Основные области компетенции в коучинге
Структура, состоящая из одиннадцати областей компетенций коучинга, была разработана для более полного обеспечения пониманий навыков, которые используются в профессиональном коучинге, в соответствии со стандартами ICF. Она так же поможет вам разобраться в степени соответствия ожидаемого результата от конкретного коуча, и того тренинга, который вы в действительности получили.
Эта структура послужила основой для проверки процедуры выдачи сертификата ICF. Основные области компетенции разбиты на четыре группы, исходя из их логической связи, и в соответствии с общими взглядами на них в каждой из групп. Группы и отдельные области равнозначны - они не обладают никакими приоритетами, и все являются корневыми, любому компетентному коучу важно владеть всеми ими.
A. Закладка фундамента
1. Соответствие этическим принципам и профессиональным нормам
2. Достижение соглашения о коучинге
B. Совместное установление контакта
3. Установление доверительных, близких отношений с клиентом
4. Облик коучинга
C. Эффективное общение
6. Активное слушание
7. Постановка сильных вопросов
8. Прямое общение
D. Помощь в обретении знаний и получении результатов
8. Осознание
9. Проектирование действий
10. Планирование и постановка целей
11. Управление развитием и ответственностью
Примечание: Каждая из областей компетенций, приведённых ниже, сопровождается определением и, соответствующим ей, образом действий. Образы действия разделены на два типа: те, которые должны присутствовать в работе коуча постоянно и прослеживаться в любой момент (показаны обычным шрифтом). Те, к которым в коучинге прибегают лишь в отдельных ситуациях, и которые, поэтому, проявляются во взаимодействии с клиентом не всегда (показаны курсивом).
A. Закладка фундамента
1. Соответствие этическим принципам и профессиональным нормам - Понимание этических и профессиональных норм коучинга и способность соответствовать им во всех ситуациях, возникающих в процессе коучинга.
a. Понимает и своими действиями подтверждает Кодекс Чести ICF (см.),
b. Понимает и следует Этическим Принципам ICF (см.),
c. Чётко объясняет различия между коучингом, консультированием, психотерапией и прочими видами психологической поддержки,
d. Направляет клиента, если это необходимо, к профессионалу из другой области психологической поддержки, точно определяя момент для этого и зная существующие возможности.
2. Достижение соглашения о коучинге - Умение понять, что необходимо сделать в процессе конкретного коучинга, и прийти к соглашению об этом процессе и взаимоотношениях в ходе него с потенциальным клиентом.
a. Понимает и производит с клиентом эффективное обсуждение принципов и конкретных параметров взаимоотношений в процессе коучинга (например, организационные вопросы, оплата, режим, участие других в случае необходимости),
b. Достигает взаимопонимания относительно того, что уместно в этих взаимоотношениях и что нет, что предлагается, и что нет, и ответственности клиента и коуча,
c. Определяет, есть ли результативное совпадение его методики коучинга и потребностей потенциального клиента.
B. Совместное установление контакта
3. Установление доверительных, близких отношений с клиентом - Умение создать обстановку безопасности и поддержки, обеспечивающую постоянное взаимное уважение и доверие.
a. Выказывает истинную заботу о благополучии и будущем клиента,
b. Постоянно демонстрирует свою собственную открытость, честность и искренность,
c. Заключает ясные соглашения и выполняет обещания,
d. Демонстрирует уважение к образу восприятия, обучения и личной жизни клиента,
e. Обеспечивает постоянную поддержку и отстаивает новые модели поведения и действия, включая те из них, что касаются принятия риска и боязни неудачи,
f. Спрашивает разрешения клиента на проведения коучинга в новых чувствительных областях,
4. Облик коучинга - Способность полностью отдавать себе отчёт и создать непринуждённую атмосферу в отношениях с клиентом, воплощая открытую, гибкую и уверенную манеру поведения.
a. Не теряет контакта и остаётся гибким на протяжении всего процесса коучинга, активно действуя в текущий момент,
b. Прибегает к собственной интуиции и доверяет внутреннему знанию других - "слушается внутреннего голоса",
c. Открыт к неведению и рискует,
d. Находит много способов работы с клиентом и в каждый момент выбирает наиболее эффективный,
e. Эффективно использует юмор, придавая общению лёгкость и энергию,
f. Уверенно меняет перспективу и экспериментирует с новыми возможностями для собственных действий,
g. Демонстрирует уверенность в работе с сильными эмоциями, способен управлять собой и не позволяет эмоциям клиента подавлять и вводить себя в замешательство.
