Психологические особенности защитного поведения в общении
Довольно часто в процессе общения мы сталкиваемся с таким явлением, как сопротивление – собственное и чужое. Оно представляет собой бессознательную силу, препятствующую тем или иным действиям. Представим себе следующий пример:
«Вы получаете письмо от друга, обрадованные этим фактом, собираетесь ответить. Но при этом вы откладываете свое решение, ссылаясь на множество накопившихся дел, усталость, забывчивость и т.п. сознательные оправдания своей задержки с ответом. Усилием воли вы заставляете себя написать пару страниц, но оказывается, что у вас нет конверта. Купив через неделю конверт, вы забываете написать на нем адрес, а, написав адрес, несколько дней держите письмо в кармане, так как нигде не находите почтовых ящиков. В конце концов, вы отправляете ответ и вздыхаете с облегчением».
И если вы внимательно проанализируете свои действия и чувства, то поймете, что человек, которого вы называете другом, на самом деле глубоко вам неприятен. Вы это не осознаете, а ваше Бессознательное знает об этом и стремится оказать сопротивление, чтобы не вызывать у вас всплеск отрицательных эмоций или тревожности.
Мы неохотно вспоминаем неприятные события в нашей жизни или напрочь о них забываем, – срабатывает такой процесс защиты нашей психики от травматических ситуаций, как вытеснение.
Вспомните время или событие, которые были психологически болезненными, может быть, смерть близкого друга или родственника, или глубокое унижение, или ситуацию, когда вас побили или застигли на месте преступления.
Отметьте, прежде всего, отсутствие интереса к тому, чтобы ясно вспомнить это событие, сопротивление против того, чтобы говорить о нем. Возможно, у вас появится сомнение в необходимости проделывания подобного упражнения, или вы внезапно вспомните о неотложных делах. Все это – сопротивление и чтобы преодолеть его, зачастую достаточно осознать его.
Но есть и другие приемы защиты нашего Эго от оживления неприятных чувств и снижения тревожности. Но прежде чем мы рассмотрим отдельные виды психологических защит, используемых человеком в процессе общения, следует изучить историю вопроса.
Впервые понятие «защита» 3. Фрейд использовал в 1894 году в своей работе «Защитные нейропсихозы». По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта», т.е. выступают как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. В современной психологии представления о связи защиты с экстремальными ситуациями и о смягчении с ее помощью конфликтов сохранились, а положение о врожденном разнообразии форм защиты у конкретного человека подверглось коррекции.
Свои фундаментальные положения о защите 3. Фрейд сформулировал в процессе лечения больных неврозами: обратимыми расстройствами, обусловленными воздействием психотравмирующих факторов. При неврозе пациенты жалуются на эмоциональные расстройства, нарушения телесных и вегетативных функций. В основе этой болезни лежит переживание человеком внутреннего конфликта – столкновения особо значимых отношений личности с противоречащими им обстоятельствами жизненной ситуации. Неспособность человека разрешить такой конфликт вызывает рост внутреннего напряжения и дискомфорта. 3. Фрейд показал, что в этот трудный для человека момент активизируются специальные психологические механизмы защиты, которые ограждают сознание человека от неприятных, травмирующих переживаний. Включение механизмов защиты сопровождается субъективным ощущением облегчения – снятием напряжения. Впоследствии защитные механизмы стали рассматриваться не только как элемент психики людей, склонных к невротическим реакциям или страдающих неврозами, но и как функции «Я» – сознательной части личности любого человека. При угрозе целостности личности именно защитные механизмы отвечают за ее интеграцию и приспособление к реальным обстоятельствам.
Было показано, что включение защиты может привести не только к актуальному облегчению, но и к появлению стабильных, длительно функционирующих структур, которые в дальнейшем будут активизироваться в сходных обстоятельствах. При этом вторжение защиты может сопровождаться формированием специфических, «условно желательных» симптомов, которые вовлекаются человеком в решение ситуации, связанной с конфликтом, и тоже частично снижают внутреннее напряжение.
