Структура выражает внутреннее строение процесса, явления, системы
Применительно к системам понятием«организационная структура» обозначают внутреннее строение субъекта и объекта деятельности. Тогда различают такие более частные понятия:
оргструктура обслуживания — состав, соподчиненность и взаимосвязи подразделений, звеньев, выполняющих функции социальной работы в непосредственном контакте с клиентами (подопечными, пациентами);
оргструктура подразделений, звеньев или общая структура учреждения социальной защиты (помощи) — состав, соподчиненность и взаимосвязи всех оргединиц, фактически ее образующих;
оргструктура аппарата управления — состав, соподчиненность и взаимосвязи управленческих подразделений, звеньев.
Наряду с организационной структурой в учреждениях, организациях имеются также социальная и техническая структуры.
С понятием «организационная структура» непосредственно соотносятся такие понятия, как «подразделение», «звено», «ступень», «орган», «формальная», «неформальная» структура, «диапазон управления».
Подразделение — это организационная единица, имеющая определенные задачи, выполняющая функции (обязанности) и наделенная для этого необходимыми правами и ответственностью. Типичные подразделения — департамент, главное управление, управление, отдел, отделение.
Звено. Данное понятие имеет два значения: 1) звено как синоним понятия «подразделение»; 2) звено — это отдельный работник (должность).
Количество подразделений и звеньев — один из показателей структурной сложности или простоты системы. Поэтому совершенствование системы, в частности, связано с изменением количества подразделений, звеньев, их соподчиненности, взаимосвязей, взаимодействия.
Ступень — это совокупность ряда подразделений и звеньев (должностей), находящихся на определенном уровне системы (первичном, среднем, высшем). Образно говоря, по ступеням, как по лестнице, можно идти в оргструктуре снизу вверх или, наоборот, сверху вниз. Чем больше ступеней, тем, при прочих равных условиях, больше система и сложнее ее организационное построение.
О р г а н. В первом своем значении данное понятие является синонимом понятия «подразделение». Во втором оно обозначает организационную единицу управления отраслевого, межотраслевого или территориального уровней. Органами, например, управления считаются министерства, комитеты, администрации. Орган — это более или менее крупная организационная единица.
Формальная структура — понятие, обозначающее состав, соподчиненность в должностные взаимосвязи подразделений, звеньев без учета конкретных работников, их психологических особенностей, возраста, опыта и др.
Неформальная структура — это та система человеческих отношений, взаимосвязей, взаимовлияний, взаимодействий, которая свойственна данной оргструктуре. При совершенствовании оргструктур необходимо считаться с наличием неформальной структуры.
Диапазон управления — рекомендуемое или фактическое количество работников или подразделений (или то и другое вместе), находящихся в подчинении у одного руководителя.
Смысл данного понятия заключается в количественной характеристике формальной организационной структуры в сопоставлении (по формальным признакам) подсистем, которые возглавляются соответствующими руководителями.
Диапазон управления имеет качественные оценки в том случае, если принимаются во внимание показатели неформальной оргструктуры, факторы качественного порядка — квалификация и опыт подчиненных, их профессиональное мастерство, техническая вооруженность труда, простота или сложность связей в системе и т.д.
Понятие «диапазон управления» связано с понятиями «управляемость» и «неуправляемость».
Управляемость — владение руководителем основными, ключевыми параметрами объекта, ситуации, деятельности.
Неуправляемость означает подчинение руководителя тем силам, факторам, обстоятельствам, с которыми он не справляется или не хочет справиться. Появляются стихийность, неподконтрольность, неподчиненность, что ведет к слабости или отсутствию управления (руководства).
Управляемость и неуправляемость наряду с количественными характеристиками объекта (системы) связаны и с качественными процессами, показателями.
Основными разновидностями организационных структур управления (ОСУ) являются линейная, линейно-функциональная, структура по продукту (изделию) и матричная.
Линейная ОСУ. Фрагмент линейной ОСУ:
Обозначения:
(———) — линейная связь, т.е. осуществление управления с помощью устных и письменных команд (в зависимости от предоставленных прав).
