Выбор критериев принятия управленческих решений

Определяющие факторы Подход Применяемые критерии принятия управленческих решений
Внешняя среда: научно-технические факторы, экономические факторы, природные факторы, юридические факторы Внутренняя среда: затраты, сроки Задачи: сроки, затраты, выгоды Полностью рациональный Количественные (максимизация прибыли, акционерной стоимости фирмы и др.)
Внешняя среда: факторы культурного окружения, демографические факторы, политические факторы и др. Внутренняя среда: корпоративная культура (нормы, ценности), иерархия и полномочия в организации, личностные особенности, оргструктура и т.п. Задача: участники, баланс сил и т.п. Полностью иррациональный Качественные (завоевание престижа фирмы, интересы групп внутри фирмы, удовлетворение амбиций руководителя и др.)

Для любой конфигурации определяющих факторов можно сформулировать требования, на которые должен ориентироваться контроллер при разработке системы критериев принятия управленческих решений:

- полная оценка всех экономических последствии принимаемого решения в коротком и в долгом периодах исходя из целей предприятия (т.е. оценка всех релевантных результатов);

- соответствие системе целей предприятия и непротиворечивость;

- приспособленность к анализу в условиях неопределенности;

- объективность и доступность исходных данных;

- универсальность;

- гибкость (т.е. способность учитывать происходящие изменения);

- учет специфики решаемой задачи;

- соответствие особенностям личности руководителя и корпоративной культуре предприятия;

- понятность и удобство в использовании;

- измеримость и объективность;

- ориентация на перспективу, возможность «раннего предупреждения».

При разработке системы критериев принятия управленческих решений перед контроллером часто возникают следующие проблемы:

- легко измеримым показателям часто уделяется чрезмерно много внимания, в то время как трудноизмеримые показатели игнорируются;

- краткосрочным факторам уделяется больше внимания, чем долгосрочным;

- трудно разработать систему показателей, отражающую изменения важности различных видов деятельности и целей предприятия.

В принятии управленческих решений руководитель использует количественные и качественные критерии. Качественные критерии определяют индивидуальную специфику конкретной ситуации, а количественна - являются более универсальной характеристикой. Поэтому рассматривается именно количественные критерии принятия решений по наиболее важным для любого предприятия вопросам:

- краткосрочное планирование производственной программы

- управление материальными потоками;

- выбор между собственным производством и закупкой на стороне;

- определение цен на продукцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В деятельности предприятия контроллинг – это целостная концепция управления предприятием, направленная на выявление шансов и рисков, связанных с получением прибыли.

Для успешного регулирования прибыли и руководства фирмой необходима обработка дополнительных данных финансовой бухгалтерии и учета затрат, что является предпосылкой верной реализации идеи контроллинга.

Правильно функционирующая система контроллинга помогает руководству предприятия спрогнозировать шансы и риски раньше, чем это сделают конкуренты, и таким образом обеспечить жизнеспособность фирмы, укрепить ее положение на рынке и гарантировать постоянную и стабильную прибыль.

Контроллинг – мозговой центр, фактор эффективного функционирования предприятия.

Контроллинг базируется на основе таких экономических дисциплин как маркетинг, менеджмент, экономический анализ, экономика и организация инновационной деятельности, учет и аудит и др. Их взаимосвязи необходимо предавать важное значение.

Система контроллинга ориентируется на будущее развитие предприятия.

Контроллинг необходимо нацелевать на максимизацию прибыли и стоимости капитала при минимизации риска и сохранении платежеспособности предприятия.

Результаты контроллинга – должны быть в основе управленческих решений, в основе всей предпринимательской деятельности.

Эффективная система контроллинга снижает загрузку предпринимателей и руководителей и высвобождает время.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг. – СПб.: Питер, 2006. – 192с.: ил. – (Серия «Краткий курс)»

2. Голов С.Ф. Управленческий учет: Учебник. – К.: Либра, 2004. – 576с.

3. Дайле А. Практика контроллинга / Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Ковтун С. Бюджетування на сучасному підприємстві, або Як ефективно управляти фінансами. – Х.: Фактор, 2005. – 340с.

5. Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллингу в организациях/А.М.Карминский, Н.И.Оленев, А.Г.Примак, С.Г.Фалько. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 256с.

6. Контроллинг как инструмент управления предприятием/Под ред. Н. Г. Данилочкиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.- 279с.

7. Майданчик Б.И. Основы управленческого учета//Контроллинг, 1992, №2. - с.40-46.

8. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления. - М.: Финансы и статистика, 1993.-96с.

9. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. - М.: Финансы и статистика, 1995.- 304с.

10. Минаев Э.С, Данилочкина Н.Г., Ионов В.И., Базадзе Н.Г. Основы контроллинговых исследований. – М.: Изд-во Моск.авиац. ин-та, 1994. – 417с.

11. Попова Л.В., Исакова Р.Е., Головина Т.А. Контроллинг: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 192с.

12. Сухарева Л.А., Петренко С.Н. Контроллинг – основа управления бизнесом. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2002. – 208с.

13. Цигилик І.І. Контролінг (навчальний посібник у схемах і таблицях): Навчальний посібник. – Київ: Центр навчальної літератури, 2004 – 76с.

Наши рекомендации