Индивидуальное сообщение «Эволюция образа дороги»

Тема дороги в русской литературе.

Планируемые результаты:

предметные: выразительно читать поэтические тексты, отвечать на вопросы; роль изобразительно- выразительных средств в создании художественного образа; комментировать, анализировать, сравнивать литературные произведения, создавать письменные и устные монологические высказывания;

метапредметные: самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с различными источниками информации, осуществлять информационную переработку текста.

Виды учебной деятельности:

рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений;

репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера, составление сравнительной таблицы;

продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений;

поисковая: индивидуальные сообщения;

исследовательская: сравнительный анализ.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.

Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дорога»? Запишите цепочку слов, словосочетаний.

- Давайте посмотрим, как трактуется слово «дорога» в словаре С.И.Ожегова

ДОРОГА – 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. 3. Путешествие, пребывание в пути. 4. Образ действий, направление деятельности (средства достижения какой-нибудь цели; жизненный путь).

Индивидуальное сообщение «Эволюция образа дороги».

Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах.

Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.

Именно с фольклора начинается история развития мотива дороги, подхваченная потом писателями ХVΙΙΙ века. Ярким примером произведения с четко прослеживаемым мотивом дороги стало «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Основная задача автора состояла в том, чтобы «заглянуть» в русскую социальную действительность.

Знакомство читателя с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, когда “молодой повеса” летит “в пыли на почтовых” в деревню к умирающему дяде. “Забав и роскоши дитя” бежит от высшего света в деревню, а через некоторое время, пресытившись помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу…

Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин (роман «Герой нашего времени»), метко названный В.Г. Белинским “младшим братом Онегина”, не только путешествует (судьба заносит этого столичного аристократа то в Пятигорск, то в Кисловодск, то в казачью станицу, то “в скверный городишко” Тамань, то даже в Персию), но и умирает в дороге, “возвращаясь из Персии”.

“Гений копейки” Павел Иванович Чичиков (Н.В. Гоголь. «Мёртвые души») в первом томе поэмы, дошедшем до читателя, собственно, и представлен как энергичный путешественник, совершающий сугубо меркантильную поездку по одной из российских губерний. В разрешённом цензурой издании даже название изменено “в дорожную сторону” — «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».

Можно вспомнить, что с путешествия Аркадия Кирсанова из Петербурга в родовое имение Марьино и с его поездки по родным местам (вместе с ним приезжает университетский товарищ Евгений Базаров) начинается роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Да и в течение всего действия произведения друзья недолго остаются на одном месте: едут то в губернский город, то в имение Анны Сергеевны Одинцовой, то в гости к старикам Базаровым, а затем вновь возвращаются в поместье Николая Петровича Кирсанова. Этим писатель словно подчёркивает их неуёмную молодую энергию, жажду узнавания нового, в отличие от поколения “отцов”, которые, в силу возраста и привычки к размеренному укладу жизни, по меткому выражению Арины Власьевны Базаровой, “как опёнки на дупле, сидят рядком и ни с места”.

С выхода из тесной каморки и бесцельного блуждания по “серединным” петербургским улицам, на которых сосредоточены доходные дома и грязные распивочные, героя Достоевского Родиона Раскольникова берёт начало роман «Преступление и наказание». И вообще писатель, болеющий душой за “униженных и оскорблённых”, нередко разворачивает действие на фоне городского пейзажа летнего Петербурга, где “жара стоит невыносимая… пыль, кирпич, известняк… вонь из лавочек и распивочных” и где “люди так и кишат”, словно “чувство глубочайшего омерзения” толкает их покинуть свои убогие, нищие “углы” и, выйдя в город, слиться с толпой “всякого сорта промышленников и лохмотников”.

А знаменитые некрасовские “странники”! Именно так называет поэт семерых крестьян, отправившихся в дорогу с целью найти того, “кому живётся весело, вольготно на Руси”. Перехожим торговцам-офеням, путешествующим со своим товаром (“полна, полна коробушка, есть и ситцы, и парча”) по деревням, посвящена и лирическая поэма Некрасова «Коробейники».