Схема 1
Линейная ОСУ в виде пирамиды
Достоинства: каждое нижестоящее звено имеет только одного руководителя; команды нижестоящим звеньям отдаются последовательно — от вышестоящих к нижестоящим. «Перескок» через нижестоящие звенья означает нарушение линейной связи.
Недостатки: руководитель должен быть компетентен во всех вопросах управляемого объекта; при увеличении количества звеньев по вертикали снижаются возможности обеспечения управляемости; при количественных и качественных изменениях в объекте повышаются требования к компетенции руководителя, «застывание» компетенции означает «застывание» и объекта.
Функциональная ОСУ отражает разделение и специализацию в системе управления. Наряду с линейными звеньями в ней имеются функциональные подразделения, звенья.
Фрагмент линейно-функциональной ОСУ:
Обозначения:
(———) — линейная связь;
(--_---) —функциональная связь, т.е. осуществление управления с помощью методических советов, рекомендаций, взаимодействия при решении задач.
Достоинства: подготовка проектов решений специалистами по тому или иному вопросу; создание или ликвидация функциональных подразделений (звеньев) как отражение потребностей при реализации функций; ответственность за реализацию определенных функций; использование знаний специалистов как своеобразного «информационного капитала».
Недостатки: указания (команды) могут поступать «с разных сторон»; образование «функционалки» (чрезмерная специализация труда); тенденции к «раздуванию», «разбуханию» аппарата управления.
ОСУ по отделениям (или дивизиональная) отражает специализацию в обслуживании, предоставляемых услугах.
Фрагмент ОСУ по отделениям:
Достоинства: специализация в деятельности, что позволяет качественно и квалифицированно выполнять работу, функции;
«улавливание» различных потребностей по предоставлению услуг; возможность создания новых специализированных отделений сообразно выявленным потребностям; увеличение количества отделений в зависимости от увеличения количества обслуживаемых; использование квалифицированных специалистов по направлениям деятельности отделений.
Недостатки: «привязка» аппарата управления к каждому отделению, что может привести к его искусственному раздуванию; потеря управляемости за счет увеличения количества отделений.
2.4. Организационная структура и функции Центра социального обслуживания[6]
ЦСО «Кузьминки» открыт в соответствии с решением Волгоградского райисполкома от 7 февраля 1990 г. № 222 и является медико-социальным, культурно-бытовым учреждением (некоммерческой организацией), предназначенным для оказания различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам, одиноким и одиноко проживающим лицам, а также другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.
Центр представляет собой юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, круглую печать и угловой штамп с его наименованием, счета (в том числе благотворительный), бланки, юридический адрес и удостоверения для сотрудников.
Основные задачи и функции ЦСО:
— выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
— контакты с государственными и общественными организациями для совместной работы;
— определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
— предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи;
— обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пенсионеров и инвалидов;
— предоставление бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского обслуживания; организация питания для лиц, находящихся на обслуживании Центра;
— оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам, организация их обслуживания предприятиями торговли, общественного питания, здравоохранения, коммунального и бытового хозяйства, а также другими организациями;
— организация натуральной гуманитарной и срочной помощи натурального характера;
— оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников Центра.
Деятельность Центра строится на сотрудничестве с различными государственными, общественными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и отдельными гражданами. В том числе: обществом инвалидов; Советом ветеранов Великой Отечественной войны и труда; Советом ветеранов-афганцев; Советом многодетных матерей; муниципальными управлениями социальной защиты населения (МУСЗН) «Кузьминки» и «Рязанский», социальными отделами муниципального округа «Кузьминки» и «Рязанский».
Центр широко использует средства массовой информации для ознакомления населения со своей деятельностью. Контингент обслуживаемых ЦСО очень неоднороден, в основном это пожилые люди, одинокие инвалиды. В последнее время участились случаи обращения за помощью не только одиноких, но и одиноко проживающих, имеющих родственников в других районах города. Это побудило к поиску новых форм обслуживания, развитию работы Центра в разных направлениях.
ЦСО «Кузьминки» имеет определенную структуру, которая представлена на схеме 2, из которой видно, что основными подразделениями являются:
— отделения социальной помощи на дому (всего 26);
— отделение дневного пребывания;
— отделение срочной социальной помощи.
Каждое из них специализируется на выполнении определенных функций.
