Из двухнедельной информационной сводки Тюменской губ-чека за время с 1 по 15 сентября 1920 г
Не ранге 15 сентября 1920 г.
Общее политическое состояние Настроение населения
В связи с начавшейся разверсткой в некоторых районах губернии замечается "брожение" кулаков. Последние, как и всегда, сами открыто свое недовольство не выражают, а стараются подбить и спровоцировать бедноту. Так, под влиянием кулацкой агитации в Тугулымской вол. Тюменского у. крестьяне вместо выполнения разверстки засыпали исполком всевозможного рода резолюциями и постановлениями с неизменным указанием невозможности выполнения разверстки. Исполком, учитывая создавшееся положение, грозящее сорвать разверстку и, видя халатность, а в некоторых случаях и прямое содействие сельских Советов организованному приговорному оказательству "протеста", был вынужден принять ряд мер: некоторых представителей сельских Советов за их халатное отношение к служебным обязанностям привлечь к ответственности. И результаты такого действия не замедлили сказаться и крестьяне стали спокойнее выполнять разверстку.
Из ишимской сводки видно, что крестьяне данного уезда волнуются на почве взыскания государственной оброчной подати, монополизированием кожевенной промышленности и рядом других мер, предпринимаемых Советской властью, идущих в разрез с собственническими интересами населения.
Сводка же Сургутского политбюро говорит наоборот, что настроение в уезде начинает улучшаться, мероприятия Советской власти начинают проводиться в жизнь безболезненно, население охотно идет навстречу власти...
...В Тобольском у. упадку настроения способствуют совершенно иные факторы, а именно: участившиеся пожары, которые в большинстве случаев нужно рассматривать как следствие засушливого лета, а иногда и как следствие злого умысла или неосторожного обращения с огнем.
Бедняки еще недовольны тем обстоятельством, что зачастую представители местной власти, в особенности нужно сказать это в отношении милиции, начинают с кулаками входить в "кумовство" и "сватовство", что, по мнению бедняков, с их точки зрения, подрывает достоинство и престиж власти. И в умах последних создается такое суждение, что "власть новая, но со старыми дырами". К пресечению последнего ненормального явления Тобольское политбюро принимает решительные меры и размягчившихся "представителей" власти убирает с насиженных мест, попутно привлекая их к ответственности.
Сводка Березовского политбюро гласит: население как к Советской власти, так равно и к партии РКП, безразлично.
В Ялуторовском у. население волновалось по поводу происходящей государственной статистической переписи, в которой оно усматривает ни что иное, как поголовную запись в коммуну.
В Б.Сорокинской вол. на распоряжение власти о выполнении разверстки крестьяне распоряжению не подчинились, в силу чего пришлось применить вооруженную силу. Или: для трудовой повинности зарегистрированные в деревнях специалисты должны были прибыть на место назначения в г. Ишим, но они категорически отказались. Крестьяне дер. Ровнец-кой в количестве 56 человек отказались от наряда лошадей, за что и были арестованы на семь суток, каждый вплоть до применения принудительных работ. Милиционеру, командированному в дер. Чирки для ареста винокура, крестьяне в количестве 70 человек отказали в выдаче винокура, пришлось вызвать отряд. Инцидент улажен. Крестьяне одной волости продовольственному руководителю кричали: "Вы все стращаете оружием, Колчак плетьми стегал, а красные с винтовками пришли и пр."
Отношение к РКП
На сельском Быковском сходе раздавались возгласы: "Вы, коммунисты, все одинаковы, только грабить, убивать и себе карманы набивать". Кулаки открыто говорят: "Вот в Петропавловске погнали коммунистов и Вам скоро это будет". Своим отношением начальник 5-го района Ишимской милиции сообщает, что ему, в свою очередь, Грине-берская ячейка Утчанской вол. сообщает: "Братья Исаковы хотят произвести нападение на т. Власова и Исакова, как на главарей ячейки и организаторов трудовой коммуны". Из того же района доносят: "Что-то неспокойно, кулаки начинают шевелиться, в связи с чем замечается выход из ячейки некоторых товарищей". Или: "Нам нет возможности все пресечь в корне, нас шесть человек, а дворов — 280" и т.п. Шкурнические элементы, проникшие в партию, последнюю окончательно дискредитируют. Пример: заведующий пересыльной частью Ишимского у.военкома, некто Белов, разъезжающий по деревням, спекулирует направо и налево, устраивает в деревнях попойки. Крестьяне говорят, что таких явлений они не наблюдали при царе, какие наблюдаются сейчас, устраиваемые коммунистами. Далее: "Местная ячейка никакого содействия не оказала, секретарь ячейки напился и председатель тоже был в этом замечен", — доносит продрук Чернобровцева. Все вышеизложенные факты ясно
иллюстрируют отношение населения к РКП и насколько деревня нуждается в опытных и честных работниках.