Психологическая война в истории человечества
(Далее для ознакомления – можно не конспектировать
Но прочитать!)
Уже в древности полководцы знали о зависимости военных побед или поражений от психологического состояния войск. Они отмечали, что важна не только нравственная сила своей армии, но и необходимость ослабления моральнопсихологического потенциала противника. Первая попытка обобщить основные направления деятельности по ослаблению морально-психологического потенциала войск и населения противника была предпринята в Китае полководцем Сунь-Цзы (V век до н.э.) в трактате «Искусство войны».
Самым древним способом подрыва морального состояния противника является устрашение его своей (иногда мнимой) боевой мощью.
Монгольский предводитель Чингиз-хан и полководцы древнего Рима ещё до начала сражения преднамеренно распускали слухи о превосходстве своих войск, их невиданной храбрости и неодолимой решимости добыть победу.
Перед походом в Грецию в 480 г. до н.э. персидский военачальник Ксеркс в целях максимального эмоционального воздействия на противника распространял слухи о многочисленности своего войска. Он утверждал, что «если все персидские войны выстрелят из луков, то стрелы затмят солнце». Кроме того, осознавая недостаточность доведения информации устрашающего характера по каналу «из уст в уста», Ксеркс осуществил обратный отпуск греческого лазутчика, предварительно продемонстрировав ему многочисленность персидского войска.
В эпоху феодализма психологическое влияние на противника имело преимущественно религиозные формы. Воздействие на вооруженные силы обеих сторон велось распространением письменных и устных сообщений с перечислением всех возможных небесных и земных кар, которые могут пасть на голову тех, кто «выступает против истинной веры». Наряду со стратегической линией церковной пропаганды, изображавшей агрессивные войны как войны священные, в ходе крестовых походов отрабатывались приемы, которые впоследствии стали типичными для психологической войны. К ним можно отнести дискредитацию противника путем распространения версии об их зверствах, разжигание разногласий между государствами Востока и т.д.
Не менее активно использовали каноны религии и мусульманские завоеватели, державшие своих подданных в состоянии перманентной «священной войны» (джихад, газават), в ходе которой догмы непримиримости к иноверию уживались с тактическими хитростями. Тем, кого стремились обратить в мусульманство, сулили различные привилегии, включая освобождение от налогов или рабства.
Один из первых примеров применения дезинформации в военных целях относится к XIII веку.
Вторгшиеся в Венгрию в 1241 году монголы среди захваченных трофеев нашли королевскую печать. По приказу Батыя грамотные пленные от имени короля Белы написали на венгерском языке указ о прекращении сопротивления, копии которого, скрепленные королевской печатью, были разосланы в разные концы ещё не завоеванной страны.
Бурное развитие средств печати в XIX создало широкие возможности целенаправленного воздействия на миллионы людей. Общественное мнение, эффект гласности, возможность манипулировать сознанием приобрели такую силу, с которой не могли уже не считаться ни монархи, ни полководцы. Наполеон издавал свои газеты на оккупированных немецких территориях. Как писали современники, он не только указывал о чем писать в газетах, но и о том, о чем молчать. Известно его суждение о роли газет: «четыре газеты смогут причинять врагу больше зла, чем стотысячная армия».
Успешную пропаганду на войска и население противника вели русские полководцы. А.В. Суворов в 1799 г. в ходе итальянского похода русской армии впервые осуществил психологическую операцию как составную часть единого плана боевых действий. Приемлемая для объекта воздействия оценка обстановки, убедительная аргументация и образный язык сделали обращение Суворова к солдатам пьемонтской армии весьма действенным: на сторону русско-австрийских войск пьемонтцы переходили не только поодиночке, но даже целыми частями.
Письменное обращение к народу Польши М. И. Кутузова, датированное 27 декабря 1812 г., впервые использовалось как охранная грамота (листовка-пропуск в плен).
Командование российской армии использовало обратный отпуск военнопленных в целях пропаганды плена.
В начале 1813 года французское командование, обеспокоенное участившимися случаями сдачи в плен, объявило по армии, что все солдаты по возвращении из плена будут продолжать свою службу ещё в течение 25 лет, а те, кто закончит кампанию в рядах армии, навсегда будут освобождены от дальнейших призывов. Во французских войсках объявили также, что русские вообще в плен не берут, а если некоторым оставляют жизнь, то только для того, чтобы мучить в лагерях. Флигель-адъютант князь В. С. Трубецкой, ознакомившись с этими документами, написал Аракчееву: «не думаете ли вы, ваше сиятельство, что полезно было бы нынешних пленных освободить и отправить их с тем, чтобы они рассказали товарищам своим, как у нас с ними обходятся». Это и было сделано в течение 1813-1814 гг. Вернувшиеся из плена опровергли тезисы наполеоновской пропаганды. Всего, по данным штаба Кутузова, из 640 тыс. французов, перешедших российскую границу в течение 1812 г., 160 тыс. сдались в плен.
В период англо-бурской войны (1899-1902 гг.) был реализован не только первый опыт освещения военных действий, но и опыт дезинформации общественного мнения с помощью киноновостей. Британские зрители увидели обстрел команды британского Красного креста, которая пыталась спасти раненых. Однако в реальности всё было сделано платными актерами с подачи правительства с целью получения общественной поддержки.
В Первой мировой войне впервые были широко использованы печатные средства воздействия на противника. При штабах воюющих армий создавались соответствующие отделы и подразделения, призванные организовать «войну слов» - агитацию противника.
Английское правительство создало специальные органы, снабжавшие печатные издания других стран британскими версиями о ходе войны. Было налажено издание журнала «Война в иллюстрациях», информационных бюллетеней, выпускались военные фильмы о положении на фронтах. Англичане вели секретную работу, направленную на США, чтобы заставить их вступить в войну. Активно использовался контроль над телеграфным кабелем, который соединял Северную Америку и Европу.
В этом случае можно было не проверять деятельность журналистов на фронтах, поскольку все передаваемые сообщения контролировались.
В 1918 г. каждую неделю запускалось более 2000 шаров, которые несли по 1000 листовок. Всего с мая по октябрь 1918 г. в Австро-Венгрии были распространены союзниками 60 миллионов штук 643 видов разных листовок на 8 языках, а также 10 миллионов штук 112 разных газет на четырех языках.
В конце войны Антанта сделала первые шаги по координации своих пропагандистских усилий: возник специальный штаб по разложению вражеских войск. Россия в этой пропагандистской войне участвовала с меньшим размахом, т.к. была слабо технически подготовлена.
В Германии до августа 1918 года было запрещено заниматься изданием и распространением листовок, поскольку это, по мнению руководства страны, противоречило правилам ведения войны. Когда же запрет был снят и Германия приступила к массовому изданию листовок, время было упущено и добиться сколько-нибудь ощутимых результатов до конца войны ей не удалось. Гитлер считал, что первая мировая война вообще была проиграна Германией из-за проигрыша войны в области пропаганды.
История войн наглядно продемонстрировала необходимость проведения и эффективность умело организованной работы по воздействию на морально-психологический потенциал противника. Начав формироваться в качестве средства устрашения, теория информационно-психологического воздействия в XX веке стала неотъемлемой частью военного искусства.