Teaching Methodologies For Population Education. - UNESCO, Bangkok, 1985


Формулировка проблемы

Учитель после презентации всех ситуаций (без каких-либо ком­ментариев) просит детей самостоятельно сформулировать про­блему, подлежащую исследованию. Он может, в случае затрудне­ния, задать несколько наводящих вопросов:

• Как вы думаете, что влияет на состав семьи: традиции (на­циональные, религиозные); желания родителей; политика госу­дарства?

• Как вы думаете, первой семье легко будет жить, уровень ее
жизни повысится, понизится, останется прежним?

• Легко ли живется многодетным семьям в любой стране, если
это, разумеется, не элитные семьи?

» Уровень жизни в малодетных семьях выше, ниже или такой же, как и в многодетных семьях?

Проблема: Как программы планирования семьи влияют на каче­ство/уровень жизни семьи?

Вес ответы учеников учитель записывает на доске, чтобы сфор­мировать из них гипотезу исследования.

Формулировка гипотез

Хорошо сформулированная гипотеза служит ориентиром в по­иске необходимой информации. Например, гипотезы по приве­денной выше проблеме могут соответствовать выделенным воп­росам, которые отражены в ситуациях, или же быть иными. Их истинность проверяется в дальнейшем в ходе самостоятельного исследования учащихся. Поэтому они вовсе необязательно долж­ны соответствовать позиции учителя. В процессе работы над про­ектом ребята могут убедиться в ошибочности выдвинутой гипоте­зы, ошибочности избранного ими пути исследования. И это тоже будет значимый результат, потому что это — их исследование, их поиск решения. Гипотезы обычно формулируются в виде опреде­ленных отношений между двумя или более событиями, явления­ми. Например:

I . Качество жизни выше в малодетных семьях. Поэтому планиро­вание семьи желательно. Важно знать, что влияет на размер семьи:

а) желание родителей;

б) религия, национальные и местные традиции, культура;

в) государственная политика.

2. Здоровье членов малодетных семей лучше, чем в многодетных.

Методы сбора и обработки данных в подтверждение выдвину­тых гипотез

Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обра­ботки данных по обсуждаемой проблеме, необходимо разделить класс на группы по 3—4 ученика. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного для этого времени обсудить

возможные способы получения информации, указав при этом, ка­кая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Подходы могут быть различными:

* всем группам предоставляется возможность сбора информа­ции по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем ее интегрировать и
собрать наиболее убедительные доказательства. Обычно это дела­ется в тех случаях, когда предмет исследования не столь объемен,
потребует тщательности отбора данных, их сопоставления;

• каждой группе учащихся дается задание найти доказатель­ства в подтверждение только одной из выдвинутых гипотез.

Каждая группа после обсуждения гипотезы в узком кругу выно­сит свое мнение на суд всего класса. Учитель активно участвует в дискуссии и, в случае необходимости, корректирует и направляет мысль учащихся. Одновременно он делает для себя пометки, в ка­кой помощи данная группа нуждается, где можно добыть нужную информацию (есть ли она в школьной медиатеке, библиотеке и т.д.), с кем следует договориться о помощи детям и т.п.

Класс должен в ходе дискуссии утвердить выбранные группой методы исследования. Какие-то группы могут решить, что им не­обходимо собрать информацию в других странах, например, узнать больше о традициях католических, мусульманских и православных семей, других религиозных конфессий. Другие захотят побольше узнать о государственной политике разных стран в области плани­рования семьи. Третьи захотят познакомиться с национальными, региональными традициями планирования семьи в других странах или регионах. Для этих групп необходимо организовать доступ. Интернет, помочь им связаться с соответствующими организация­ми за рубежом (библиотеками, статистическими управлениями, ба­зами данных), со специалистами или просто с гражданами разных стран, которым они могли бы задать интересующие их вопросы. Какие-то группы захотят обратиться к изучению нашего законода­тельства, запросить свою районную детскую поликлинику о здоро­вье детей в многодетных семьях, провести анкетирование, пригла­сить родителей на встречу и задать некоторые вопросы. Во всех этих мероприятиях учитель должен быть готовым оказать необходимую помощь: составить анкету, поговорить с врачом, чтобы тот согла­сился побеседовать с детьми, пригласить кого-то из родителей и т.д. Только после этого учащиеся могут приступать к самостоятель­ной работе по сбору и обработке информации. С этого момента работа проводится во внеурочное время.

