Vi. законодательство об информационной безопасности
Формирование единого информационного пространства требует решения проблем связи и телекоммуникации. Отношения по поводу развития средств связи регулируются федеральными законами «О связи» (принят 7 июля 2003г. №126-Ф3), «О федеральной фельдъегерской связи» (принят 17 декабря 1994г. №67-Ф3), «О почтовой связи» ( принят 9 августа 1995 г. №129-Ф3).
Важнейший закон в этой области — Федеральный закон «О связи», Он устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации (федеральная связь, далее — связь), определяет полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в ней или пользующихся услугами связи.
К федеральной связи относятся все сети и сооружения электрической и почтовой связи на территории Российской Федерации (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи).
Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи.
Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.
Ответственность за общее регулирование связи в стране несут Правительство РФ и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти в области связи.
Важнейшим направлением работ в области связи является развитие сетей связи, т.е. технологических систем, обеспечивающих один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания. Сюда относятся следующие сети связи: сети связи общего пользования, ведомственные сети связи, выделенные сети связи, сети связи для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Почтовая связь, находящаяся под юрисдикцией Российской Федерации, представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и других выплат целевого назначения.
Закон гарантирует свободу почтовых отправлений и транзита почты на всей территории страны.
Управление деятельностью в области связи осуществляется в соответствии с рассматриваемым законом федеральными органами исполнительной власти в области связи, объединенными в единую систему, в установленном порядке. В пределах своих полномочий эти органы несут ответственность за состояние и развитие всех видов связи.
Средства связи, в том числе используемые для целей телерадиовещания, и иные технические средства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством РФ.
Деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставлением услуг связи, осуществляется на основании должным образом полученной и оформленной для этой цели лицензии в соответствии с законом.
Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям.
На территории Российской Федерации предприятия связи создаются и функционируют на основе единства экономического пространства, многообразия форм собственности и в условиях конкуренции.
Сети и средства связи в Российской Федерации могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов федерации, муниципальной собственности, а также собственности физических и юридических лиц, выступающих в качестве операторов связи, включая иностранные организации и иностранных граждан.
Тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, по отдельным видам услуг связи, оказываемых предприятиями связи, тарифы могут регулироваться государством.
При проектировании и развитии городов и других населенных пунктов, жилых районов и комплексов, отдельных зданий и сооружений органы архитектуры и градостроительства и проектные организации обязаны предусматривать в соответствии с нормативами строительство зданий для размещения предприятий связи.
Средства, сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой Государства. Порядок охраны средств, сооружений связи и радиочастотного спектра устанавливается Правительством РФ.
Физические и юридические лица, допустившие повреждения средств, сооружений связи, несанкционированное подключение к сетям и средствам связи, нарушение установленного порядка изготовления, приобретения, ввоза, использования и регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, использования частот для работы радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, а также создающие ненормированные помехи теле-и радиоприему, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Все пользователи связи на территории Российской Федерации на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи. Никакому пользователю не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования.
Операторы связи обязаны предоставлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, условиям договора на предоставление услуг связи.
Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях и стихийных бедствиях.
Защита прав пользователей связи на предоставление услуг электрической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав регулируются законодательством Российской Федерации.
Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией РФ. Все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.
Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Должностные и иные лица, работники связи, допустившие нарушения указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.
В случае утраты или повреждения почтового отправления с объявленной ценностью оператор связи возмещает отправителю ущерб в соответствии с действующим законодательством.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, допустившие в ходе осуществления деятельности в области связи нарушения закона
связи, других федеральных законов, а также иных правовых актов несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг или выполнении работ в области связи пользователь вправе предъявить оператору связи, предоставляющему услуги или выполняющему работы, претензии, в том числе требование о возмещения ущерба.
Споры, возникающие при осуществлении деятельности в области связи между предприятиями связи, а также между пользователями связи и предприятиями связи, разрешаются в порядке, установленном законодательством РФ.
Международное сотрудничество в области связи осуществляется на основе международных договоров и соглашений Российской Федерации.
Учитывая развитие в Россия работ по созданию информационной инфраструктуры и систем телекоммуникации с выходом на трансграничные информационные сети, рассматривается вопрос о подготовке Федерального закона «О федеральных сетях телекоммуникации в Российской Федерации»