Teaching Methodologies For Population Education. - UNESCO, Bangkok, 1985
Формулировка проблемы
Учитель после презентации всех ситуаций (без каких-либо комментариев) просит детей самостоятельно сформулировать проблему, подлежащую исследованию. Он может, в случае затруднения, задать несколько наводящих вопросов:
• Как вы думаете, что влияет на состав семьи: традиции (национальные, религиозные); желания родителей; политика государства?
• Как вы думаете, первой семье легко будет жить, уровень ее
жизни повысится, понизится, останется прежним?
• Легко ли живется многодетным семьям в любой стране, если
это, разумеется, не элитные семьи?
» Уровень жизни в малодетных семьях выше, ниже или такой же, как и в многодетных семьях?
Проблема: Как программы планирования семьи влияют на качество/уровень жизни семьи?
Вес ответы учеников учитель записывает на доске, чтобы сформировать из них гипотезу исследования.
Формулировка гипотез
Хорошо сформулированная гипотеза служит ориентиром в поиске необходимой информации. Например, гипотезы по приведенной выше проблеме могут соответствовать выделенным вопросам, которые отражены в ситуациях, или же быть иными. Их истинность проверяется в дальнейшем в ходе самостоятельного исследования учащихся. Поэтому они вовсе необязательно должны соответствовать позиции учителя. В процессе работы над проектом ребята могут убедиться в ошибочности выдвинутой гипотезы, ошибочности избранного ими пути исследования. И это тоже будет значимый результат, потому что это — их исследование, их поиск решения. Гипотезы обычно формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями. Например:
I . Качество жизни выше в малодетных семьях. Поэтому планирование семьи желательно. Важно знать, что влияет на размер семьи:
а) желание родителей;
б) религия, национальные и местные традиции, культура;
в) государственная политика.
2. Здоровье членов малодетных семей лучше, чем в многодетных.
Методы сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез
Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по обсуждаемой проблеме, необходимо разделить класс на группы по 3—4 ученика. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного для этого времени обсудить
возможные способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Подходы могут быть различными:
* всем группам предоставляется возможность сбора информации по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем ее интегрировать и
собрать наиболее убедительные доказательства. Обычно это делается в тех случаях, когда предмет исследования не столь объемен,
потребует тщательности отбора данных, их сопоставления;
• каждой группе учащихся дается задание найти доказательства в подтверждение только одной из выдвинутых гипотез.
Каждая группа после обсуждения гипотезы в узком кругу выносит свое мнение на суд всего класса. Учитель активно участвует в дискуссии и, в случае необходимости, корректирует и направляет мысль учащихся. Одновременно он делает для себя пометки, в какой помощи данная группа нуждается, где можно добыть нужную информацию (есть ли она в школьной медиатеке, библиотеке и т.д.), с кем следует договориться о помощи детям и т.п.
Класс должен в ходе дискуссии утвердить выбранные группой методы исследования. Какие-то группы могут решить, что им необходимо собрать информацию в других странах, например, узнать больше о традициях католических, мусульманских и православных семей, других религиозных конфессий. Другие захотят побольше узнать о государственной политике разных стран в области планирования семьи. Третьи захотят познакомиться с национальными, региональными традициями планирования семьи в других странах или регионах. Для этих групп необходимо организовать доступ. Интернет, помочь им связаться с соответствующими организациями за рубежом (библиотеками, статистическими управлениями, базами данных), со специалистами или просто с гражданами разных стран, которым они могли бы задать интересующие их вопросы. Какие-то группы захотят обратиться к изучению нашего законодательства, запросить свою районную детскую поликлинику о здоровье детей в многодетных семьях, провести анкетирование, пригласить родителей на встречу и задать некоторые вопросы. Во всех этих мероприятиях учитель должен быть готовым оказать необходимую помощь: составить анкету, поговорить с врачом, чтобы тот согласился побеседовать с детьми, пригласить кого-то из родителей и т.д. Только после этого учащиеся могут приступать к самостоятельной работе по сбору и обработке информации. С этого момента работа проводится во внеурочное время.
