Индивидуальное сообщение «Эволюция образа дороги»
Тема дороги в русской литературе.
Планируемые результаты:
предметные: выразительно читать поэтические тексты, отвечать на вопросы; роль изобразительно- выразительных средств в создании художественного образа; комментировать, анализировать, сравнивать литературные произведения, создавать письменные и устные монологические высказывания;
метапредметные: самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с различными источниками информации, осуществлять информационную переработку текста.
Виды учебной деятельности:
рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений;
репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера, составление сравнительной таблицы;
продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений;
поисковая: индивидуальные сообщения;
исследовательская: сравнительный анализ.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.
Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дорога»? Запишите цепочку слов, словосочетаний.
- Давайте посмотрим, как трактуется слово «дорога» в словаре С.И.Ожегова
ДОРОГА – 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. 3. Путешествие, пребывание в пути. 4. Образ действий, направление деятельности (средства достижения какой-нибудь цели; жизненный путь).
Индивидуальное сообщение «Эволюция образа дороги».
Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах.
Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.
Именно с фольклора начинается история развития мотива дороги, подхваченная потом писателями ХVΙΙΙ века. Ярким примером произведения с четко прослеживаемым мотивом дороги стало «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Основная задача автора состояла в том, чтобы «заглянуть» в русскую социальную действительность.
Знакомство читателя с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, когда “молодой повеса” летит “в пыли на почтовых” в деревню к умирающему дяде. “Забав и роскоши дитя” бежит от высшего света в деревню, а через некоторое время, пресытившись помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу…
Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин (роман «Герой нашего времени»), метко названный В.Г. Белинским “младшим братом Онегина”, не только путешествует (судьба заносит этого столичного аристократа то в Пятигорск, то в Кисловодск, то в казачью станицу, то “в скверный городишко” Тамань, то даже в Персию), но и умирает в дороге, “возвращаясь из Персии”.
“Гений копейки” Павел Иванович Чичиков (Н.В. Гоголь. «Мёртвые души») в первом томе поэмы, дошедшем до читателя, собственно, и представлен как энергичный путешественник, совершающий сугубо меркантильную поездку по одной из российских губерний. В разрешённом цензурой издании даже название изменено “в дорожную сторону” — «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».
Можно вспомнить, что с путешествия Аркадия Кирсанова из Петербурга в родовое имение Марьино и с его поездки по родным местам (вместе с ним приезжает университетский товарищ Евгений Базаров) начинается роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Да и в течение всего действия произведения друзья недолго остаются на одном месте: едут то в губернский город, то в имение Анны Сергеевны Одинцовой, то в гости к старикам Базаровым, а затем вновь возвращаются в поместье Николая Петровича Кирсанова. Этим писатель словно подчёркивает их неуёмную молодую энергию, жажду узнавания нового, в отличие от поколения “отцов”, которые, в силу возраста и привычки к размеренному укладу жизни, по меткому выражению Арины Власьевны Базаровой, “как опёнки на дупле, сидят рядком и ни с места”.
С выхода из тесной каморки и бесцельного блуждания по “серединным” петербургским улицам, на которых сосредоточены доходные дома и грязные распивочные, героя Достоевского Родиона Раскольникова берёт начало роман «Преступление и наказание». И вообще писатель, болеющий душой за “униженных и оскорблённых”, нередко разворачивает действие на фоне городского пейзажа летнего Петербурга, где “жара стоит невыносимая… пыль, кирпич, известняк… вонь из лавочек и распивочных” и где “люди так и кишат”, словно “чувство глубочайшего омерзения” толкает их покинуть свои убогие, нищие “углы” и, выйдя в город, слиться с толпой “всякого сорта промышленников и лохмотников”.
А знаменитые некрасовские “странники”! Именно так называет поэт семерых крестьян, отправившихся в дорогу с целью найти того, “кому живётся весело, вольготно на Руси”. Перехожим торговцам-офеням, путешествующим со своим товаром (“полна, полна коробушка, есть и ситцы, и парча”) по деревням, посвящена и лирическая поэма Некрасова «Коробейники».
