Классификация информационных систем
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра «Информационные системы и телекоммуникации»
Конспект лекций по дисциплине «Проектирование информационных систем»
для студентов специальности 230201
«Информационные системы и технологии»
Составители:
Долгинцев А.П.
Папировская Л.И
Тихомиров А.
Часовских Е.А.
Самара 2009
УДК 681.3
Конспект лекций по дисциплине «Проектирование информационных систем»
/Сост. Долгинцев А.П., Папировская Л.И., Тихомиров А.А., Часовских Е.А. – Самара: СамГУПС, 2009. – 35 с.
Утверждены на заседании кафедры 16.04.2009, протокол № 8.
Печатаются по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного университета путей сообщения
Конспект лекций по дисциплине «Проектирование информационных систем» для студентов специальности 230201 очной и заочной формы обучения. В указаниях учтены требования действующих государственных стандартов и нормативных материалов Госкомвуза России.
Составители: Долгинцев А.П., Папировская Л.И., Тихомиров А.А., Часовских Е.А.
Рецензент: канд. техн. наук, профессор, заведующий кафедрой АТСГуменников В.Б.
Редактор:
Компьютерная верстка:
Электронная форма
© Самарский государственный университет путей сообщения, 2009
Классификация информационных систем
Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов. Информационные системы стали необходимым инструментом практически во все сферах деятельности.
Разнообразие задач, решаемых с помощью информационных систем, привело к появлению множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения этих систем и заложенными в них правилами обработки информации.
Рисунок 1. Классификация информационных систем
ИС делается на фактографические и документальные по типу данных:
Фактографические - числа, текст.
Документальные хранят данные в виде документов.
1. По степени автоматизации
2. По сфере применения:
ИС предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и не промышленных объектов.
ИС управления технологическими процессами служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственных операций, в таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров в технологических процессах(температуры, давления и т.д.), процедур контроля допустимости и регулирования технологических процессов.
САПР предназначены для автоматизации функций инженеров, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии.
Основные функции таких систем: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежи), создание проектной документации и моделирование проектируемых объектов.
Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции.
Она включает в себя ряд подсистем:
o подсистема маркетинга (продажа)
o производственная подсистема
o финансовые и учетные подсистемы (финансовый анализ, прогнозирование)
o подсистема кадров
o прочие подсистемы
3. По характеру обработки данных:
o Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.
o Информационно-решающие системы осуществляют кроме того операции переработки информации по определенному алгоритму.
o Управляющие информационные системы. Для этих систем характерна задача расчетного характера и обработки больших объемов данных.
o Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений. В этих системах осуществляются интеллектуальные процессы обработки знаний о недавних данных.
4. По уровню управления
o Информационные системы операционного уровня поддерживают исполнителей, обрабатывают данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов).
o Функциональные информационные системы поддерживают работу с данными и значениями. Используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятие решений и администратирования.
o Стратегические информационные системы - это компьютерные ИС, обеспечивающие поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.
С точки зрения программно-аппаратной реализации можно выделить ряд типовых архитектур информационных систем. Традиционные архитектурные решения основаны на использовании выделенных файл-серверов или серверов баз данных. Существуют также варианты архитектур, базирующиеся на Интернет–технологии. Для построения глобальных распределенных информационных приложений используется архитектура на основе объектно-ориентированного подхода.
Основными задачами, решению которых должна способствовать методология проектирования корпоративных ИС, являются следующие:
1. Обеспечить создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемых к требованиям по автоматизации деловых процессов заказчиков.
2. Гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджетом проекта.
3. Поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы.
4. Обеспечивать преемственность разработки, т.е. использование в разрабатываемой ИС существующей информационной инфраструктуры организации.
Области, которые обхватывает проектирование информационных систем:
1. Проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных.
2. Проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов данных.
3. Учет конкретной среды или технологий, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратурных средств используемой архитектуры, файл-сервер, клиент-сервер, распределенной обработки данных и т.п.
