Закон достаточного основания

Основные принципы популяризации научных знаний.

Принципы популяризации научных знаний.

Сущестует 4 принципа популяризации

1) Научная глубина.

Должны рассматриваться основные понятия и законы науки, данные должны быть систематизированы, мысль должна идти от явления к уяснению его сущности, к определению его взаимосвязи с другими, нужно сообщать о методе исследования. Но при этом нельзя забывать о том, что если научное изложение (модель специалист-специалисту) предполагает сжатие информации за счет исключения описания подробностей поиска, личностных моментов и т.д., то популярное изложение (модель специалист-неспециалисту) предполагает необходимость подробного рассмотрения метода исследования, проб и ошибок, личностных моментов в работе исследователя.

2) Принцип осмысления материала.

Нельзя ограничиваться лишь сообщением данных науки, необходимо осмысление материала, интерпретация идей и теорий. Содержание произведения составляет не только результаты исследования, но и сам процесс их получения. Причем взяты неизолированно, а как звено в цепи человеческого знания, как орудие преобразования природы. Соблюдение принципа осмысления данных науки предполагает сплав фактической и интерпретаторской сторон популяризации исключает как простую фактографичность, так и беспочвенную декларативность изложения.

3) принцип доступности

Автор научно-популярного произведения должен рассказать о науке не упрощая ее и в то же время не перегружая изложение труднодоступным материалом. В этом состоит основная трудность, преодолеть которую удается лишь одаренным специалистам науки.

К любому популярному произведению можно предъявить следующие требования:

- освящение научного материала с точки зрения неспециалиста

- последовательность и конкретность изложения

- стройность композиции

4) принцип занимательности.

Нельзя просвящать помимо воли аудитории, поэтому популяризация должна заинтересовать читателя, увлечь его на путь дальнейшего изучения предмета.

В рамках популяризации науки имеет 2 аспкекта

- содержательный

- формальный

Интерес к научно-популярному произведению определяется в первую очередь его содержанием, актуальностью, практическим значением рассматриваемой проблемы.

В основе сюжета научно-популярных произведений лежит не описание результата деятельности ученых, а показ борьбы за его достижения. Популяризатор - не переводчик с языка науки на язык обыденности. Академик Вавилов, опираясь на собственный опыт и историю популяризации отмечал: "создать популярную книгу - не значит прочитав две специальные книги написать третью. Надо непременно вложить что-то новое“.

Билет 2.

Логические основы редактирования научного произведения

Работая над произведением, редактор в обязательном порядке проверяет, удовлетворяет ли оно требованиям логики. Часто встречаются случаи, когда фраза построена грамотно, без ошибок, но содержит противоречия с предыдущими главами, отсутствуют или не подкреплены доказательствами выводы автора. Это значит, автор не в ладах с законами логического мышления.

4 закона логики:

1. Закон тождествамысль (будь то понятие, суждение или умозаключение), введенная однажды в рассуждение, должна оставаться неизменной, однозначно понимаемой на протяжении всего последующего рассуждения, каким бы продолжительным оно ни являлось.(Например, слова "умный" и "знающий" для многих синонимы, хотя они отличаются одно от другого, как небо от земли. "Умный" – умеющий мыслить, "знающий" – имеющий знания.)

2. Закон непротиворечия (закон противоречия) — закон логики, который гласит, что два несовместимых (противоречащих либо противоположных) суждения не могут быть одновременно истинными.(«Лошади вернулись без хозяина и стояли целехоньки, только с головы одной из них капала кровь»)

3. Закон исключённого третьего — из двух высказываний — «А» или «не А» — одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными (либо истинными), одно из них необходимо истинно (либо ложно!)( Диалог:

- Убеждений нет!

- Это ваше убеждение?

- Да.)

Закон достаточного основания.

Любая точка зрения, независимо от авторитета её автора, должна быть доказана аргументами, достоверность и достаточность которых очевидна.(пример из текста по редактированию: т.к. люд часто ломают себе конечности, они произошли от инопланетных существ.)

2.Работа редактора над словником энциклопедического издания

Основным этапом предварительного планирования энциклопедии является составление ее словника. Словником называют полный алфавитный или систематический перечень названий статей с указанием их объема в печатных знаках, наличия пристатейных списков литературы, карт и иллюстраций.. При составлении словника производится отбор терминов и устанавливается соотношение объёмов разделов и отдельных статей, разрабатывается система ссылок.

Редактор должен оценить принцип отбора слов, полноту словника, соответствие входящих в него слов потребностям адресата, процентное соотношение содержания словника по тематике. Например, если перед нами универсальная энциклопедия, количество статей по истории в ней не может составлять 80%; статьи по разным отраслям знания должны быть представлены в процентном отношении примерно одинаково.

С работой над словником тесно связано планирование помещения библиографии, иллюстраций, карт и другого дополнительного материала. При ограниченном объёме издания словник используется для планирования заданного объёма. Издание энциклопедии обычно начинается с составления тематических словников по разным отраслям знаний, имеющих рубрикацию от общих понятий до частных терминов. На основе сводного тематического словника составляется общий алфавитный словник всего издания. Для включения в энциклопедию новых терминов в процессе работы при составлении словника закладывается резерв количества статей.

Билет 3.

Наши рекомендации