Центр возглавляет директор, осуществляющий руководство его деятельностью на основе единоначалия.
Директор Центра назначается и увольняется руководством Комитета социальной защиты населения г. Москвы в соответствии с действующим законодательством.
В должностные обязанности директора входит:
— обеспечение хозяйственной деятельности и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения;
— организация мероприятий по привлечению внебюджетных средств на укрепление материально-технической базы, улучшение обслуживания граждан и условий труда работников. Деятельность ЦСО включает два важнейших направления:
Первое — укрепление материально-технической базы самого Центра, улучшение условий труда работников, заработная плата;
Второе — деятельность по обслуживанию граждан. Вся финансово-экономическая документация Центра хранится в бухгалтерии. Главный бухгалтер составляет смету расходов, контролирует использование средств и готовит отчеты согласно требованиям инструкций.
ЦСО «Кузьминки» имеет два счета: бюджетный и внебюджетный. Бюджетный счет — это финансирование плановой деятельности Центра, а именно: содержание самого учреждения, заработная плата, текущие и капитальные ремонты, проведение праздничных мероприятий и т. д. Внебюджетный счет существует для спонсорской помощи и деятельности Центра, предусмотренной муниципалитетом или префектурой.
Заместитель директора по социальной работе отвечает за организацию деятельности по обслуживанию граждан определенными структурными подразделениями Центра.
Функции заместителя директора по хозяйственным вопросам заключаются в обеспечении Центра всем необходимым для производственной деятельности.
Отдел кадров играет важную роль при составлении штатного расписания и тарификационных списков, в которых зафиксирована заработная плата служащих в соответствии с их квалификацией. Общее руководство персоналом осуществляет директор Центра.
Специалист по социальной работе (по бесплатному питанию) отвечает за организацию бесплатного питания, выдачу путевок на бесплатное питание, за правильную и своевременную отчетность.
В ЦСО «Кузьминки» существует два вида бесплатного питания: один финансируется из бюджетных средств и осуществляется через сеть магазинов в виде продуктовых наборов; другой финансируется префектурой Юго-Восточного административного округа и осуществляется через столовые в виде горячих обедов.
Деятельность отделений социальной помощи на дому (ОСП)
Каждое отделение социальной помощи на дому обслуживает 120 подопечных. Возглавляет отделение заведующая, в чьи обязанности входит организация различных видов социальной помощи, в том числе гуманитарной, вещевой, продовольственной и пр.
На надомное обслуживание принимаются одинокие и одиноко проживающие престарелые граждане, инвалиды I и II групп, супружеские престарелые пары и инвалиды, нуждающиеся в помощи.
В соответствии с существующим законом «О социальном обслуживании граждан РФ» помимо бесплатного обслуживания предусмотрен и ряд платных услуг. Но механизм по их предоставлению не определен, и поэтому такие услуги Центром не оказываются.
Граждане, которые состоят на социальном обслуживании на дому, должны соблюдать Правила, утвержденные Приказом Комитета социальной защиты населения г. Москвы от 6 декабря 1995 г. № 262.
1. Граждане, принятые на социальное обслуживание на дому,имеют право на:
— согласие на социальное обслуживание;
Схема 2 Организационная структура ЦСО «Кузьминки»
— получение достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг в соответствии с утвержденным перечнем гарантированных социальных услуг в г. Москве;
— уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
— информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
— получение расписки от социального работника в получении денежных сумм на приобретение продуктов, оплату коммунальных услуг;
— отказ от социального обслуживания;
— конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной соцработнику при оказании социальных услуг;
— защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
обязаны:
— уважительно относиться к лицам, осуществляющим социальное обслуживание на дому, не допускать грубости, оскорблений в адрес социальных работников;
— находиться дома в дни планового посещения соцработником. В случае выезда, госпитализации, посещения поликлиники и др. заранее сообщать об этом соцработнику, дежурному ЦСО или заведующему ОСП;
— сообщать социальному работнику или руководству ЦСО об оформлении над ними опеки или попечительства, заключении договора с другими организациями или совершении действий, связанных с отчуждением жилой площади (обмен, дарение, наследование и т.д.);
не вправе:
— отказываться от продуктов, заказанных ими ранее;
— требовать от социального работника обслуживания третьих лиц, соседей, родственников и т.д.;
— требовать совершения социальных услуг (приобретение продуктов, заказов, оплату коммунальных услуг и т.д.) в долг;
— требовать обслуживания, находясь в нетрезвом состоянии, а также выполнения работ, которые не входят в круг обязанностей социального работника и унижают его человеческое достоинство.