Для многих героев русской литературы XIX века дорога, путешествия являются неотъемлемой частью жизни, и, может быть, именно поэтому умный, добрый, но вялый и бездеятельный Илья Ильич Обломов в одноимённом романе И.А. Гончарова выглядит атипично (не случайно в произведении показан его антипод — энергичный, постоянно находящийся в движении Андрей Штольц), а критики называют Обломова “лишним человеком среди лишних людей”.

Но ведь слова дорога, путь многозначны: они могут обозначать не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этапы жизни как отдельного человека, так и целой нации. И в этом смысле мы можем говорить о коротком пути героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: от счастливого детства (“я жила — ни об чём не тужила, точно птичка на воле”) до преждевременной смерти, которую вольнолюбивая Катерина предпочитает жизни в доме деспотичной свекрови и безвольного мужа; о жизненных исканиях любимых героев Л.Н. Толстого Андрея Болконского и Пьера Безухова (роман-эпопея «Война и мир»), живущих активно и “беспокойно”, потому что, по мнению автора произведения, “спокойствие — это душевная подлость”. Наконец, здесь же можно рассматривать и путь русского народа в Отечественной войне 1812 года (роман-эпопея «Война и мир»), когда разные слои населения — от главнокомандующего Кутузова до “самого нужного человека” в партизанском отряде — Тихона Щербатого и “старостихи Василисы, побившей сотню французов”, — сплотились в едином патриотическом порыве освобождения России от иноземных захватчиков.

А каким величественным представляется читателям поэмы «Мёртвые души» образ дороги, по которой, “что бойкая, необгонимая тройка”, несётся Русь! “…Грозно объемлет меня могучее пространство, — восклицает писатель. — … Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу…”

Таким образом, тема дороги в русской литературе обширна, многогранна и глубока.

Учитель:

Сегодня мы с вами отправимся по дорогам А.С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. У каждого поэта свое видение пути, дороги. Разные грани этих дорог мы и должны сегодня увидеть и понять. Свои выводы будем оформлять в таблице.

Вопросы

А.С.Пушкин «Бесы» М.Ю.Лермонтов «Тучи» Н.А.Некрасов «Железная дорога»
Какое настроение вызывает стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?      
Какие образы и картины рисует поэт?      
Какие художественные средства использует поэт в создании образов и картин дороги?      
В каком значении выступает слово «дорога»?      

Сначала стихотворение выразительно читают наизусть заранее подготовленные ученики, затем следуют индивидуальные сообщения, заполнение таблицы.

«История создания стихотворения «Бесы» А.С.Пушкина».

Стихотворение «Бесы» было написано А.С. Пушкиным в сентябре 1830 года, в первую Болдинскую осень. Первоначальное название его – «Шалость». Однако затем оно было изменено поэтом. Точная история создания произведения не совсем прояснена. Известно, что Пушкин незадолго до работы над ним перечитывал «Ад» Данте.

«Бесы» – очень сложное стихотворение, несущее в себе глубокий поэтический и философский подтекст. На этом произведении лежит отпечаток и переломного, неоднозначного времени, и личных трудностей в судьбе Пушкина, и его определенного душевного кризиса. Тридцатые годы были очень непростым периодом в развитии русского общества той эпохи. Развитие прогресса оборачивалось утратой юношеских идеалов, вечных и незыблемых ценностей. Вот как писал о своем веке Е.А. Баратынский в стихотворении «Последний поэт»:

Век шествует путем своим железным,
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья
Промышленным заботам преданы.

