Профессиональная ориентация и социальная адаптация нанятых работников
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересованно в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация – это общественная система, а каждый работник – это личность. Когда новый человек приходит в организации, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые вписаться или не вписаться в новые рамки. Если, например, последний руководитель, нового работника был человеком властным и предпочитал общаться только путем переписки, работник будет считать, что ему лучше послать бумагу, чем просто поднять телефонную трубку, хотя его новый руководитель, в действительности предпочитает устное общение.
Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой дополнительные методы адаптации работников в коллективе организации. Некоторые организации разработали официальные программы для воспитания нужной им корпоративной культуры в своих организациях. В этих программах указывается, чего же ждет организация от своих служащих, чтобы все они, независимо от своего положения или должности, вели себя соответственно имиджу корпорации.
В ходе неофициального общения новые работники узнают неписаные правила организации, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе. Нормы, отношения к работе и ценности, принятые в неформальных группах, могут работать либо в поддержку, либо против официальных целей.
Если руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих надежд, могут посчитать, что в поведении следует руководствоваться опытом, приобретенным на прежней работе, или прийти к другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также помнить о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей адаптации, может оказаться для них просто шоком.
Санкции
В работе могут допускаться упущения, а то и нарушения. У руководителя могут возникать претензии кработникам, и он должен принимать по отношению к подчиненным определенные меры воздействия – санкции. Имеет смысл выстроить эти возможные меры в некую систему последовательных действий:
1. В случае первого нарушения имеет смысл ограничиться собеседованием с глазу на глаз с работником, допустившим нарушение. Он мог что-то не понимать или понимать неправильно, поэтому необходимо дать ему шанс самому сделать все необходимые выводы, пощадить его самолюбие. Такое собеседование лучше проводить спокойно. Сначала, не поддаваясь эмоциям, разъяснить работнику причины своего недовольства, последствия, к которым привело его упущение, убедиться в том, что он понял сказанное. Затем можно выслушать его объяснения происшедшего, обсудить с ним, что именно им было сделано неверно. После этого следует оговорить конкретные сроки исправления допущенной ошибки (переделки материалов, исправления, возмещения и т. д.).
2. При повторном нарушении уже не следует ограничиваться собеседованиями. Повтор одного и того лее нарушения свидетельствует о том, что работник либо не понял требований к нему, либо и не хочет их понимать. Поэтому щадить его чувства особых оснований уже нет. Руководителем уже был дан ему шанс сделать выводы. Повторение собеседований превращает их в душеспасительные беседы и резко снижает их эффективность. Поэтому вполне приемлемо публичное замечание.
3. Если и это не помогает, следует еще более дистанцироваться от нарушителя и придать замечанию более формальный характер: например, дополнить публичное замечание (высказанное уже в более категоричной форме) требованием представления нарушителем письменного объяснения происшедшего.
4. Следующим шагом уже может быть дальнейшая формализация санкций: издание приказа с выговором, наложение штрафов и т. п.
5. Недейственность всех предыдущих санкций означает неадекватность работника и бессмысленность продолжения трудовых отношений, поэтому вполне можно с ним расстаться.
Основания для прекращения трудового договора (контракта)
Согласно ст. 29 КЗоТ, основаниями увольнения могут являться следующие официальные причины:
– соглашение сторон;
– истечение срока трудового договора (кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не требовала их прекращения);
– призыв или поступление сотрудника на военную службу;
– инициатива работника;
– требование профсоюзного органа;
– переход работника на выборную должность;
– отказ работника от перевода в другую местность вместе с предприятием;
– отказ работника от продолжения работы с изменением существенных условий труда;
– вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора). К лишению свободы или к иному наказанию, исключающему возможность продолжение данной работы.
Для отдельных категорий работников предусмотрены дополнительные основания прекращения трудовых отношений (ст. 254 КЗоТ).
В трудовом договоре с работником недопустимо устанавливать основания увольнения не предусмотренные законодательством (КЗоТ; уставами о дисциплине и специальными положениями действующими в отдельных отраслях народного хозяйства и сферах деятельности); это касается и государственных служащих.
Может ли администрация организации, учреждения, предприятия по своей инициативе расторгнуть трудовой договор (контракт)?
В ст. 33 КЗоТ приведены многочисленные основания, по которым администрация предприятия по своей инициативе может расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор (контракт) до истечения срока его действия. Всего их восемь:
1. ликвидация предприятия, сокращение численности или штата работников
2. обнаружившееся несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы;
3. систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;
4. прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин;
5. неявка на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы и должности при определенном заболевании;
6. восстановление на работе работника ранее выполнявшего эту работу;
7. появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;
8. совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого).
Как проводится увольнение в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников в соответствии с п.1 ст. 33 КЗоТа?
Предприятие считается ликвидированным в случае, если его деятельность прекращена, а права не перешли в порядке! правопреемства к другим юридическим лицам.
Предприятие может быть ликвидировано также в случае признания его банкротом, то есть неспособным удовлетворить требования кредиторов по оплате услуг (товаров), в том числе невозможности осуществить обязательные платежи в бюджетные и небюджетные фонды.
Предприятие может быть ликвидировано и по решению его учредителей (участников) или уполномоченного на то органа.
Суд может признать недействительной регистрацию предприятия (юридического лица) в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства.
Следует иметь в виду, что передача предприятия из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает действия трудового договора. При смене собственника или реорганизации предприятия трудовые отношения с согласия работника продолжаются (если не происходит сокращения численности штата и не требуют переоформления).
Вместе с тем при ликвидации происходит увольнение всех работников без исключения.
О предстоящем высвобождении администрация обязана предупредить каждого работника персонально под расписку не менее чем за два месяца (ст. 40 КЗоТ).
Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено не только в виде ликвидации, но и виде реорганизации (изменения статуса). О будущей реорганизации трудовой коллектив уведомляется не менее чем за два месяца.
Реорганизация – это слияние, разделение, присоединение, выделение и преобразование предприятий. При реорганизации предприятий сохраняется более высокий уровень гарантий (чем при ликвидации) для некоторых категорий работников. Зная это, администрация нередко сознательно в приказе употребляет вместо термина «реорганизация» термин «ликвидация». Например, увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей до трех лет, одиноких матерей при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет допускается лишь в случае полной ликвидации предприятия (ст. 170 КЗоТ).
Правовая форма увольнения может быть различна (по собственному желанию работника, по статье, с передачей материалов в прокуратуру и прочее) – в зависимости от степени нарушений и причиненного ущерба.
Прохождение всех отмеченных этапов оправдано, если руководитель исходит из собственной заинтересованности в работнике и тот демонстрирует встречную заинтересованность. Разумеется, разрыв трудовых отношений возможен на любой из отмеченных стадий.
Более сложна ситуация, когда санкции необходимо применять в случае конфликта между работниками. В этом случае самое главное – не допустить перерастания конфликта из производственного в межличностный, поскольку последний – практически неразрешим и руководителю придется выбирать между конфликтующими. Можно, конечно, попытаться перераспределить их обязанности, чтобы они реже пересекались в своих деловых контактах, но опыт показывает, что если люди довели свои отношения до межличностного конфликта, то виноваты оба. В этом случае предпочтение руководителем одного из нарушителей чревато тем, что руководитель попадет в зависимость от такого «ценного» работника. Поэтому в этом случае лучше избавляться от обоих.