Сбор данных

Чтобы подтвердить, например, первую гипотезу, необходимо: - собрать информацию обо всех факторах, составляющих ее; (желании родителей, влиянии религии, традиций, культуры, го­сударственной политики на размеры семьи);

• выявить источники информации (например, опрос роди­телей многодетных семей в своей школе, округе по определен­ному опроснику, обращение в различные храмы к священослу-жителям, в электронную конференцию, в удаленные базы дан­ных в поисках нужной информации, по электронной почте к партнерам с просьбой высказать их мнение и найти по возмож­ности подтверждение этим мыслям у себя в регионе (телеком­муникационный проект), обратиться к соответствующей ли­тературе и т.д.);

. определить способы обработки получаемых данных (напри­мер, статистические, с помощью электронных таблиц, нахожде­ние зависимостей, построение диаграмм, составление разного рода вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями из про­изведений искусства, литературы, фольклора, научных статей, публицистики и пр.);

• договориться о способах оформления результатов (статья в I школьную, электронную международную газету, электронную конференцию; видеофильм; доклад с иллюстрациями; драмати­зация, ролевая игра и т.д.).

Обсуждение полученных данных

Собранные материалы могут быть доложены в классе в различ­ной форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе I исследования, например:

. устный доклад;

• дискуссия;

• аргументация;

• свидетельства очевидцев;

• драматизация;

• ролевые игры и пр.

Вслед за презентацией данных класс обсуждает и анализирует услышанную информацию. Учащиеся пытаются определить валид-ность и надежность, доказательность представляемой информа­ции, задавая докладчику соответствующие вопросы, т.е. выступая в роли оппонентов: какие источники информации использова­лись? Представляет ли информация доказательства за или против выдвинутой гипотезы? Возможна ситуация, когда учащиеся со­чтут полученные данные недостаточно доказательными и попро­сят группу продолжить исследование.

Проверка гипотез

Если представленные данные удовлетворили класс и учите­ля, наступает следующий этап исследования — проверка выд­винутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь записываются на доске, зачитываются вслух. Те гипотезы, которые имеют доста­точно доказательные данные в ее подтверждение, подчеркива­ются; те же из них, которые не имеют, по мнению класса, 108

достаточно доказательности, вычеркиваются. В некоторых слу­чаях, например в исследованиях естественнонаучного направ­ления, для доказательности выдвинутых гипотез только теоре­тических данных оказывается недостаточно и требуется экспе­риментальная их проверка, возможно многократная с привле­чением зарубежных партнеров по телекоммуникационным про­ектам (так в рамках одного проекта выявляется необходимость проведения подпроектов, в том числе телекоммуникационных, международных).

Формулировка понятий, обобщений, выводов

Из совокупности собранных данных, понятий делаются обоб­щения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипо­тез, ставших утверждениями. Все они, так или иначе, фиксиру­ются. Следует сказать, что в тех случаях, когда мнения учащихся по какому-то вопросу расходятся, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая учи­теля. Каждый человек имеет право на свою точку зрения, если умеет ее аргументировать. (Например, в нашей проблеме многие факты говорят в пользу целесообразности планирования семьи, но кто-то из учеников может сказать: «А моя мама/бабушка гово­рит, что Господь против этого, наша религия не разрешает нам планировать семью». Пусть это останется убеждением данного уче­ника, и не следует его переубеждать.

Применение заключений, выводов

Учащиеся делают заключения о возможности применения по­лученных выводов в жизни своего города, поселка, страны, чело­вечества и приходят к формулированию новых проблем (для на­стоящего времени, для будущего).

Это лишь один из примеров разработки, подготовки и прове­дения проекта. Однако с учетом типа проекта, особенностей его структурирования сама процедура работы над проектом, его реа­лизации во многом однотипна.

Важно помнить, что проект — это решение, исследование определенной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Этим метод проекта отличается от работы над те­мой, в которой часто достаточно просто усвоить новый матери­ал по теме, от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления мето­дического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирова­ния интереса, мотивации познавательной деятельности учащих­ся. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании метода проектов, но, кроме всего прочего, ему обязательно присуще исследование проблемы, творческая, поисковая деятельность, находящая воплощение в каком-то кон­кретном продукте.

1П9

Творческое задание

1. Попробуйте вновь в группе обсудить ряд идей о теме проекта.
Подумайте, может ли ваша идея лечь в основу самостоятельного проекта,
или ее разработка предполагает целую серию проектов, программы. Оп­ределите тип проекта и попробуйте его структурировать по этапам, четко
обозначив задачи каждого этапа.

2. Теперь представьте себе, что вы пришли на урок (занятие), на котором
вам предстоит предложить своим ученикам идею, тему для проекта
{внутреннего, международного). С чего вы начнете? Как организуете,
деятельность учащихся по формулированию проблемы проекта (может
быть, нескольких проблем). Как организуете деятельность учащихся по
выдвижению гипотез, методов исследования и т.д.?

Свои предложения обсудите в группе с коллегами и готовый, полностью разработанный проект предложите для обсуждения всей группе.

Теперь вам предстоит презентация вашего проекта. Вы должны не просто представить свой проект, но и защитить его убедительной ар­гументацией и оформлением.

Наши рекомендации