Для многих героев русской литературы XIX века дорога, путешествия являются неотъемлемой частью жизни, и, может быть, именно поэтому умный, добрый, но вялый и бездеятельный Илья Ильич Обломов в одноимённом романе И.А. Гончарова выглядит атипично (не случайно в произведении показан его антипод — энергичный, постоянно находящийся в движении Андрей Штольц), а критики называют Обломова “лишним человеком среди лишних людей”.
Но ведь слова дорога, путь многозначны: они могут обозначать не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этапы жизни как отдельного человека, так и целой нации. И в этом смысле мы можем говорить о коротком пути героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: от счастливого детства (“я жила — ни об чём не тужила, точно птичка на воле”) до преждевременной смерти, которую вольнолюбивая Катерина предпочитает жизни в доме деспотичной свекрови и безвольного мужа; о жизненных исканиях любимых героев Л.Н. Толстого Андрея Болконского и Пьера Безухова (роман-эпопея «Война и мир»), живущих активно и “беспокойно”, потому что, по мнению автора произведения, “спокойствие — это душевная подлость”. Наконец, здесь же можно рассматривать и путь русского народа в Отечественной войне 1812 года (роман-эпопея «Война и мир»), когда разные слои населения — от главнокомандующего Кутузова до “самого нужного человека” в партизанском отряде — Тихона Щербатого и “старостихи Василисы, побившей сотню французов”, — сплотились в едином патриотическом порыве освобождения России от иноземных захватчиков.
А каким величественным представляется читателям поэмы «Мёртвые души» образ дороги, по которой, “что бойкая, необгонимая тройка”, несётся Русь! “…Грозно объемлет меня могучее пространство, — восклицает писатель. — … Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу…”
Таким образом, тема дороги в русской литературе обширна, многогранна и глубока.
Учитель:
Сегодня мы с вами отправимся по дорогам А.С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. У каждого поэта свое видение пути, дороги. Разные грани этих дорог мы и должны сегодня увидеть и понять. Свои выводы будем оформлять в таблице.
Вопросы
А.С.Пушкин «Бесы» | М.Ю.Лермонтов «Тучи» | Н.А.Некрасов «Железная дорога» | |
Какое настроение вызывает стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста? | |||
Какие образы и картины рисует поэт? | |||
Какие художественные средства использует поэт в создании образов и картин дороги? | |||
В каком значении выступает слово «дорога»? |
Сначала стихотворение выразительно читают наизусть заранее подготовленные ученики, затем следуют индивидуальные сообщения, заполнение таблицы.
«История создания стихотворения «Бесы» А.С.Пушкина».
Стихотворение «Бесы» было написано А.С. Пушкиным в сентябре 1830 года, в первую Болдинскую осень. Первоначальное название его – «Шалость». Однако затем оно было изменено поэтом. Точная история создания произведения не совсем прояснена. Известно, что Пушкин незадолго до работы над ним перечитывал «Ад» Данте.
«Бесы» – очень сложное стихотворение, несущее в себе глубокий поэтический и философский подтекст. На этом произведении лежит отпечаток и переломного, неоднозначного времени, и личных трудностей в судьбе Пушкина, и его определенного душевного кризиса. Тридцатые годы были очень непростым периодом в развитии русского общества той эпохи. Развитие прогресса оборачивалось утратой юношеских идеалов, вечных и незыблемых ценностей. Вот как писал о своем веке Е.А. Баратынский в стихотворении «Последний поэт»:
Век шествует путем своим железным,
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья
Промышленным заботам преданы.
