Информация, рекомендуемая для включения в презентацию
Говоря технологии, следует четко определить, для кого она актуальна – кто является её потребителем. Следует указать, кто привлекается с помощью презентации: инвестор, партнер, кредитор, клиент и т.д.
Важным является наличие ссылок на источники информации, особенно, касающейся оценки рынка, его потребностей и прочих экономических вопросов. В случае отсутствия ссылок на авторитетные источники информации, презентация будет воспринята как недостоверная.
Вопросы технологии должны быть освещены в сравнении с существующими и потенциальными аналогами. Чаще всего у предлагаемой технологии или услуги есть субститут, либо альтернатива, поэтому утверждения, что презентуется уникальная, не имеющая аналогов технология (услуга, продукт) вызывает недоверие аудитории, ощущение, что докладчик недостаточно осведомлен.
Рекомендуется выделить несколько основных параметров технологии и на одном из слайдов представить её сравнение с аналогами в табличном виде. Желательно указать, чем подтверждаются представленные данные. Важно выбирать такие параметры, которые непосредственно влияют на экономику производства.
Рекомендуется кратко описать принцип действия предлагаемой технологии. Технологическая информация должна быть дана кратко, с минимальным использованием профессиональной лексики. Если употребление технических терминов неизбежно, рекомендуется дать им краткое определение. Техническая информация не должна занимать большую долю времени презентации – предпринимателей больше интересует результат применения и затраты на внедрение.
Инвестор вкладывает не в технологию, а в бизнес. Потребитель услуги же будет рассматривать не новизну решения, а результаты, соотнося их с затратами. Поэтому крайне важно формулировать предложение, указанное в презентации в логике проекта.
Другими словами, следует презентовать не саму разработку и её преимущества, а проект по внедрению технологии (использовании услуги). Соответствующим образом необходимо формулировать тему. Данный подход предполагает оценку временных и материальных затрат и сопоставление их с потенциальными результатами. При этом показатели затрат и результатов, сроки должны быть сформулированы в измеримых и достижимых показателях.
Проектный подход подразумевает наличие плана («дорожной карты», графика) работы с указанием сроков, ответственных и ключевых показателей эффективности. Однако, высокий уровень детализации плана для презентации избыточен, достаточно осветить основные этапы (вехи, «развилки»). Необходимо указать в какой стадии находится проект, что уже сделано и что предстоит. Стоит обратить внимание на возможность мультипликации бизнеса. Также рекомендуется разъяснить как будет организована сервисная поддержка. Стоит также уделить внимание организации логистики, снабжения ресурсами.
Любые проекты, обладают рисками. Последние могут быть негативными (ухудшающими экономическую модель), позитивными (улучшающие экономическую модель), спекулятивными (эффект зависит от ситуации). Классификаций рисков существует большое количество, выделяются как эндогенные (такие, как, например, неправильный выбор команды, неполнота проектной документации, неправильная оценка объема спроса), так и экзогенные (такие, как, например, падение обменного курса рубля, увеличение фискального бремени, негативные социальные или экологические эффекты). От научной организации не требуется полная оценка всех возможных рисков, но упоминание наиболее вероятных и обладающих существенным воздействием на проект, покажет детализацию его проработки, адекватность предложения, понимание экономической модели.
Если в результате технологического проекта подразумевается выведение нового продукта (услуги), либо улучшение характеристик уже существующего продукта (услуги), ключевыми элементами презентации являются:
- описание уникальности предлагаемого товара (услуги);
- оценка емкости рынка и возможной доли на нем.
Уникальность продукции рекомендуется представить максимально наглядно. Также требуется сообщить, каким образом подразумевается распространение товара (каналы сбыта), как будет осуществляться послепродажное обслуживание.
Приоритетным фактором является потенциальный объем рынка, доля на нем. Рынок определяется в денежных единицах (объем продаж в год). Иногда статистические данные о продажах тех или иных товаров и услуг могут быть найдены в статистических отчетах, однако в некоторых случаях рынок придется оценивать по аналогии с другими, о которых доступна информация.
При информировании об объемах рынка требуется делать ссылки на статистические (исследовательские) источники, использованные при расчётах.
По возможности стоит привести описание отрасли не только с точки зрения физических и денежных объемов, но и с точки зрения уровня конкуренции, барьеров входа в отрасль, рыночной силы (концентрации) поставщиков и потребителей, угрозы появления новых игроков и товаров-заменителей.
И для проекта, и для услуги, необходимо указать, как предлагаемое решение будет интегрироваться в существующее производство и цепочку добавленной стоимости. Частой ошибкой является изолированное рассмотрение технологии и её преимуществ вне зависимости от существующих производственных схем, оценки денежных, временных и ресурсных затрат на имплементацию предлагаемой технологии.
Обязательно должно быть проведено сопоставление предполагаемых затрат на внедрение технологии и поступлений от её применения, должно быть показано какова рентабельность проекта и срок окупаемости. В случае если проект рассчитан более чем на год, что характерно для инвестиционных задач сопоставление затрат должно быть показано для каждого года. В случае представления услуги научной организацией также рекомендуется указать затраты на её использование и потенциальную выгоду клиента.
Должны быть раскрыты вопросы интеллектуальной собственности внедряемой технологии: каков режим охраны прав, кому они принадлежат, каким образом будет разрешено её использование, осуществлена передача (если необходимо). В случае представления услуги научной организацией, раскрытие подробностей, связанных с интеллектуальной собственностью не требуется. Вместе с тем, упоминание о том, что решение запатентовано, улучшает мнение аудитории.
Рекомендуется упомянуть команду проекта, показав высокий научный уровень, наличие необходимых компетенций, научной школы и опыта. Для инвестиционных проектов желательно наличие в команде не только научных сотрудников, но и специалиста в предпринимательстве, экономике или финансах. Наличие у последнего опыта коммерциализации научных проектов будет служить существенны плюсом для аудитории. Многие инвесторы считают, что вкладывают средства не столько в технологию, сколько в команду, которая будет реализовывать проект. Учитывая это мнение, нужно проанализировать как представлена команда в презентации.
Указание клиентов укажет на развитие проекта, на то что команде проекта доверяют другие организации. Наличие такой информации является существенным преимуществом. Также рекомендуется указать партнеров, с которыми достигнуты договорённости или ведется работа.
В конце презентации обязательно должно быть сделано предложение для инвестора (клиента, партнера) – как он может участвовать в проекте и как предполагается осуществить его выход. Если уже были получены инвестиции (гранты, субсидии и т.д.) рекомендуется указать это, поскольку доверие, оказанное проекту со стороны других инвесторов, партнеров, госструктур, положительно характеризует проект.
Учитывая изложенное, последовательность слайдов презентации может быть следующая:
1. Титульный слайд;
2. Постановка проблемы, определение целевой аудитории;
3. Решение задачи с помощью технологии, описание принципов технологии;
4. Сравнение предлагаемой технологии с аналогами (основные параметры, в т.ч. затраты на внедрение и использование);
5. Описание рынка и отрасли;
6. Достигнутые результаты (в том числе режим охраны ИС) и план действий;
7. Ожидаемые результаты (в т.ч. финансовые показатели);
8. Риски проекта;
9. Команда проекта;
10. Клиенты и партнеры;
11. Формулировка предложения для инвестора (клиента, партнера)
12. Финальный слайд.