Аналогичные чувства пронизывают и многие пушкинские произведения. Кроме того, обстоятельства духовной и личной жизни поэта были очень сложными, неоднозначными. Предстоящая женитьба не оставляла в состоянии душевного спокойствия. Вот что писал он в письме к Плетневу: «Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего хуже тридцати лет жизни игрока. Дела будущей тещи моей расстроены. Свадьба моя отлагается день ото дня далее…» Перед женитьбой Пушкин поехал в Болдино для того, чтобы устроить свои денежные дела. Однако из-за эпидемии холеры пришлось задержаться там на три месяца. Поэт в тот период находился в «сквернейшем настроении»: откладывалась поездка к невесте, он лишен был общения с друзьями, складывались очень непростые отношения с критикой и публикой. Все это, безусловно, наложило отпечаток на его мировосприятие и творчество.

«История создания стихотворения «Тучи» М.Ю. Лермонтова».

Стихотворение «Тучи» М.Ю. Лермонтова, в отличие от пушкинских «Бесов», не проникнуто настроением отчаяния и страха: в нём как ведущий звучит мотив элегической грусти. Но ощущение одиночества, скитальческой тоски так же переполняет душу лирического героя. Поэт создал это произведение в апреле 1840 года, незадолго до отправки во вторую кавказскую ссылку. По воспоминаниям одного из друзей, на вечере в доме Карамзиных Лермонтов, стоя у окна и смотря на тучи, которые, закрыв небо, медленно проплывали над Летним садом и Невой, написал экспромтом замечательное стихотворение, чья первая строка звучала так: “Тучки небесные, вечные странники!” Уже в этих словах ощутим мотив странничества, мотив бесконечной дороги. Перед читателем возникает метафорический образ небесных “вечных странников”, “изгнанников”, мчащихся “с милого севера в сторону южную”. Счастье этих “вечно холодных, вечно свободных” обитателей небесной сферы в том, что над ними не властны ни зависть, ни злоба, ни клевета. Им неведомы муки изгнания. Тучам просто “наскучили нивы бесплодные”, поэтому они отправляются в путь. Судьба лирического героя иная: он изгнанник поневоле, это его “гонит” с родной стороны “судьбы… решение”, “зависть… тайная”, “злоба… открытая”, “друзей клевета ядовитая”. Однако в главном он счастливее гордых и независимых туч: у него есть родина, а вечная свобода небожителей холодна и сиротлива именно потому, что они изначально лишены отечества.

«История создания стихотворения «Железная дорога» Н.А.Некрасова .

Проходят годы, многое меняется в жизни, во взглядах людей на природу и общество, однако существуют вечные ценности. Так, в стихотворении "Железная дорога", созданном уже во второй половине XIX века, в 1864 году, и посвящённом конкретному событию – открытию первой российской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. «Железная дорога» написана в тот период шестидесятых годов, когда революционный подъем великой эпохи был уже далеко позади... Он обращался в ней к тому поколению, которое только что пережило крах своих недавних надежд, развеянных «вихрем злобы и бешенства». Он писал ее во время горького идейного сиротства, только что утратив своих ближайших товарищей, Чернышевского и Добролюбова, с которыми сроднился на общей работе, писал под улюлюканье победивших врагов, и все лее в этой поэме не слышно ни горького стона, ни жалобы, и вся она, наперекор ликованию реакции, проникнута непоколебимой уверенностью в окончательной победе народа. Не столько к своему случайному спутнику Ване, сколько ко всему молодому поколению шестидесятых годов, пережившему полицейский террор, он обратился в «Железной дороге» с бодрящим утешением и призывом:

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе...

У Некрасова это не звучало простой декларацией: незадолго до «Железной дороги», в ту же эпоху разгула реакции, Некрасов создал поэму «Мороз, Красный нос», где его убеждение в титанической мощи народа подтверждалось монументальными образами. Этим «Мороз, Красный нос» тесно связан с «Железной дорогой»...

В будущую победу народа Некрасов верил при всех обстоятельствах, и эта вера, воспламенявшая все его творчество, особенно внятно сказалась в приведенных стихах, написанных в такую эпоху, когда она не могла не подвергнуться самым большим испытаниям.

