Информатика, предмет и задачи
Информатизация общества
Понятие информации
Происходит от лат. «Informatio» - разъяснение, осведомление, изложение.
Информация – это сведения об окружающем мире, которые снижают степень неопределённости знания о нём.
Информация представляется в виде сообщений.
Сообщение – передача информации в виде рисунков, текста, чертежей, звука, цвета, энергетических и нервных импульсов и т.д.
Термин «информация» следует отличать от термина «данные». Данные тоже представляются в виде сообщений.
Данные – только хранятся, но не используются. Данные превращаются в информацию если они снижают степень неопределённости знаний о чём либо, т.е. приносят пользу и имеют смысл.
Пример:
Напишем 10 шестизначных чисел и дадим товарищу. Для него это – данные. Теперь скажем ему, что это 10 телефонов фирм, где есть приличная работа. Тогда это станет информацией.
Снижение неопределённости знаний это первое свойство информации.
Информация всегда предполагает наличие источника и получателя. Это второе свойство информации.
Пути и процессы, которые обеспечивают передачу сообщений от источника к получателю, называются информационными коммуникациями.
Переход к информационному обществу.
В сфере обработки информации произошло несколько информационных революций.
Первая вызвана изобретением письменности, которая позволяет передавать информацию от поколения к поколению (примерно 3 тыс. лет до н.э.).
Вторая связана с изобретением книгопечатанья, которое позволяет многократно дублировать информацию (XVI век)
Третья обусловлена изобретением электрической передачи (телефон, телеграф, радио), которая позволяет мгновенно передавать информацию на большие расстояния (конец XIX века).
Четвёртая связана с созданием компьютеров, которые позволяют хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать.
Последняя революция привела к созданию информационной индустрии, как производство технических и программных средств, информационных технологий для получения новых знаний.
Информационная технология (ИТ) – это описание, перечень этапов процесс получения информации нового качества на основе сбора, обработки и передачи данных.
В процессе развития общество проходит несколько стадий.
В индустриальном обществе более 50% трудоспособного населения занято в материальном производстве.
В постиндустриальном обществе более 50% трудоспособного населения занято в сфере услуг.
В информационном обществе более 50% трудоспособного населения занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.
Информационное общество существует в США, Японии и Западной Европе.
После информационного общества следует ноосферное, в котором большинство работающих будет занято интеллектуальной деятельностью, получением знаний.
Информатизация общества – организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информатизацию следует отличать от компьютеризации общества.
Информационный потенциал общества
Информационные ресурсы, продукты и услуги.
Информационные ресурсы – документы и их массивы в информационных системах (библиотека, архив, фонд), т.е. документированные знания.
Информационные ресурсы являются стратегическими наряду с ресурсами материальными, природными, трудовыми, финансовыми, энергетическими.
Информационные ресурсы используются для создания информационных продуктов, как совокупностей данных, сформированных производителем с целью распространения.
Информационный продукт распространяется теми же способами, что и материальный, в частности с помощью услуг. Юридической основой информационной услуги должен быть договор между поставщиком и получателем.
Информационный рынок
Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда.
В отличии от торговли материальным продуктом здесь в качестве предмета обмена выступают информационные технологии и системы, (лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, сведения и т.д.).
Для информационного продукта важной, отличительной особенностью является лёгкость его копирования, в связи с этим к нему применяется авторское право.
Информационный продукт на рынке рассматривается в двух аспектах.
- Как материальный продукт.
- Как интеллектуальный продукт.
Инфраструктура информационного рынка делится на 3 части:
- Техническая (аппаратная).
- Программная.
- Коммуникационная.
Информатика, предмет и задачи
Термин «информатика» возник во Франции в 60-х годах XX века. Он образован от двух слов: информация и автоматика.
В англоязычных странах термину информатика соответствует термин «computer science».
среда, 15 сентября 2004 г.
Предметом информатики является разработка методов и средств, преобразование информации и разработка информационных технологий.
Задачи информатики:
- Исследование информационных процессов.
- Разработка информационной техники и технологий.
- решение информационных задач в общественной жизни.
Информатику в узком смысле можно разделить на три части:
- Технические средства (Hardware)
- Информационные (промышленные) средства (Software)
- Алгоритмические средства (Brainware)
В свою очередь информатика в целом и каждая её часть рассматривается с трёх позиций:
- Фундаментальная наука.
- Отрасль народного хозяйства.
- Прикладная дисциплина.
Структура информатики показана на рис.1.1.
|
|
| |||||||||