2. Настоящие Правила вручаются каждому лицу, принимаемому на обслуживание.
3. Неоднократное нарушение настоящих Правил является основанием для рассмотрения на комиссии вопроса об отказе в обслуживании.
Подопечным вручается также памятка, образец которой приводится ниже.
ПАМЯТКА
УВАЖАЕМЫЙ(ая)
_____________________________
Вас обслуживает социальный работник __________________________
Центра социального обслуживания «Западное Дегунино»
Ее (его) телефон ___________
Заведующий отделением социальной помощи №__________________
Его телефон___________ Адрес Центра:__________________________
Директор
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК ОКАЗЫВАЕТ
СЛЕДУЮЩИЕ УСЛУГИ:
1. Доставка продуктов 2 раза в неделю (кроме субботы и воскресенья) не более 4 кг из данного микрорайона и из стола заказов.
2. Доставка промтоваров.
3. Доставка медикаментов из аптеки.
4. Оплата коммунальных услуг.
5. Содействие в организации питания на дому через общепит.
6. Доставка вещей в химчистку, ремонт, прачечную.
7. Содействие в оказании медицинской помощи (транспортные услуги за счет пенсионеров, вызов врача на дом, вызов «Скорой помощи»).
8. Выполнение разовых поручений:
а) выполнение просьб, связанных с перепиской с родными;
б) содействие в уборке квартиры через фирму «Заря»;
в) установление связи с ДЭЗ, РЭУ по оказанию услуг одиноким по ремонту сантехнического оборудования и квартир;
г) установление и поддержание связи с трудовыми коллективами, где ранее работали ветераны войны и труда, другими общественными организациями с целью оказания шефской помощи одиноким пенсионерам;
д) посещение в больнице (не менее 2 раз в месяц). 9. Домашний телефон соцработник дает только по собственному желанию.
ПОДОПЕЧНЫЙ ОБЯЗАН:
1. Давать аванс на покупку продуктов.
2. В дни посещений находиться дома.
3. Не допускать грубостей и некорректного поведения по отношению к социальному работнику. (Линия отреза)
________________________________
С перечнем услуг ознакомлен(а) и согласен(на)
Фамилия, имя, отчество
Адрес, телефон
Дата Подпись
Деятельность отделения срочной социальной помощи (ОССП)
Служба предназначена для оказания срочной помощи одиноким гражданам, утратившим средства к существованию, гражданам без определенного места жительства и лицам, попавшим в экстремальные ситуации.
Основными задачами ОССП являются:
— принятие безотлагательных мер, направленных на временное поддержание граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке, путем предоставления различных видов помощи, включающих обеспечение бесплатным питанием, медикаментами, одеждой, обувью, материальной помощью;
— обеспечение необходимой информацией и консультирование обратившихся граждан; в необходимых случаях направление их в иные службы и организации.
Префектура округа ежеквартально перечисляет на счет ЦСО для ОССП определенную сумму, на которые закупаются одежда, обувь, постельные принадлежности, продукты, которые затем выдаются в течение квартала нуждающимся, обратившимся за помощью.
К праздникам префектура перечисляет дополнительные суммы для проведения мероприятий — День города. День пожилого человека. День инвалида и пр.
Помимо средств Пенсионного фонда на срочную помощь поступают средства от благотворительных организаций, например Армии спасения. Фонда милосердия и др.
Деятельность отделения дневного пребывания (ОДП)
Отделение дневного пребывания работает как реабилитационный центр. Здесь оказывают психологическую, юридическую и медицинскую помощь; работает библиотека. Финансирует ОДП Комитет социальной защиты населения г. Москвы, выделяющий средства на бесплатное питание, культурную программу, приобретение подарков и сувениров именинникам. Задача заведующей ОДП состоит в том, чтобы как можно эффективнее использовать деньги.