Аналогичные чувства пронизывают и многие пушкинские произведения. Кроме того, обстоятельства духовной и личной жизни поэта были очень сложными, неоднозначными. Предстоящая женитьба не оставляла в состоянии душевного спокойствия. Вот что писал он в письме к Плетневу: «Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего хуже тридцати лет жизни игрока. Дела будущей тещи моей расстроены. Свадьба моя отлагается день ото дня далее…» Перед женитьбой Пушкин поехал в Болдино для того, чтобы устроить свои денежные дела. Однако из-за эпидемии холеры пришлось задержаться там на три месяца. Поэт в тот период находился в «сквернейшем настроении»: откладывалась поездка к невесте, он лишен был общения с друзьями, складывались очень непростые отношения с критикой и публикой. Все это, безусловно, наложило отпечаток на его мировосприятие и творчество.
«История создания стихотворения «Тучи» М.Ю. Лермонтова».
Стихотворение «Тучи» М.Ю. Лермонтова, в отличие от пушкинских «Бесов», не проникнуто настроением отчаяния и страха: в нём как ведущий звучит мотив элегической грусти. Но ощущение одиночества, скитальческой тоски так же переполняет душу лирического героя. Поэт создал это произведение в апреле 1840 года, незадолго до отправки во вторую кавказскую ссылку. По воспоминаниям одного из друзей, на вечере в доме Карамзиных Лермонтов, стоя у окна и смотря на тучи, которые, закрыв небо, медленно проплывали над Летним садом и Невой, написал экспромтом замечательное стихотворение, чья первая строка звучала так: “Тучки небесные, вечные странники!” Уже в этих словах ощутим мотив странничества, мотив бесконечной дороги. Перед читателем возникает метафорический образ небесных “вечных странников”, “изгнанников”, мчащихся “с милого севера в сторону южную”. Счастье этих “вечно холодных, вечно свободных” обитателей небесной сферы в том, что над ними не властны ни зависть, ни злоба, ни клевета. Им неведомы муки изгнания. Тучам просто “наскучили нивы бесплодные”, поэтому они отправляются в путь. Судьба лирического героя иная: он изгнанник поневоле, это его “гонит” с родной стороны “судьбы… решение”, “зависть… тайная”, “злоба… открытая”, “друзей клевета ядовитая”. Однако в главном он счастливее гордых и независимых туч: у него есть родина, а вечная свобода небожителей холодна и сиротлива именно потому, что они изначально лишены отечества.
«История создания стихотворения «Железная дорога» Н.А.Некрасова .
Проходят годы, многое меняется в жизни, во взглядах людей на природу и общество, однако существуют вечные ценности. Так, в стихотворении "Железная дорога", созданном уже во второй половине XIX века, в 1864 году, и посвящённом конкретному событию – открытию первой российской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. «Железная дорога» написана в тот период шестидесятых годов, когда революционный подъем великой эпохи был уже далеко позади... Он обращался в ней к тому поколению, которое только что пережило крах своих недавних надежд, развеянных «вихрем злобы и бешенства». Он писал ее во время горького идейного сиротства, только что утратив своих ближайших товарищей, Чернышевского и Добролюбова, с которыми сроднился на общей работе, писал под улюлюканье победивших врагов, и все лее в этой поэме не слышно ни горького стона, ни жалобы, и вся она, наперекор ликованию реакции, проникнута непоколебимой уверенностью в окончательной победе народа. Не столько к своему случайному спутнику Ване, сколько ко всему молодому поколению шестидесятых годов, пережившему полицейский террор, он обратился в «Железной дороге» с бодрящим утешением и призывом:
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе...
У Некрасова это не звучало простой декларацией: незадолго до «Железной дороги», в ту же эпоху разгула реакции, Некрасов создал поэму «Мороз, Красный нос», где его убеждение в титанической мощи народа подтверждалось монументальными образами. Этим «Мороз, Красный нос» тесно связан с «Железной дорогой»...
В будущую победу народа Некрасов верил при всех обстоятельствах, и эта вера, воспламенявшая все его творчество, особенно внятно сказалась в приведенных стихах, написанных в такую эпоху, когда она не могла не подвергнуться самым большим испытаниям.