Сбор данных
Чтобы подтвердить, например, первую гипотезу, необходимо: - собрать информацию обо всех факторах, составляющих ее; (желании родителей, влиянии религии, традиций, культуры, государственной политики на размеры семьи);
• выявить источники информации (например, опрос родителей многодетных семей в своей школе, округе по определенному опроснику, обращение в различные храмы к священослу-жителям, в электронную конференцию, в удаленные базы данных в поисках нужной информации, по электронной почте к партнерам с просьбой высказать их мнение и найти по возможности подтверждение этим мыслям у себя в регионе (телекоммуникационный проект), обратиться к соответствующей литературе и т.д.);
. определить способы обработки получаемых данных (например, статистические, с помощью электронных таблиц, нахождение зависимостей, построение диаграмм, составление разного рода вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями из произведений искусства, литературы, фольклора, научных статей, публицистики и пр.);
• договориться о способах оформления результатов (статья в I школьную, электронную международную газету, электронную конференцию; видеофильм; доклад с иллюстрациями; драматизация, ролевая игра и т.д.).
Обсуждение полученных данных
Собранные материалы могут быть доложены в классе в различной форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе I исследования, например:
. устный доклад;
• дискуссия;
• аргументация;
• свидетельства очевидцев;
• драматизация;
• ролевые игры и пр.
Вслед за презентацией данных класс обсуждает и анализирует услышанную информацию. Учащиеся пытаются определить валид-ность и надежность, доказательность представляемой информации, задавая докладчику соответствующие вопросы, т.е. выступая в роли оппонентов: какие источники информации использовались? Представляет ли информация доказательства за или против выдвинутой гипотезы? Возможна ситуация, когда учащиеся сочтут полученные данные недостаточно доказательными и попросят группу продолжить исследование.
Проверка гипотез
Если представленные данные удовлетворили класс и учителя, наступает следующий этап исследования — проверка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь записываются на доске, зачитываются вслух. Те гипотезы, которые имеют достаточно доказательные данные в ее подтверждение, подчеркиваются; те же из них, которые не имеют, по мнению класса, 108
достаточно доказательности, вычеркиваются. В некоторых случаях, например в исследованиях естественнонаучного направления, для доказательности выдвинутых гипотез только теоретических данных оказывается недостаточно и требуется экспериментальная их проверка, возможно многократная с привлечением зарубежных партнеров по телекоммуникационным проектам (так в рамках одного проекта выявляется необходимость проведения подпроектов, в том числе телекоммуникационных, международных).
Формулировка понятий, обобщений, выводов
Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Все они, так или иначе, фиксируются. Следует сказать, что в тех случаях, когда мнения учащихся по какому-то вопросу расходятся, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая учителя. Каждый человек имеет право на свою точку зрения, если умеет ее аргументировать. (Например, в нашей проблеме многие факты говорят в пользу целесообразности планирования семьи, но кто-то из учеников может сказать: «А моя мама/бабушка говорит, что Господь против этого, наша религия не разрешает нам планировать семью». Пусть это останется убеждением данного ученика, и не следует его переубеждать.
Применение заключений, выводов
Учащиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего города, поселка, страны, человечества и приходят к формулированию новых проблем (для настоящего времени, для будущего).
Это лишь один из примеров разработки, подготовки и проведения проекта. Однако с учетом типа проекта, особенностей его структурирования сама процедура работы над проектом, его реализации во многом однотипна.
Важно помнить, что проект — это решение, исследование определенной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Этим метод проекта отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме, от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании метода проектов, но, кроме всего прочего, ему обязательно присуще исследование проблемы, творческая, поисковая деятельность, находящая воплощение в каком-то конкретном продукте.
1П9
Творческое задание
1. Попробуйте вновь в группе обсудить ряд идей о теме проекта.
Подумайте, может ли ваша идея лечь в основу самостоятельного проекта,
или ее разработка предполагает целую серию проектов, программы. Определите тип проекта и попробуйте его структурировать по этапам, четко
обозначив задачи каждого этапа.
2. Теперь представьте себе, что вы пришли на урок (занятие), на котором
вам предстоит предложить своим ученикам идею, тему для проекта
{внутреннего, международного). С чего вы начнете? Как организуете,
деятельность учащихся по формулированию проблемы проекта (может
быть, нескольких проблем). Как организуете деятельность учащихся по
выдвижению гипотез, методов исследования и т.д.?
Свои предложения обсудите в группе с коллегами и готовый, полностью разработанный проект предложите для обсуждения всей группе.
Теперь вам предстоит презентация вашего проекта. Вы должны не просто представить свой проект, но и защитить его убедительной аргументацией и оформлением.