Рекомендуемый порядок действий
· При столкновении вначале необходимо подать сигнал общесудовой тревоги.
· Капитан должен быть немедленно вызван на мостик, и все окрестные суда должны быть оповещены о произошедшем (УКВ – канал 16).
· Все члены экипажа должны занять места на своих аварийных постах. Это будет способствовать опознанию членов экипажа, выявлению любых жертв и определять отсутствующих членов экипажа, чтобы немедленно приступить к необходимым розыскным мероприятиям.
· Двигатели должны быть остановлены, и машинное отделение должно быть извещено о произошедшем. Если суда сцеплены вместе, то, возможно, будет разумно не расцеплять их. Ни в коем случае капитан не должен приказывать уводить судно, предварительно не оценив ущерб, причиненный обоим судам.
· Палубное освещение и огни «лишен возможности управляться» должны быть включены ночью, в дневное время выставлены соответствующие знаки, должны подаваться звуковые сигналы.
· Герметичные двери рядом с повреждённой частью судна должны быть закрыты. Командиры аварийных партий должны произвести оценку повреждений и доложить капитану.
· При отсутствии непосредственной опасности для своего судна оказать посильную помощь другому судну.
· Оператор ГМССБ должен оставаться на судне рядом со станцией.
· Следует сообщить о произошедшем судовладельцу и местным властям как можно скорее.
Оценка ситуации.
· Необходимо проверить целостность всех танков и отделений, включая машинное.
· Необходимо проверить, пробиты ли грузовые танки ниже или выше ватерлинии.
· Следует принимать во внимания возможность затопления обоих судов при их расцеплении, особенно если судно понесло тяжёлые повреждения ниже ватерлинии.
· Следует оценить манёвренность судов после их разъединения.
· В исключительных случаях следует рассмотреть возможность сброса груза за борт для сохранения плавучести и остойчивости.
Следующие действия необходимо фиксировать в судовом журнале:
а. Регистратор работы главного двигателя и машинный журнал должны быть
сохранены.
б. Следует отметить курс, которым должно было двигаться судно.
в. Следует зафиксировать время столкновения.
г. Следует зафиксировать координаты судна, время на мостике и в машинном
отделении, а так же любую разницу в показаниях, если она есть.
д. Следует зафиксировать курс и скорость во время столкновения.
е. Следует зафиксировать угол, под которым столкнулись суда.
ж. Следует зафиксировать все звуковые сигналы, произведённые одним судном
и услышанные другим.
Кроме того:
Зафиксируйте наиболее полную информацию о судне, с которым произошло столкновение.
Получите письменные показания от вахтённого офицера и других свидетелей, а так же их имена и адреса.
УГРОЗА ЗАГРЯЗНЕНИЯ.
Если вы считаете, что инцидент может привести к загрязнению или возникнет угроза загрязнения, то необходимо принять дополнительные меры в соответствии с предписаниями Shipboard Oil Pollution Emergency Plan (SOPEP) или Vessel's Response Plan (VRP), причём последний действует только в исключительной экономической зоне США.
ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ.
Обнаружив человека за бортом/предположительно человека за бортом, вахтенный помощник должен выполнить следующее:
· Объявить общесудовую тревогу.
· Сбросить спасательный круг со светодымящим буем со стороны судна, у которой находится упавший за борт человек.
· Активировать функцию «Человек за бортом» на приемнике GPS, если имеется
· Совершить соответствующий маневр.
· Выставить наблюлателей с биноклями и приказать им по возможности держать упавшего за борт в поле зрения.
· заглушить двигатели и оповестить машинное отделение.
· Оповестить другие суда о произошедшем по радиосвязи/вывесив сигнальный флаг «Оскар».Как можно точнее определить местоположнние судна.
· Подготовить спасательную шлюпку к спуску на воду. Команда должна состоять как минимум из четырёх (4) человек, среди которых должен быть штурман и механик. Членам спасательной команды необходимо одеть спасательные жилеты и иметь в шлюпке запасные жилеты. Также должны иметься ручные рации.
· Возможно, будет необходимо отойти от стандартной процедуры манёвра. Поэтому экипаж каждого судна должен практиковать спасательные маневры с различной степенью загрузки судна.
9.1.Маневры для возврата судна к месту падения человека за борт.
Спасательные манёвры, в зависимости от ситуации, можно разделить на:
а. Немедленная реакция.
Произошедшее замечено вахтой на мостике, действия применяются немедленно
б. Замедленная реакцией.
О произошедшем доложено на мостик очевидцем, действия применяются с некоторой задержкой
в. Пропажа человека.
Поиск пропавшего человека производится в соответствии с «International/Aeromentical and Maritime Search Manual» (IAMSAR).
Когда судно имеет полный передний ход, применяются три стандартных манёвра:
1. Одиночный поворот (на 270 градусов).
Руль отклоняется максимально от среднего положения (в чрезвычайных ситуациях только в сторону места события).
Другая вариация – поворот на 250 градусов, руль в средней позиции, производится остановка судна.
2. Поворот Вильямсона.
Руль отклоняется максимально от среднего положения (в чрезвычайных ситуациях только в сторону места события). После отклонения от первоначального курса на 60 градусов, руль перекладывается максимально в противоположную сторону. Когда останется 20 градусов до контркурса, руль ставится в среднее положение и судно по инерции выходит на контркурс.
3.Поворот Скарноу (не используется в ситуациях с немедленной реакцией).
Руль отклоняется максимально от среднего положения. После изменения курса на 240 градусов, руль поворачивается максимально в другую сторону. Когда останется 20 градусов до контркурса, руль ставится в среднее положение и судно по инерции выходит на контркурс.