лат. verbalis)–устный, относящийся к речи.
ВИДЕНИЕ– психологический процесс, возникающий в эмоциональной памяти артиста, причём только в том случае, когда включается воображение и его непременный спутник – «внутренний взор».
ВИЗАЖИСТ(франц. visage – лицо) – художник, работающий над оформлением лица.
ВИЗУАЛЬНЫЙ– зрительный, производимый невооружённым глазом или с помощью оптических приборов.
ВНУШЕНИЕ– некритическое восприятие личностью информации из-за авторитета говорящего или настроя среды непосредственного общения, в наше время нередко под давлением средств массовой информации.
ВООБРАЖЕНИЕ– способность представлять отсутствующий или реально не существующий предмет, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать.
ГАРМОНИКА– средство межличностного притяжения, включающее, с одной стороны, сохранение «Я-образа», с другой – поддержание доверительности, открытости, способности управлять процессом имидж-коммуникаций с партнёром по общению.
ГЛАМУР– направление, возникшее в конце 90-х годов, напомнившее образы кинозвёзд 30-х годов, вернувшее в моду роскошь натуральных мехов и перьев, материалов с блестящими поверхностями (атлас, парча, металлизированные плёнки и кожа).
ГРАНЖ– стиль, возникший в начале 90-х годов, омрачённых экономическим кризисом. Герой этого стиля – нищий или бомж в поношенной одежде с блошиного рынка. Актуальны эффекты намеренно состаренной одежды (трикотаж со спущенными петлями), многослойность, случайность цветовых сочетаний, рисунков, этнические элементы.
ГРИМ– искусство изменять внешность актёра с помощью специальных красок (грима), пластических и волосяных наклеек, парика и др.; гримированные краски и другие принадлежности.
ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ– направление в дизайне одежды, нарушающее общепринятые нормы, парадирующее и свободно трансформирующее традиционные формы (основоположники – Ж.-П. Готье, В. Вествуд, Дж. Гальяно). Одежда этого направления – незавершённая, асимметричная, намеренно плохо сидящая на фигуре, со смещёнными застёжками, застроченными наружу швами и вытачками, необработанными краями и т п.
ДЕКОРАТИВНАЯ КОСМЕТИКА -искусство гримировать (приукрашивать) лицо.
ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ИМИДЖ -социально неприемлемый (отвергаемый) облик, отражающий деструктивную (разрушительную) направленность манер поведения человека.
ДИАПАЗОН ГОЛОСА– его объём, т.е. свойственная ему совокупность музыкальных тонов. Границы диапазона определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведёт к монотонности, что притупляет восприятие содержания речи.
ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ– одно из направлений проектирования одежды.
ДИКЦИЯ– «произношение» (по-латыни dictio –произносить, dicere –произношение). Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом
ДИНАМИКА– средство композиции: определённое взаиморасположение частей и элементов целого, вследствие чего целое воспринимается или статически неуравновешенным, или закономерно изменяющимся по каким-либо направлениям (по вертикали, по горизонтали, по диагонали). Антоним – статика.
ДОМИНАНТА(лат. господствующий)–очаг возбуждения в коре головного мозга.
ЖЕСТ(англ, gesturre)–движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ– манера жестикулировать, важная составляющая технологии самопрезентации.
ИДЕАЛЬНЫЙ ИМИДЖ– эталонная модель, разрабатываемая имиджмейкером в процессе работы с клиентом, которая призвана определить принципиальные направления моделирования и разработки технологии имиджирования.
ИМИДЖ– (англ, образ), облик (русская версия) личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности; это репутация семьи, хозяйствующего субъекта, государственного или общественного учреждения, региона или страны в целом.
ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ– репутация, сложившаяся у потребителей, партнёров, конкурентов, поддерживаемая имиджмейкерами и специалистами по связи с общественностью.
ИМИДЖИРОВАНИЕ– научно обоснованный и технологически апробированный процесс разработки и освоения имиджа, его искусная презентация в общении и в средствах массовой информации.
ИМИДЖ-КОММУНИКАЦИИ–разнообразные средства невербального и вербального предъявления персонального или группового имиджа и вызова соответствующих впечатлений, в которых заинтересован носитель имиджа.
ИМИДЖМЕЙКЕР– специалист по созданию облика отдельной личности или репутации конкретных социумов, демографических слоев, хозяйствующих субъектов, государственных и негосударственных учреждений, регионов, нации, страны.
ИМИДЖ-ТЕХНОЛОГИЯ– полнометражная или короткометражная технологии имиджирования, обеспечивающие достижение запрограммированного результата.
ИМПОНИРОВАНИЕ– формирование межличностных отношений на основе механизмов эмпатии и рефлексии, способствующих их эмоциональной позитивности и комфортности.
КАЧЕСТВА РИТОРА– голосовые данные, образцовый литературный язык, логика суждений, телесные характеристики (фигура, осанка, дыхание) и умение творить в речи. Представлены М.В. Ломоносовым в пособии «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия».
