Причины и пути преодоления

Конфликтная ситуация – наличие противоречий в общении.и

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – открытое столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Несмотря на то, что большинство людей относятся к конфликту как к чему-то негативному, он имеет и конструктивные функции.

Конструктивные функции конфликта:

1)он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);

2)обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция);

3)призван разрешить противоречие (инструментальная функция);

4)имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств (перестроечная функция).

Деструктивные функции конфликта очевидны:

1) в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение;

2) нарушается система взаимосвязей;

3) понижается эффективность совместной деятельности.

В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать. Хотя можно отметить существование субъектов, имеющих серьёзные психологические проблемы, которые, не всегда осознавая, сами инициируют возникновение конфликтных ситуаций.

По направленности конфликты делятся на:

· горизонтальные (то есть в них не задействованы лица, находящиеся друг у друга в подчинении);

· вертикальные (то есть между руководителями и подчинёнными). Эта разновидность конфликтов составляет от 70 до 80%;

· смешанные (то есть между руководителями и подчинёнными по социальному статусу, но не находящимися в прямой соподчинённости).

С точки зрения субъектов взаимодействия выделяют следующие типы конфликтов:

· Внутриличностный конфликт – столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека. Т.е. мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека. В социальной психологии внутриличностные конфликты рассматриваются в связи с социальными особенностями их формирования при нарушении отношений с близкими людьми в детстве и в связи с противоречивыми отношениями такой личности с социальной средой во взрослом возрасте. Нет сомнений в том, что внутриличностный конфликт несёт в себе проблемы социальной адаптации человека, блокирует принятие решений, заставляет человека прибегать к наиболее неэффективным стратегиям взаимодействия.

· Межличностный конфликт – столкновение взаимодействующих людей, чьи цели, ценности и нормы несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют и мешают друг другу. Т.о., межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок. Такой конфликт сопровождается острыми эмоциональными переживаниями участников взаимодействия. Следует заметить, что именно эмоциональные переживания обостряют противоречия и провоцируют экстремальные поступки. Спокойное, толерантное отношение субъектов к конфликтной ситуации и её причинам определяют наиболее благоприятные возможности перехода от стратегии соперничества к стратегии компромисса и, возможно, даже сотрудничества.

· Личностно-групповой конфликт – это вид отношений личности и группы, в основе которых лежит противоречие целей, интересов, мнений участников. Данный тип конфликта зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

· Межгрупповой конфликт – столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп. Нередко этот вид конфликтов является результатом межличностного, когда его оппоненты поддерживаются единомышленниками.

А.В. Аграшенков в зависимости от поведения оппонентов выделяет следующие разновидности конфликтов:

· Конструктивнымконфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы.

· Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:

- когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;

- когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк разделяют конфликты на деловые (объективные) и эмоциональные (субъективные).

· В деловом конфликте цели участников сконцентрированы на объекте и вне его, до начала разрушительных конфликтных действий они не рассматривают свои отношения как противоречивые. Поэтому конфликтные деловые отношения могут долгое время сохранять локальность, не распространяться на межличностные отношения.

· Эмоциональный конфликт возникает из противоречия внутриличностных мотивов, истории взаимоотношений оппонентов, из их чувства враждебности друг другу. И он безразличен к объекту. Объект конфликта может быть любой. Иными словами, была бы причина, а повод найдётся.

Структурные компоненты конфликта:

а) стороны, участвующие в конфликте(конфликтанты, сочуствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы);

б) зона разногласий(предмет спора, факт, вопрос обсуждения);

в) представления о ситуации;

г) мотивы;

Д) действия.

Стадии конфликта:

1. Предконфликтная ситуация. Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то случайно вторгшегося в эту стадию фактора (например, в автобус вошёл человек и неожиданно устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта. Этот период называется «латентным» (скрытым), и включает следующие этапы:

·возникновение объективной проблемной ситуации;

· осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;

· попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

· возникновение предконфликтной ситуации.

Бывает, что на предконфликтной стадии имеется достаточно сильная напряженность в отношениях, но она остается подспудной и не выливается в открытые конфликтные столкновения. Подобное положение может сохраняться довольно долго.

2. Инцидент. Инцидент – «первое столкновение сторон», стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу.

3. Эскалация. В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерывной - с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает. Эскалация также может быть крутой (быстро вздымающейся до крайне резких проявлений враждебности) и вялой (медленно разгорающейся, а то и долго держащейся примерно на одном уровне). В последнем случае имеет место хронический, затяжной конфликт.

4. Кульминация. Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которой они сотрудничают. Кульминация обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Нередко стороны начинают предпринимать меры по погашению конфликта, не дожидаясь, пока он дойдет до кульминационного взрыва. Здесь тоже имеет значение «предел терпимости» конфликтантов. При превышении этого предела они устают от конфликта, им надоедает конфликтовать, и возникает желание как-то уладить разногласия.

В затяжном конфликте момент кульминации долго не наступает. В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка кульминации обходится очень дорого: в процессе затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический потенциал» негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации; и когда, наконец, момент кульминации наступает, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие разрушения.

5. Завершение конфликта. «Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам».

К.Томас выделяет следующие пять основных способов поведения в конфликте:

1) Соревнование (конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Соревнование предполагает активные действия и самобытный, самостоятельный путь выхода. Наиболее эффективен этот способ в условиях:

- когда исход очень важен для человека;

- когда человек обладает достаточным авторитетом и властью;

- когда человек находится в критической ситуации, которая требует быстрого, даже мгновенного реагирования;

- когда у человека нет иного выбора.

2) Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого. Приспособление эффективно в условиях:

- когда человек чувствует, что, немного уступая, он теряет мало;

- когда надо смягчить ситуацию;

- когда человек понимает, что итог намного важнее для другого, чем для него;

- когда правота не на нашей стороне.

3) Компромисс - стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учётом интересов противоположной стороны. Данный способ поведения наиболее эффективен в условиях:

- когда у участников конфликта одинаковые права, и они имеют взаимоисключающие интересы;

- когда требуется быстрое или временное решение;

- когда другие подходы оказались неэффективными;

- когда компромисс позволяет сохранить взаимоотношения.

4) Избегание (уклонение) как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Эта стратегия поведения эффективна в условиях:

- когда затрагиваемая проблема не столь важна для человека;

- когда человек чувствует свою неправоту и правоту другого, к тому же если он обладает большей властью;

- когда человек общается со сложным собеседником;

- когда человек пытается принять решение, но не знает, что предпринять;

- когда у человека недостаточно информации по проблеме;

- когда велика напряжённость, и нужно её сбросить;

- когда человеку нужно выиграть время.

5) Сотрудничество как создание участниками конфликта альтернативы, полностью удовлетворяющей обе стороны.Сотрудничество, в отличие т компромисса, достигается на более глубоком уровне и требует гораздо больше времени и активного совместного участия в разрешении конфликта. Этот стиль наиболее эффективен в условиях, когда:

- решение проблемы очень важно для обеих сторон;

- у оппонентов тесные и длительные взаимоотношения;

- у оппонентов есть время поработать над проблемой;

- обе стороны имеют одинаковую власть или хотят проигнорировать различия в обладании реальной властью.

Считается, что нет однозначно плохих, или однозначно хороших способов управления конфликтами. Многое зависит от конкретной ситуации, от конкретных участников взаимодействия и от конкретной проблемы. Однако выявлены следующие возможности способов:

· при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха;

· при соревновании, приспособлении и компромиссе либо один оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо оба участника конфликта проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

· лишь при сотрудничестве оба выигрывают, так как оба пытаются выйти на принципиально новый уровень решения проблемы.

Наши рекомендации