В общем виде цель проекта, с определения которой всегда начинается проектирование ИС, можно определить как решение ряда взаимосвязанных задач, включающих в себя обеспечение на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации:
1. Требуемой функциональности системы и уровня ее адаптации к изменяющимся условиям функционирования.
2. Требуемой пропускной способности системы.
3. Требуемого времени реакции системы на запросы.
4. Безотказной работы системы.
5. Необходимого уровня безопасности.
6. Простоты эксплуатации и поддержки системы.
Обычно выделяют следующие этапы создания информационной системы:
1. Формирование требований к системе.
2. Проектирование.
3. Реализация.
4. Тестирование.
5. Ввод системы в действие.
6. Эксплуатация и сопровождение.
1. Начальным этапом процесса создания ИС является моделирование бизнес-процессов протекающих в организации и реализующих ее цели и задачи. Модель организации, описанная в терминах бизнес-процессов и бизнес -функций, позволяет сформулировать основные требования к ИС.
Целью начальных этапов создания ИС, выполняемых на стадии анализа деятельности организаций, является формирование требований к ИС, корректно и точно отражающих цели и задачи организации - заказчика.
Чтобы специфицировать процесс создания ИС, отвечающей требованиями организации, нужно выяснить и четко сформулировать, в чем заключаются эти потребности. Для этого необходимо определить требования к разработке проекта ИС так, чтобы обеспечить соответствующие цели и задачи организации.
2. На этапе проектирования, прежде всего, формируются модели данных. Проектировщики в качестве исходной информации получают результаты анализа.
Построение логической и физической модели данных является основной частью проектирования базы данных. Полученная в процессе анализа информационная модель, сначала преобразуется в логическую, а затем в физическую модели.
Параллельно с проектированием схемы БД выполняется проектирование процесса, чтобы получить описание всех модулей ИС.
Главная цель проектирования процесса заключается в отображении функций, полученных на этапе анализа в модуле ИС. При проектировании модулей определяют интерфейсы программ: разметку меню, вид окон, горячие клавиши и связанные с ними вызовы.
Конечными продуктами этого этапа являются:
1. Схема базы данных
2. Набор спецификаций модулей системы (они строятся на базе модулей функций)
Кроме того на этапе проектирования осуществляется также разработка архитектуры ИС, которая включает в себя выбор платформы и операционной системы. Кроме выбора платформы на этапе проектирования определяются следующие характеристики архитектуры:
3. Файл-сервер или клиент-сервер;
4. Трехуровневая архитектура;
5. Будет ли база данных централизованной или распределенной;
6. Будет ли база данных однородной, т.е. будут ли все серверы БД продуктами одного и того же производства.
Этап проектирования завершается разработкой технического проекта ИС.
3. На этапе реализации осуществляют создание программного обеспечения системы, устанавливают технические средства, разрабатывают эксплуатационную документацию.
4. Тестирование обычно оказывается распределенным во времени. После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который служит для обнаружения отказов модулей (жесткий сбой) и для проверки соответствия модуля со спецификацией. После того, как автономный тест успешно пройден, модуль включается в состав разработанной части системы и группа модулей проходит тесты связи, которые должны отследить их взаимное влияние. Далее группа модулей тестируется на надежность работы. Эти тесты показывают, на сколько хорошо система восстанавливается после сбоев ПО и позволяет оценить время безотказной работы системы.
Последний тест ИС - это приемо-сдаточные испытания. Такой тест предусматривает показ ИС заказчику и должен содержать группу тестов моделирующих реальный бизнес-процесс, чтобы показать соответствующие реализации требованиям заказчика.
Необходимость контролировать процесс создания ИС, гарантировать достижения целей разработки и соблюдения различных ограничений привело к широкому использованию в этой сфере методов и средств программной инженерии:
o структурного анализа
o объектно-ориентированного моделирования
o CASE систем