КИНЕСИКА(греч. kinitikos)–информативность телодвижения, язык тела.
КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ–многообразные формы и методы информационного (вербального и невербального) взаимодействия людей, в процессе которого происходит восприятие людьми каких-то сведений, их распространение или пресечение, поддержка или развенчание источника информации. Введено в научный оборот В.М. Шепель в 1984 г.
КОМПОЗИЦИЯ– теория и практика художественной организации социальных явлений: гармоническое взаиморасположение их частей и элементов.
КОНТРАСТ– средство композиции: резко выраженная противоположность свойств (цвета, фактуры, текстуры, размера, веса и т.д.). Антоним – нюанс.
КОСМЕТИКА(от греч. costmet)–искусство украшать, наряжать. Косметика бывает лечебно-профилактической и декоративной, косметикой называют также вещества, применяемые для ухода за кожей лица, шеи, рук.
КОСТЮМ(от латинского costume)–набор предметов и элементов одежды, объединённых единым замыслом и назначением, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, профессию.
КРЕАТИВНОСТЬ– творческий потенциал человека, коллектива, нации.
КУТЮРЬЕ– создатель коллекций одежды «от кутюр» (высокой моды) – уникальных моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре вручную в домах высокой моды; член Синдиката Высокой моды в Париже или в подобных организациях других стран.
ЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО–базовая составляющая развивающегося бытия творческой личности. Чем выше интеллектуально-эмоциональная плотность этого пространства (насыщенность событиями и переживаниями), тем креативный потенциал творческой личности выше, то есть способность человека по-иному видеть (мир, ситуацию, проблему) и на основе этого выходить за пределы привычных представлений, что зависит от содержания личностного пространства. Перестройка личностного пространства – главное условие и основное средство саморазвития творческой личности: человек, творящий своё личностное пространство, тем самым творит сам себя и таким образом самоопределяется и саморазвивается как творческая личность.
МАКИЯЖ(от англ, make up)–подкрашивание лица при помощи красок.
МЕТАФОРА(греч. перенос)–сходство двух явлений, дающее скрытое сравнение.
МИМИКА(греч. mimikos – подражательный)–движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние.
МИНИМАЛИЗМ– направление, возникшее в конце 90-х годов и провозгласившее культ простых чистых форм и нейтральных цветов с характерным отсутствием деталей.
МОДА– «ходячий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в покрое одежды и в быту». (В. Даль)
МОДЕЛЬЕР(в русской традиции) – специалист по изготовлению моделей одежды, создатель экспериментальныхобразцов, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения.
МОДНЫЙ СТИЛЬ– стиль, теряющий устойчивость в течение определённого периода времени. Микростили XX века – кантри, вестерн (40-е гг.), «Шанель» (50-е гг.), спортивный, джинсовый, милитари, бельевой, сафари, панк-стиль (70-е гг.), неоклассика, необарокко, секси, корсетный, этнический (80-е гг.), гранж, гламур, минимализм (90-е гг.). Каждый сезон модельеры пропагандируют новые стили.
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ– «знак» несловесный, неязыковый; невербальная коммуникация – это общение без единого слова.
НУВЕЛЬ-КУТЮР(новая высокая мода) – понятие, возникшее в 70-е годы, когда новые стили стали рождаться именно в коллекциях прет-а-порте.
«НЬЮ ЛУК»(новый взгляд) – элегантный, женственный, романтичный стиль, созданный Кристианом Диором в 1947 году. Представляет образ идеальной женщины с тонкой талией, покатыми плечами, пышными юбками. Для «Нью лук» характерны отточенная скульптурная форма моделей (три ведущих силуэта: «широкий клешёный», «овальный», «прямой»), тщательный подбор аксессуаров.
НЮАНС – средство композиции: малозаметный переход или различия свойств (в цвете, размерах, в площадях и т.д.). Антоним – контраст.
ОБАЯНИЕ– умение светиться людям, вызывая у них симпатию и доверие.
ПАНТОМИМА(греч. воспроизводящей подражанием)–один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Наиболее важный компонент П. – жест: выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ(актёрское) – способность к внутренним и внешним изменениям.
ПОЛЁТНОСТЬ ГОЛОСА–умение посылать голос на расстоянии и регулировать его громкость.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ– предъявление, представление, демонстрация каких-то данных или имиджа в целом.
ПРЕТ-А-ПОРТЕ(понятие, появившееся в 50-е годы) – готовая одежда высокого качества, на которой стоит имя известного модельера либо известная торговая марка.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ–теория и практика художественной организации социального пространства: гармоническое взаиморасположение его частей и элементов. Различают три основных вида пространственной композиции: фронтальная (плоскостная, двухмерная), объёмная (трёхмерная), глубинная (пространственная, четырёхмерная).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ–облик человека, отражающий его профессиональную деятельность; важное условие профессиональной самореализации и достижения профессиональных успехов.