C. Эффективное общение
5. Активное слушание - Умение полностью сконцентрироваться на том, что говорит и чего не говорит клиент, понять смысл сказанного в контексте желаний клиента и поддержать процесс высказывания клиентом своих чувств и мыслей.
a. Концентрирует внимание на клиенте и его планах, а не на своих планах, составленных для клиента,
b. Воспринимает заботы, цели, ценности и убеждения клиента относительно того, что возможно и что нет,
c. Распознаёт речь, интонацию и язык жестов,
d. Обобщает, перефразирует, повторяет и воспроизводит сказанное клиентом, чтобы убедиться в чёткости и правильности понимания,
e. Стимулирует, принимает, изучает и усиливает выражение клиентом своих чувств, забот, убеждений, предположений, и т.д.
f. Объединяет и надстраивает идеи и предположения клиента,
g. Резюмирует и осознаёт суть сообщений клиента и помогает ему достичь своей цели, а не увлекаться длинными описаниями,
h. Позволяет клиенту высказаться или "разрядить" ситуацию, не вынося своих суждений и замечаний, обеспечивая тем самым продвижение к следующим этапам.
6. Постановка сильных вопросов - Умение задавать такие вопросы, которые обнажают информацию, необходимую для получения клиентом максимальной пользы от взаимодействия с коучем.
a. Задаёт вопросы, отражающие активное слушание и понимание взгляда клиента,
b. Задаёт вопросы, провоцирующие совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположениям клиента),
c. Задаёт открытые вопросы, порождающие бoльшую ясность, новые возможности или знания,
d. Задаёт вопросы, продвигающие клиента по направлению к желаемому, а не требующие от клиента находить доказательства или оглядываться назад.
7. Прямое общение - Способность эффективно общаться на протяжении сессий коучинга и пользоваться тем языком, который производит наибольшее воздействие на клиента.
a. Чёток, ясен и недвусмысленен при выдаче своей реакции,
b. Прибегает к изменению формата и чёткой артикуляции в целях помочь клиенту понять то, что он хочет понять или насчёт чего он неуверен, взглянув в иной перспективе,
c. Ясно излагает цели коучинга, программу сессии, назначение техник и упражнений,
d. Не использует оскорбительный или неуважительный по отношению к клиенту язык (избегает, например, слов, отражающих половую дискриминацию, расизм, специфических технических терминов, жаргонизмов),
e. Пользуется метафорами и аналогиями для иллюстрации своей мысли или прорисовки словесной картины.
D. Помощь в обретении знаний и получении результатов
8. Осознание - Умение объединить и точно оценить многочисленные источники информации и интерпретировать её таким образом, чтобы помочь клиенту осознать ситуацию и тем самым добиться оговоренных результатов.
a. Анализируя беспокойства клиента, выходит за рамки сказанного, не ограничиваясь одним только описанием клиента,
b. Устраивает расспросы с целью добиться более глубокого понимания, осознания и ясности,
c. Определяет и сообщает клиенту о его основополагающих тревогах, типичных и неизменных способах восприятия себя самого и окружающего мира, различиях между фактами и их интерпретацией, несоответствии мыслей, чувств и действий,
d. Помогает клиентам открывать новые для себя мысли, убеждения, представления, эмоции, настроения, и т.д., усиливающие их способность предпринимать активные действия и достигать важных для себя результатов,
e. Рассказывает клиентам о существовании более широкого аспекта и вдохновляет их на смену точки зрения и нахождение новых возможностей для своих действий,
f. Помогает клиентам увидеть другие, взаимосвязанные факторы, влияющие на них и их поведение (например, мысли, эмоции, тело, окружение),
g. Доводит до клиентов инсайты пригодным и выразительным для клиента способом,
h. Определяет наиболее сильные стороны и области, больше всего требующие изучения и роста, а также то, на что наиболее важно обратить внимание в ходе коучинга,
i. Просит клиента различать заурядные и значимые проблемы, ситуативное и повторяющееся поведение при обнаружении несоответствия между заявлениями и действиями.
