Принимать результаты работы консультанта
По ходу работы не нужно жестко контролировать консультанта. PR-атака — настолько сложное и динамичное мероприятие, что если вы отнимите у консультанта самостоятельность, то работа может стать невыполнимой.
Консультант продает профессиональное выполнение своей деятельности. Если клиент в процессе работы сомневается в его компетентности, то рискует услышать классический ответ: «Не нравится — сегодня уеду». И это не истерика и не шантаж: консультант делает все, что может, а сумеет он добиться результата или нет, зависит далеко не только от него. Кроме того, это выяснится только после окончания проекта.
Ключевой вопрос: отвечает ли консультант за результат. Вынуждены расстроить клиентов: нет. Более того, хотим предупредить, что любой, кто гарантирует результат PR-кампании «на 100%», ничем не отличается от тех, кто предлагает заработать миллион с нуля за два месяца или похудеть на 30 килограммов за две недели.
Можно давать гарантии только по отдельным «мягким» количественным параметрам, например обещать повысить наведенную известность до определенного уровня.
Важнейшим средством, позволяющим как контролировать текущую работу консультанта, так и принимать ее результаты, является согла-
сованное техническое задание (ТЗ) и должностная инструкция консультанта. Часто клиенты невнимательно относятся к этим документам, а ведь именно они регламентируют меру ответственности и пределы полномочий консультанта.
Как организовать работу консультанта
Необходимо обеспечить консультанту максимально комфортные условия работы. Как правило, его зарплата достаточно высока, поэтому дополнительные затраты на то, чтобы он мог максимально эффективно работать, не являются значимыми. Описание рабочего места консультанта, проводящего PR-атаку или исследующего рынок и разрабатывающего маркетинговую стратегию, приведено в приложении 1, в разделе 1.2 «Обустройство рабочего места консультанта».
Рекомендуем селить консультантов в коттедже или в квартире, а не в гостинице. Это позволяет контролировать его работу, обеспечивает спокойствие и экономию. Полный пансион также является разумным средством поддержания максимальной эффективности работы консультанта на весь период сотрудничества. Подчеркнем, что в большинстве регионов полный пансион стоит дешевле, чем обеспечение приличных суточных, кроме того, экономит время на разъезды и поиски приличного ресторана, а также минимизирует риски отравления, приводящего к выводу из строя консультанта на несколько часов, а то и два-три дня.
Если консультант работает в регионе более двух недель, возможно также обеспечение его отдыха. К огорчению клиентов, даже самые работоспособные консультанты в нем нуждаются. И лучше, если этот отдых будет контролируемым и безопасным. Заметим также, что далеко не все консультанты, вопреки представлениям заказчиков, связывают понятие отдыха с алкогольными возлияниями.
Глава 8
Что делать дальше?
Закрепление успехов PR-атаки
Общие рекомендации
Логично, если любая компания, которая провела успешную PR-атаку, сразу задувается о том, как обезопасить себя от ответных действий конкурентов. На практике же успех почти всегда вызывает головокружение: «Мы всех победили, чего нам теперь бояться!»
Практика показывает, что почти всегда руководителю, а тем более собственнику компании, очень трудно поверить в то, что причиной успеха PR-атаки является сама PR-атака, а не высокое качество продукта или то, что «наконец-то потребители открыли глаза». Можно считать, что потребители «прозрели», но глаза им открыла именно PR-атака, причем в нужный момент развернув их в нужную сторону и предъявив нужные компании мотивы.
Результат атаки — всегда лишь захват позиций. Удержать их — более сложное дело. Иногда проводятся специальные «предупредительные контратаки», направленные на формирование у конкурентов и потребителей ощущения явного и стабильного лидерства определенной марки или компании на рынке.
Ключевые задачи на этапе стабилизации захваченных в ходе атаки позиций — максимальная привязка потребителей к компании или бренду, стабилизация системы их отношений к компаниям на рынке.
Основными средствами для решения этих задач является, во-первых, выстраивание тактики действий в соответствии с принципом тотальности (необходимо хотя бы минимальное фоновое информационное присутствие во всех каналах информации), во-вторых, создание и развитие программ лояльности потребителей. Каждый захваченный в ходе атаки потребитель должен перестать чувствовать себя чужаком, новичком в отношениях с компанией или ее брендом и привыкнуть к ним. Рассмотрение стратегии и тактики программ лояльности не входит в задачи настоящей книги.
В следующих разделах этой главы речь пойдет прежде всего не о стратегии маркетинга, а о его организационной структуре. Необходимо помнить, что даже хороший проект, заказанный одной из лучших консалтинговых компаний в мире, может быть провален исполнителями. Это правило особенно жестко действует именно в интеллектуальных сферах: если компания купила новое оборудование, гораздо проще заставить людей работать по четким инструкциям.