Что же подлежит защите? – Гармоничность, уравновешенность структуры личности. Фрейд сформулировал теоретические представления о структуре личности. По его мнению, личность включает в себя три части: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Тесно взаимодействуя друг с другом, каждая из этих частей выполняет свои специфические функции. «Оно» представляет собой бессознательную часть личности, проявляющую себя в виде иррациональных реакций и импульсов, физиологических по своей природе, и служащую источником первичных психических процессов. Данная часть личности в своих поступках руководствуется принципом удовольствия. Однако безоглядная тяга к удовольствию, не учитывающая реальных условий: желаний окружающих людей, особенностей природы, морально-нравственных требований общества, может привести человека к гибели. Поэтому в процессе социализации у человека формируется «Я» – сознательное начало, действующее на основе принципа реальности и выполняющее функцию посредника между иррациональными стремлениями «Оно» и требованиями общества, воплощенными в третьей части личности – «Сверх-Я». «Сверх-Я» – своеобразная моральная цензура, уровень социального должного, который складывается из запретов, выработанных в совместной жизни людей, и ограничений, налагаемых обществом на способы удовлетворения биологически значимых потребностей. Нормы и запреты, принятые личностью, – основное содержание системы «Сверх-Я», а принятие этих норм происходит путем интернализации. Интернализация (интериоризация) – это процесс принятия разного рода социальных и культурных требований извне и постепенное присвоение их таким образом, что они становятся своими собственными. С помощью погружения требований внешнего мира в себя ребенок постепенно запечатлевает «внутри себя» родителей и их поведение, и поэтому ранний разрыв с семьей, предполагающий частичный отказ от идентификации с ней, может происходить весьма болезненно. Действительно, когда ребенок теряет родителей или когда они теряют для него ценность (душевное заболевание, преступления), нарушается структура «Сверх-Я» ребенка.
В 1914 г. З. Фрейд высказывал мысль о том, что подавление инстинктивных желаний связано с конфликтом, возникающим из этических проблем. Личность при этом устанавливает для себя некие идеальные стандарты. Самоуважение человека в большой степени зависит от того, насколько удачно сравнение с этими стандартами. Неспособность выдерживать эти стандарты вызывает появление чувства вины.
Кроме того, Фрейд писал, что самооценка человека зависит не только от получаемой им любви от объекта (мать в раннем детстве), но и от соответствия идеальным стандартам.
В 1923 г. З. Фрейд вводит термин «Супер-эго» в работе «Я» и «Оно», где он пишет, что чувство вины у ребенка имеет два источника:
первый основан на интернализации и идентификации с родителями, формируется на основе реального детского опыта и критики родителей;
второй связан с Эдиповым комплексом, господство которого требует постоянной бдительности к импульсам «Оно». Фрейд основывал теорию на развитии мальчиков и считал, что ненависть к отцу возникает в тот момент, когда сын начинает воспринимать его как препятствие к исполнению Эдиповых желаний. Чтобы сохранить любовь отца, мальчик идентифицируется с ним и из этой идентификации возникает то, что «Супер-эго» впитывает и наказывающий, и запрещающий характер отца. И чем больше ребенок сдерживает агрессию по направлению к внешнему объекту, тем более агрессивным и беспощадным становится его «Супер-эго» и более интенсивным чувство вины. С решением проблем Эдипова периода ребенок начинает ориентироваться не на наказания родителей, а на свое «Супер-эго». И когда «Эго» рассматривает нечто опасным с точки зрения морали и нравственности, то «Супер-эго» при этом распоряжается и лишает ребенка чувства любви к себе.
«Супер-эго» своими составляющими имеет интроекты и идеалы. Интроекты – это психические репрезентации, которые включают родительские правила и запреты, предостережения – это родительские «можно – нельзя», «следует – не следует».
Идеалы ребенок формирует на основе радостного взаимодействия с матерью и отцом. И если он чувствует в этих взаимодействиях себя любимым и желанным, поощряемым, то он желает сохранить и повторить эти взаимодействия, он группирует эти идеальные представления вместе, и они поддерживают желаемые способы существования в мире.