Понятие общения, аспекты и функции. Вербальные и невербальные средства общения
Общение – такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними… под совместной деятельностью будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели – решению конкретной задачи.
Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны.Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:
- контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;
- информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
- побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
- координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
- понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
- амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
- установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
- осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).
Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных аспектов – коммуникативного, интерактивного и перцептивного.
1. Коммуникативный аспект общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику.
Таким образом, структура коммуникативного процесса может быть представлена следующими элементами:
а) коммуникатор - субъект, передающий информацию;
б) коммуникант - субъект, принимающий информацию и интерпретирующий ее;
в) коммуникативное поле - ситуация в целом, в которой может быть передана информация;
г) собственно информация;
д) каналы коммуникации - средства передачи информации (вербальные и невербальные).
Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует письменную и устную речь. В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:
- кинетику (движения экспрессивно-выразительные, включающие в себя жесты, мимику, пантомиму, походку);
- паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т.п.);
- проксемику (нормы организации пространства (ориентация, дистанция, размещение за столом) и времени в общении);
- такесику (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновение, поцелуи).
- взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).
2. Интерактивный аспект общения (интеракция) заключается в организации взаимодействия между общающимися.
Достижение желаемых коммуникативных целей будет возможно только в случае, когда человек выбирает адекватное коммуникативное поведение.
Неэффективным будет специалист желающий установить с партнером близкие положительно окрашенные эмоциональные отношения, и в то же время демонстрирующий с ним доминирующее, конкурирующее поведение, поскольку только ему он и был обучен.
Профессионал-медик (равно как и профессионал-педагог) должен владеть как навыками поведения лидера, так и быть способным к диалогическому, неманипулятивному общению.
1) Традиционным для социальной психологии является выделение следующихспособов воздействия: заражение, внушение, убеждение, подражание.
Заражение - бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Эта способность проявляется через передачу эмоционального состояния. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение является ситуация паники (возникает вследствие либо дефицита информации о чем-то пугающем и непонятном, либо избытка этой информации). Чем выше уровень развития личности, группы, сообщества, чем дифференцированнее личность, тем меньше они подвержены механизму заражения.
Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Это метод манипулятивного воздействия на личность. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Вся информация воспринимается как абсолютно достоверная. Внушению способствует использование различных средств фасцинации. К средствам же контрсуггестии относят недоверие к суггестору.
Убеждение - построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.
Подражание - это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица. Подражание служит фундаментальным принципом развития и существования общества. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности.
3. Перцептивный аспект общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимоотношений и взаимопонимания.
Общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов.
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
В проблематике общения терминидентиифкация - это мыслительный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять мысли и представления.
Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека.
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование — в него включаются процессы пониманиякак мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря об эмпатии, нужно иметь в виду положительное отношение к личности.
Рефлексияв проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
В условиях дефицита информации начинается приписывание друг другу как причин поведения, так и образцов поведения или каких-то более общих характеристик. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения с каким-то другим образцом, либо на основе анализа собственных мотивов в аналогичной ситуации. Возникает целая система способов такого приписывания(атрибуции).
Очень часто решающим в восприятии нами другого человека оказался стереотип – т.е. сформировавшийся тип, образ другого человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация –это классификация форм поведения и объяснение их причин путем отнесения к уже известным явлениям.Вместе с тем, необходимым условием правильного планирования процесса лечения и его последующей эффективности является хорошее понимание особенностей личности больного медицинским персоналом.
- антропологические,
- этнонациональные,
- социально-статусные,
- экспрессивно-эстетические,
- вербально-поведенческие.
Независимо от того, сознает человек это или нет, он всегда воспринимает окружающих через призму существующих у него стереотипов. Стереотипы срабатывают в условиях дефицита информации о человеке, когда мы вынуждены судить о нем по первому впечатлению.
Антропологические стереотипы - оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей физического облика (добродушие связывается с тучностью). Это широко используют в кино, шоу-бизнесе, рекламе и т.д.
Этнонациональные стереотипы - оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе: «немец-педант", "темпераментный южанин". Влиянию этнонациональных стереотипов большей частью подвержены именно те, кто мало знаком с представителями данного этноса.
Социально-статусные стереотипы - оценка личности зависит от его социального статуса. Пример с ростом мистера Инглэнда, «студентом-профессором из Кэмбриджа».
Социально-ролевые стереотипы – оценка личностных качеств от его социальной роли. Существуют определенные социально-ролевые стереотипы военного (дисциплинированный, с характером), профессора (умный, рассеянный), учительницы (добрая, строгая, назидательная).
Экспрессивно-эстетические стереотипы - оценка личности зависит от внешней привлекательности человека ("эффект красоты"): чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными чертами он наделяется. В одном эксперименте молодым людям предлагали оценить очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался. В одних группах испытуемым демонстрировали портрет женщины с привлекательной внешностью, в других – с малопривлекательной. Очерк оценивался более высоко, когда испытуемые считали, что он написан красивой женщиной.
Вербально-поведенческие стереотипы также связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т.п.) Однако в данном случае фактор "привлекательности" не является значимым.