Вопросы

А.С.Пушкин «Бесы» М.Ю.Лермонтов «Тучи» Н.А.Некрасов «Железная дорога»
Какое настроение вызывает стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста? Тревога, отчаяние, страх, душевное томление, мистический ужас, надрыв. В первой строфе перед читателем предстает страшная, но вполне реальная картина. Постепенно седоков охватывает тревога, переходящая в отчаяние. Реальная ночь наполняется фантастическими образами. Но постепенно бесы удаляются, а значит, исчезает из души страх, мистический ужас, надрыв. Герой постепенно преодолевает внутреннюю дисгармонию, дьявольский круг размыкается. Неизвестно, что будет дальше. И все же надежда остается Лирический герой смотрит на вечно бегущие тучи с тоской, грустью. Он страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы. Но герой счастливее гордых и независимых туч: у него есть Родина. Поэтому, как ни сильна тоска героя, он не променяет судьбу изгнанника и свою печаль на холодное равнодушие туч. Гармония и умиротворенность, добро в первой части сменяется жестокостью , несправедливостью. Тяжелые условия труда, , угнетение, жестокость со стороны начальства, гибель людей – все вызывает чувство тоски и возмущения. Читателя мучит не только впечатление от картин подневольного труда, но и мысль о том, почему народ терпит и покоряется своим угнетателям. Но автор верит, что в далеком будущем путь народа русского и всей России будет светлым, просторным и радостным, а это вселяет оптимизм.
Какие образы и картины рисует поэт? Перед читателем возникает образ русской зимы (Родина) с ее грозной метелью, летучими снегами. Тучи , хаос вьюги, жалобное завывание ветра, колокольный звон, измученные лошади, отчаявшийся найти дорогу ямщик и путник, душу которого терзают бесы. Прекрасная картина, замечательные краски, бездонное и бескрайнее, как степь, небо, и по нему бегут тучи. И в эту картину «врывается» слово, которое вносит дискомфорт, грусть – «изгнанники». Путь в изгнание, бесконечная дорога, острое чувство одиночества. Железная дорога, природа, «славная осень», которой любуются попутчики из окна вагона. А по сторонам железнодорожного полотна - толпы мертвецов – «нашей дороги строители», «царь – голод», Россия.
Какие художественные средства использует поэт в создании образов и картин дороги? Многочисленные повторы создают особую музыкальность, , символика («кони стали» - человек бессилен перед лицо стихии, дорога - судьба, вьюга -жизненные невзгоды, бесы – человеческие страсти), сравнения («…будто листья в ноябре»), эпитеты («мутно небо»), инверсия («кони чуткие), олицетворение («вьюга злится, вьюга плачет»), метафора(«вьюга мне слипает очи» Олицетворение (тучи- странники), инверсия (степью лазурною), эпитет ( с милого севера), метафора (цепью жемчужною), сравнение, контраст Эпитеты (славная осень), сравнения ( словно как тающий сахар), инверсии ( лед неокрепший), антитеза, горькая ирония автора
В каком значении выступает слово «дорога», «путь»?   Дорога – это движение жизни, жизнь – это движение, а жизненная дорога – это место и время для размышлений о многоликости враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию. Путь – это изгнание, одиночество, но вместе с тем – это безостановочные поиски истины. Дорога – тяжкий отрезок жизненного пути, который прошли массы народные, символ народных страданий в настоящем и светлая мечта о будущем.

Таким образом, исходя из анализа поэтических текстов можно сделать вывод, что мотив дороги достаточно разнообразен, встречается во многих произведениях, каждый поэт представляет дорогу в разных аспектах. Романтическая дорога (М.Ю.Лермонтов) связана с мотивами изгнания, бегства. Возникает образ одинокого путника. В основе философского осмысления дороги – метафора: дорога- жизненный путь. Дорога предлагает выбор (А.С.Пушкин). Мотив дороги соотносится с темой Родины (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов). Раскрытие темы дороги позволяет авторам реализовать как пространственные, так и философские задачи.

Наши рекомендации