9. Проектирование действий - Умение создать совместно с клиентом возможности для непрерывного обучения, как во время коучинга, так и в жизни, и для предпринятия новых шагов, которые позволят достичь оговоренных результатов наиболее короткой дорогой.
a. Организует мозговые штурмы и помогает клиенту определить те действия, которые позволят ему продемонстрировать, отработать и углубить новые знания,
b. Помогает клиенту сконцентрироваться и систематически изучать конкретные проблемы и возможности, являющиеся центральными в свете оговоренных целей коучинга,
c. Вовлекает клиента в исследование альтернативных идей и решений, оценку вариантов и принятие соответствующих решений,
d. Поддерживает активные эксперименты и самопознание, при которых клиент сразу же пробует то, что было предметом обсуждения и изучения во время сессии, в своей работе и жизни,
e. Отмечает успехи и способности клиента, способствуя их дальнейшему росту,
f. Бросает вызов предположениям и точкам зрения клиента, провоцируя появление новых идей и находя новые возможности для действий,
g. Поддерживает или выдвигает точки зрения, соответствующие целям клиента, и, не симпатизируя ни одной, убеждает клиента рассмотреть их,
h. Помогает клиенту "Сделать Это Прямо Сейчас", во время сессии коучинга, обеспечивая немедленную поддержку,
i. Поощряет напряжённые моменты и сложные задачи, но вместе с тем и комфортный темп обучения.
10. Планирование и постановка целей - Умение разработать их для клиента и соблюдать эффективный план коучинга.
a. Обобщает полученную информацию и определяет с клиентом план коучинга и цели развития, затрагивающие проблемы и главные области, требующие изучения и развития,
b. Формирует план, предполагающий получение достижимых, измеримых, конкретных результатов к установленному сроку,
c. Вносит в план изменения, обоснованные требованиями процесса коучинга, либо изменением ситуации,
d. Помогает клиенту отыскать и получить доступ к другим ресурсам в целях обучения (например, книги, другие специалисты),
e. Определяет и намечает первые, значимые для клиента успехи.
11. Управление развитием и ответственностью - Умение удерживать внимание на том, что важно клиенту, и оставить ответственность за принятые меры клиенту.
a. Чётко требует от клиента действий, которые продвинут его вперёд по пути к поставленной цели,
b. Прослеживает работу до конца, спрашивая у клиента об исполнении тех шагов, обсуждению которых посвящались предыдущие сессии,
c. Отмечает, что клиенту удалось сделать, что не удалось, чему он научился, и о чём узнал со времени проведения предыдущей сессии,
d. Эффективно подготавливает, организует и просматривает совместно с клиентом информацию, полученную в ходе сессий,
e. Не даёт клиенту сбиться с пути в интервале между сессиями, концентрируя внимание на плане и результатах коучинга, оговоренной в программе действий и темах следующей сессии(й),
f. Фокусируется на плане коучинга, однако остаётся открытым для корректировки поведения и действий на основании самого процесса коучинга и изменений курса в ходе сессий,
g. Способен передвигаться во всех направлениях между масштабной картинкой места, куда направляется клиент, установкой контекста обсуждаемой темы и местом, куда клиент хочет попасть,
h. Активизирует самодисциплину клиента и заставляет клиента отвечать за то, что, по его словам, он собирается предпринять, за результаты запланированной акции и конкретный план с соответствующим временным форматом,
i. Развивает способность клиента принимать решения, работать с ключевыми проблемами и развиваться (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темп обучения, анализировать свой опыт и черпать из него знания),
j. Предъявляет клиенту решительные претензии по поводу того, что он не выполнил оговоренных действий.