Социальная характеристика контингента уч-ся 1-х классов

Оглавление

1. Пояснительная записка………………………………………………... 3 стр.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР

адаптированной основной образовательной программы начального

общего образования……………………………………………………… 9 стр.

3. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых

результатов освоения адаптированной основной образовательной

программы начального общего образования………………………….. 19 стр.

4. Содержание образования……………………………………………… 25 стр.

4.1. Учебный план………………………………………………………… 25 стр.

4.2. Программы учебных предметов…………………………………….. 30 стр.

4.3. Основное содержание учебных предметов……………………..... 30 стр.

4.4. Программа коррекционной работы………………………………… 59 стр.

4.5. Программа формирования универсальных учебных действий…… 72 стр.

4.6. Программа духовно-нравственного развития……………………… 88 стр.

4.7. Программа формирования экологической культуры, здорового

и безопасного образа жизни…………………………………………….. 115 стр.

4.8. Программа внеурочной деятельности……………………………... 130 стр.

5. Условия реализации адаптированной основной

образовательной программы начального общего образования

обучающихся с задержкой психического развития…………………… 134 стр.

5.1. Кадровые условия……………………………………………… 134 стр.

5.2. Финансово-экономические условия…………………………….. 135 стр.

5.3. Материально-технические условия……………………………………135 стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее - АООП НОО) для детей с задержкой психического развития определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» (далее - ГКОУ СО «СКОШИ №18») на период до 2016г. как специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.

ГКОУ СО «СКОШИ №18» является образовательным учреждением, ориентированным на работу с обучающимися с задержкой психического развития.

Данная образовательная программа разработана на основе:

• Конвенции о правах ребенка;

• Конституции Российской Федерации;

• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;

• проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с задержкой психического развития;

• нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования;

• примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для детей с задержкой психического развития;

• устава ГКОУ СО «СКОШИ №18».

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой псхического развития (далее – ЗПР) ГКОУ СО «СКОШИ №18» составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант В), которая адресована обучающимся с задержкой психического развития с уровнем развития несколько ниже возрастной нормы; отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленном темпе либо неравномерном становлении познавательной деятельности). Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. У детей с ЗПР отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом.

Обучающиеся с задержкой психического развития имеют особые образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся:

· выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

· раннее получение специальной помощи средствами образования;

· психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

· психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

· постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

К специфическим образовательным потребностям относятся:

· увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования до 5 лет;

· наглядно-действенный характер содержания образования;

· упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

· специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

· необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

· обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;

· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

· стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;

· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

· специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;

· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов

В основу АООП НОО для детей с ЗПР ГКОУ СО «СКОШИ №18» заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Применение дифференцированного подхода предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход в ГКОУ СО «СКОШИ №18» строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

· придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

· прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

· существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

· обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу АООП НОО для детей с ЗПР ГКОУ СО «СКОШИ №18» заложены следующие принципы:

- принципы государственной политики РФ в области образования6 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- онтогенетический принцип;

- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- принцип сотрудничества с семьей.

В связи с тем, что в 2014-2015 учебном году в ГКОУ СО «СКОШИ №18» не созданы финансово-экономические и кадровые условия для полного перехода на адаптированную основную образовательную программу начального общего образования (вариант В), школьники первых классов обучаются по АООП НОО для детей с ЗПР, срок освоения программы составляет четыре года.

Педагогическим коллективом ГКОУ СО «СКОШИ №18» создана комфортная коррекционно - развивающая среда и жизненное пространство для разнообразной и разносторонней деятельности учащихся, что способствует обеспечению комплекса условий психолого-медико-педагогического сопровождения индивидуального развития детей с ЗПР в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями.

Контингент учащихся ГКОУ СО «СКОШИ №18» сложный и неоднородный.

Социальная характеристика контингента уч-ся 1-х классов

Категория семей Количество % от общего числа
Общая численность уч-ся на начало учебного года
Полные семьи
  Неполные семьи: - воспитывает отец - воспитывает мать    
Малообеспеченные семьи
Многодетные семьи
Опекаемые дети
Дети, имеющие инвалидность
Родители, имеющие инвалидность
Количество детей, поставленных на внутришкольный учет - -
Количество детей, состоящих на учете как находящиеся в СОП - -

Анализ контингента 1-х классов:

Кол-во детей Возраст (лет) Готовность к школе
всего мальчики девочки 6,5 Посещали ДОУ Не посещали ДОУ
100% 83% 17% 7% 65% 28% 74% 26%

По данным медицинского обследования учащихся отмечается тенденция к ухудшению физического и психического здоровья детей.

Наши рекомендации