Фатых-хазрат Гарифуллин, муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России
Вопрос назрел давно. Я сам в Тюмени вижу, как люди раздают бесплатно какие-то книги, агитируют приходить на какие-то встречи. Конечно, надо бороться с этим беспорядком.
В исламе нет принуждения. Аллах говорит: «Вы призывайте, но не навязывайте вашу религию». Поэтому я считаю, надо положить конец этим сектантам, которые навязывают религию, предлагают свою литературу, вербуют. Верующий человек и без уличных подсказчиков знает, где ему найти информацию.
Закон не должен помешать традиционным конфессиям. Наши организации зарегистрированы официально, мы действуем на законных основаниях в рамках Конституции.
* * *
Ришат-хазрат Давыдов, имам Тульской области
Под этот законопроект в некоторых случаях могут подпасть и традиционные конфессии. Например, в некоторых городах нет мечетей, верующие люди вынуждены собираться в частном доме, чтобы провести намаз - молитву. У соседей такие собрания вызывают недоверие, они звонят в полицию, те приезжают, начинают разбираться: некоторые нормальные стражи порядка сразу разговаривают с владельцем дома и решают вопрос мирно, а некоторые сразу всех задерживают, увозят в отделение, а потом разбираются. Такие случаи уже бывали у нас в области.
Секты были и будут, они действительно ведут себя агрессивно – пристают к людям на улицах, ходят по квартирам с агитацией. Как-то раз ко мне пристали на улице, и даже после того, как я им представился, все равно пытались обратить меня в свою веру! Фанатичные люди!
Конечно, надо жестче контролировать все законом. А то у нас даже ваххабистские организации свободно проходят регистрацию.
* * *
Алексей Гришин, член Общественной палаты РФ (2011-2014гг.), президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество»
Похвально, что люди этим озаботились. Не знаю, будет ли этот закон эффективен и не повлечет ли он нарушений и прав каких-то групп граждан. Чтобы это определить, нужно изучать текст законопроекта, а если его примут, то наблюдать в динамике, как будет работать. Но что с сектами нужно что-то делать, сомнению не подлежит. Потому что эти миссионеры действительно уже довели: ходят по квартирам, хватают за руки и ведут себя агрессивно. С этим надо бороться.
Прежде всего, нужно проанализировать действующее законодательство, которое регламентирует такого рода домогательства. Может ответственность надо усиливать? Конкретизировать подходы, чтобы доказать вину было легче?
Но переходить на удостоверения и регистрацию в каком-то непонятном органе, чтобы получить разрешение ходить по квартирам - мне это непонятно. Разве чиновники могут запретить или дать разрешение стучаться в двери? А если я мусульманин и создаю свой независимый муфтият, кто мне выдаст удостоверение? Нужно найти наиболее эффективные и законные способы борьбы с навязыванием определенных религиозных взглядов.
Надо на федеральном уровне в одной-двух статьях действующего закона все урегулировать. В частности, можно запретить определенные виды миссионерской деятельности: навязывание своих взглядов, обход квартир, раздачу литературы в общественных местах, вне культовых зданий или образовательных учреждений.
Настораживает, что предложенная инициатива как раз региональная, то есть в соседнем регионе будут другие правила. А в теме религии нужна унификация на федеральном уровне. Разноплановые подходы к одним и тем же организациям приводят к тому, что у нас в некоторых регионах ваххабизма нет или почти нет, зато он расцвел в других, куда ваххабиты выехали после того, как их стали преследовать. И этот подход как раз приводит к дестабилизации внутри России. И мы еще погрязнем в судебных процессах, потому что на местную Думу будут в суд подавать. Так что все должно быть принято на федеральном уровне, в отдельном регионе принимать нецелесообразно.
* * *
Игорь Дабакаров, председатель Ульяновской еврейской культурно-просветительской общественной организации «Шалом», президент Общероссийской общественной организации «Российский еврейский молодежный конгресс»
Мне кажется, законопроект своевременный и нужный. Я сам неоднократно встречался с такими «миссионерами». Помнится, они как-то даже пришли к моим дедушке и бабушке. Хорошо, я подоспел вовремя. Смотрю, уже накрыт стол, незваные гости пьют чай и толкуют про своего наставника, который «придет и откроется перед вами». Пожилые люди доверчивы, они нередко пускают в дом незнакомцев, оказывают гостеприимство, что может закончиться для них очень плохо. Поэтому предложение архангельских депутатов я поддерживаю.
У нас есть традиционные конфессии, которые мирно сосуществуют. А когда появляются новые религиозные организации, которые выдают себя либо за иудейские, либо за православные, либо за иные, тут-то и начинаются конфликты.
Деятельность традиционных конфессий прозрачна, и такой закон, на мой взгляд, ущерба им не причинит. А псевдорелигиозным организациям станет сложнее. И очень хорошо - должен же за них кто-то взяться. Однако когда мы говорим о сектах, следует договориться, какие организации можно считать таковыми. А уж выяснить, какие цели они преследуют, - задача правоохранительных органов.
Источник: http://regions.ru/news/2563245/