Вопросы
А.С.Пушкин «Бесы» | М.Ю.Лермонтов «Тучи» | Н.А.Некрасов «Железная дорога» | |
Какое настроение вызывает стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста? | Тревога, отчаяние, страх, душевное томление, мистический ужас, надрыв. В первой строфе перед читателем предстает страшная, но вполне реальная картина. Постепенно седоков охватывает тревога, переходящая в отчаяние. Реальная ночь наполняется фантастическими образами. Но постепенно бесы удаляются, а значит, исчезает из души страх, мистический ужас, надрыв. Герой постепенно преодолевает внутреннюю дисгармонию, дьявольский круг размыкается. Неизвестно, что будет дальше. И все же надежда остается | Лирический герой смотрит на вечно бегущие тучи с тоской, грустью. Он страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы. Но герой счастливее гордых и независимых туч: у него есть Родина. Поэтому, как ни сильна тоска героя, он не променяет судьбу изгнанника и свою печаль на холодное равнодушие туч. | Гармония и умиротворенность, добро в первой части сменяется жестокостью , несправедливостью. Тяжелые условия труда, , угнетение, жестокость со стороны начальства, гибель людей – все вызывает чувство тоски и возмущения. Читателя мучит не только впечатление от картин подневольного труда, но и мысль о том, почему народ терпит и покоряется своим угнетателям. Но автор верит, что в далеком будущем путь народа русского и всей России будет светлым, просторным и радостным, а это вселяет оптимизм. |
Какие образы и картины рисует поэт? | Перед читателем возникает образ русской зимы (Родина) с ее грозной метелью, летучими снегами. Тучи , хаос вьюги, жалобное завывание ветра, колокольный звон, измученные лошади, отчаявшийся найти дорогу ямщик и путник, душу которого терзают бесы. | Прекрасная картина, замечательные краски, бездонное и бескрайнее, как степь, небо, и по нему бегут тучи. И в эту картину «врывается» слово, которое вносит дискомфорт, грусть – «изгнанники». Путь в изгнание, бесконечная дорога, острое чувство одиночества. | Железная дорога, природа, «славная осень», которой любуются попутчики из окна вагона. А по сторонам железнодорожного полотна - толпы мертвецов – «нашей дороги строители», «царь – голод», Россия. |
Какие художественные средства использует поэт в создании образов и картин дороги? | Многочисленные повторы создают особую музыкальность, , символика («кони стали» - человек бессилен перед лицо стихии, дорога - судьба, вьюга -жизненные невзгоды, бесы – человеческие страсти), сравнения («…будто листья в ноябре»), эпитеты («мутно небо»), инверсия («кони чуткие), олицетворение («вьюга злится, вьюга плачет»), метафора(«вьюга мне слипает очи» | Олицетворение (тучи- странники), инверсия (степью лазурною), эпитет ( с милого севера), метафора (цепью жемчужною), сравнение, контраст | Эпитеты (славная осень), сравнения ( словно как тающий сахар), инверсии ( лед неокрепший), антитеза, горькая ирония автора |
В каком значении выступает слово «дорога», «путь»? | Дорога – это движение жизни, жизнь – это движение, а жизненная дорога – это место и время для размышлений о многоликости враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию. | Путь – это изгнание, одиночество, но вместе с тем – это безостановочные поиски истины. | Дорога – тяжкий отрезок жизненного пути, который прошли массы народные, символ народных страданий в настоящем и светлая мечта о будущем. |
Таким образом, исходя из анализа поэтических текстов можно сделать вывод, что мотив дороги достаточно разнообразен, встречается во многих произведениях, каждый поэт представляет дорогу в разных аспектах. Романтическая дорога (М.Ю.Лермонтов) связана с мотивами изгнания, бегства. Возникает образ одинокого путника. В основе философского осмысления дороги – метафора: дорога- жизненный путь. Дорога предлагает выбор (А.С.Пушкин). Мотив дороги соотносится с темой Родины (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов). Раскрытие темы дороги позволяет авторам реализовать как пространственные, так и философские задачи.