Понятие общения, аспекты и функции. Вербальные и невербальные средства общения

Общение – такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними… под совместной деятельностью будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели – решению конкретной задачи.

Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны.Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

  • контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;
  • информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
  • побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
  • координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
  • понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
  • амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
  • установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
  • осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных аспектов – коммуникативного, интерактивного и перцептивного.

1. Коммуникативный аспект общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику.

Таким образом, структура коммуникативного процесса может быть представлена следующими элементами:

а) коммуникатор - субъект, передающий инфор­мацию;

б) коммуникант - субъект, принимающий инфор­мацию и интерпретирующий ее;

в) коммуникативное поле - ситуация в целом, в которой может быть передана информация;

г) собственно информация;

д) каналы ком­муникации - средства передачи информации (вербальные и невербальные).

Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует письменную и устную речь. В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:

- кинетику (движения экспрессивно-выразительные, включающие в себя жесты, мимику, пантомиму, походку);

- паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т.п.);

- проксемику (нормы организации пространства (ориентация, дистанция, размещение за столом) и времени в общении);

- такесику (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновение, поцелуи).

- взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).

2. Интерактивный аспект общения (интеракция) заключается в организации взаимодействия между обща­ющимися.

Достижение желаемых коммуникативных целей будет возможно только в случае, когда человек выбирает адекватное коммуникативное поведение.

Неэффективным будет специалист жела­ющий установить с партнером близкие положительно окрашенные эмоциональные отношения, и в то же время демонстрирующий с ним доминирующее, конкурирую­щее поведение, поскольку только ему он и был обучен.

Профессионал-медик (равно как и профессио­нал-педагог) должен владеть как навыками поведения лидера, так и быть способным к диалогическому, неманипулятивному общению.

1) Традиционным для социальной психологии яв­ляется выделение следующихспособов воздействия: за­ражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение - бессознательная, невольная подвер­женность индивида определенным психическим состояни­ям. Эта способность проявляется через передачу эмоционального состояния. Особой ситуацией, где усили­вается воздействие через заражение является ситуация паники (возникает вследствие либо дефицита информа­ции о чем-то пугающем и непонятном, либо избытка этой информации). Чем выше уровень развития лично­сти, группы, сообщества, чем дифференцированнее лич­ность, тем меньше они подвержены механизму заражения.

Внушение - целенаправленное, неаргументиро­ванное воздействие одного человека на другого или на группу. Это метод манипулятивного воздействия на лич­ность. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприя­тии. Вся информация воспринимается как абсолютно до­стоверная. Внушению способствует использование различных средств фасцинации. К средствам же контр­суггестии относят недоверие к суггестору.

Убеждение - построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Подражание - это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица. Подражание служит фундаментальным принципом развития и существования общества. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

3. Перцептивный аспект общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимоотношений и взаимопонимания.

Общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

В проблематике общения терминидентиифкация - это мыслительный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека.

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование — в него включаются процессы пониманиякак мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря об эмпатии, нужно иметь в виду положительное отношение к личности.

Рефлексияв проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способ­ствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понима­ния особенностей внутреннего мира друг друга.

В условиях дефицита информации начинается приписывание друг другу как причин поведения, так и образцов поведения или ка­ких-то более общих характеристик. Приписывание осу­ществляется либо на основе сходства поведения с каким-то другим образцом, либо на основе анализа соб­ственных мотивов в аналогичной ситуации. Возникает целая система способов такого приписывания(атрибуции).

Очень часто решающим в восприятии нами другого человека оказался стереотип – т.е. сформировавшийся тип, образ другого человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация –это классификация форм поведения и объяснение их причин путем отнесения к уже известным явлениям.Вместе с тем, необходимым условием правильного планирования процесса лечения и его последующей эффективности является хорошее понимание особенностей личности больного медицинским персоналом.


- антропологические,

- этнонациональные,

- социально-статусные,

- экспрессивно-эстетические,

- вербально-поведенческие.

Независимо от того, сознает человек это или нет, он всегда воспринимает окружающих через призму существующих у него стереотипов. Стереотипы срабатывают в условиях дефицита информации о человеке, когда мы вынуждены судить о нем по первому впечатлению.

Антропологические стереотипы - оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей физического облика (добродушие связывается с тучностью). Это широко используют в кино, шоу-бизнесе, рекламе и т.д.

Этнонациональные стереотипы - оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе: «немец-педант", "темпераментный южанин". Влиянию этнонациональных стереотипов большей частью подвержены именно те, кто мало знаком с представителями данного этноса.

Социально-статусные стереотипы - оценка личности зависит от его социального статуса. Пример с ростом мистера Инглэнда, «студентом-профессором из Кэмбриджа».

Социально-ролевые стереотипы – оценка личностных качеств от его социальной роли. Существуют определенные социально-ролевые стереотипы военного (дисциплинированный, с характером), профессора (умный, рассеянный), учительницы (добрая, строгая, назидательная).

Экспрессивно-эстетические стереотипы - оценка личности зависит от внешней привлекательности человека ("эффект красоты"): чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными чертами он наделяется. В одном эксперименте молодым людям предлагали оценить очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался. В одних группах испытуемым демонстрировали портрет женщины с привлекательной внешностью, в других – с малопривлекательной. Очерк оценивался более высоко, когда испытуемые считали, что он написан красивой женщиной.

Вербально-поведенческие стереотипы также связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т.п.) Однако в данном случае фактор "привлекательности" не является значимым.

Наши рекомендации