PR – планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.
ПСИХИЧЕСКАЯ КОНТАГИОЗНОСТЬ–эмоционально-чувственное восприятие группой людей (аудиторией слушателей) информации, способствующее сопереживанию, совместному осмыслению определённых положений и фактов.
РЕКЛАМА(фр.)– информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг, наглядная демонстрация их достоинств с целью их реализации и создания спроса на них.
РЕФЛЕКСИЯ(лат. обращение назад)–процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ– губы, язык, челюсти, зубы, твёрдое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зева), голосовые связки.
РЕЧЬ– система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
РИТМ– средство дизайнерской композиции, суть которого состоит в пропорционировании пространственных решений для достижения их целостности. Основано на закономерном чередовании каких-либо их частей и элементов (деталей, форм, объёмов) здания, улицы, двора, площади, города.
РИТОРИКА(греч. теория красноречия)–мастерство нахождения и применения способов стройного изложения мыслей, набор речевых правил склонения людей к своим взглядам.
РИТОРИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ–совокупность риторических приёмов.
СЕКСИ– новый стиль, сложившийся в 80-е годы из пропаганды культа тела и здорового образа жизни. Выражается в подчёркивании всех достоинств фигуры при использовании нижнего белья (корсетный стиль Ж.-П. Готье), новых материалов, позволяющих добиться максимального облегания (лайкра, стрейч и т.п.).
СИСТЕМА К. СТАНИСЛАВСКОГО–теоретико-прикладное учение о природных законах творчества артиста.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО–межсубъектное пространство (физическое, экономическое, культурное и т.д.), сотворённое и постоянно сотворяемое в процессе общения.
СПЕЦИАЛИСТ ПО PR– профессионал, помогающий перевести корпоративные и личные цели в информационный продукт, приемлемый для общественного мнения.
СПИЧРАЙТЕР– специалист по подготовке речей, докладов, выступлений, разработки режиссуры их вербального и невербального представления. Как правило, принимает непосредственное участие в практической подготовке выступающего.
СПОНТАННЫЙ ИМИДЖ– облик человека, сформированный под влиянием различных обстоятельств, а потому часто внутренне противоречивый, отражает дисгармонию между внешним (демонстрируемым) и внутренним (проживаемым) состояниями.
СПОРТСВЕР– новая ассортиментная группа одежды для спорта и отдыха, возникшая в 70-е годы, превратившая собственно спортивную одежду в одежду для активного и пассивного отдыха (куртки, кроссовки, трикотажные дополнения).
СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ– совокупность косметических средств и предметов, используемых для придания лицу идеальной формы: тональные, корректирующие и нейтрализующие средства, пудра, румяна, карандаши, помады и т.д.
СТАТИКА(статическая, -ий, -ое, -ие) – средство композиции: определённое взаиморасположение частей и элементов целого, вследствие чего целое воспринимается устойчивым, неизменным, монументальным. Антоним – динамика.
СТИЛЬ– идейная и художественная общность приёмов определённого периода и в отдельном произведении (объекте дизайна); художественно-пластическая однородность предметной среды.
ТЕМБР– окраска звука, яркость, а также мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса.
ТЕСТ– один из методов стандартизированного испытания, выполнение которого может дать возможность определить знания человека, особенности его познавательных процессов (внимания, мышления и т.д.).
ТЕХНИКА РЕЧИ– 1) совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; 2) владение приёмами эффективного использования речевого аппарата.
УБЕЖДЕНИЕ– главный метод словесного программно-целевого воздействия на личность.
УВЛАЖНЕНИЕ– восстановление нормального содержания влаги в коже.
ФАСЦИНАЦИЯ(англ, очарование)–словесное воздействие на людей, при котором потери информации в общении сводятся к минимуму.
ФЕЙСБИЛДИНГ(англ.) – строительство лица.
ФИГУРА– 2-мерная или 3-мерная модель какого-либо явления действительности.
ФИЗИОГНОМИКА– наука о геометрии и мышечной структуре лица, характерных мимических выражениях.
ФИЗИОГНОМИЯ(греч. два слова: природа и знание)–познание лица человека и познание человека по его лицу.
ФУНКЦИИ ОДЕЖДЫ– защитная, утилитарная, эстетическая, эротическая и т.д.
ЦВЕТОВОЙ ТИП– спецификация внешнего облика человека в зависимости от цвета кожи, глаз, волос.
«ШАНЕЛЬ»– классический стиль благодаря простоте форм, практичности и узнаваемости. Подходит всем, независимо от фигуры, возраста.
ЭКСПРЕССИЯ(лат. выражение)– выразительный, способный отразить эмоциональное состояние.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ– способность коллагеновых и эластиновых волокон к растяжению и сокращению.
«Я-КОНЦЕПЦИЯ»– совокупность представлений индивида о себе, сопряжённая с отношением к себе и к отдельным своим качествам.