Программа коррекционной работы
Цель программы
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с задержкой психического развития. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы получения образования: очная, индивидуальное обучение на дому. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, логопедических занятий, занятий дополнительного образования. А также сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья через территориальную областную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТОПМПК) и школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Задачи программы
· своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ЗПР;
· определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР, детей-инвалидов;
· определение особенностей организации образовательного процесса для детей с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
· создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной образовательной программы начального общего образования и ихинтеграции в образовательные учреждения;
· осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического, речевого развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
· разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ЗПР;
· обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
· реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ЗПР;
· оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ЗПР по медицинским, социальным и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Приоритетности интересов ребёнка
Принцип определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Системности
Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывности
Принцип обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений их личности.
Вариативности
Принцип предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Единства психолого-педагогических и медицинских средств
Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Содержание работы
Программа коррекционной работы в структуре АООП НОО включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают основное содержание деятельности специалистов образовательного учреждения в области коррекционной педагогики и психологии:
Субъекты реализации коррекционной работы в школе | Содержание деятельности специалистов. |
Заместитель директора по УВР, председатель ПМПк | · курирует работу по реализации программы; · руководит работой ПМПк; · взаимодействует с МДОУ, ТОМПК, лечебными учреждениями; · осуществляет просветительскую деятельность при работе с родителями детей. |
Классный руководитель, воспитатель | · является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с учащимися; · делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке; · осуществляет индивидуальную коррекционную работу (педагогическое сопровождение); · консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения |
Социальный педагог | · изучает жизнедеятельность ребенка вне школы; · осуществляет профилактическую и коррекционную работу с учащимися; · взаимодействие с семьей обучающихся, с лечебными учреждениями; правоохранительными органами |
Психолог | · изучает личность учащегося и коллектива класса; · анализирует адаптацию ребенка в образовательной среде; · выявляет дезадаптированных учащихся; · изучает взаимоотношения младших школьников со взрослыми и сверстниками; · подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; · выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников; · осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней подростков; · консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения |
Учитель-логопед | · исследует речевое развитие учащихся; · организует логопедическое сопровождение учащихся. |
Педагог дополнительного образования | · изучает интересы учащихся; · создает условия для их реализации; · развивает творческие возможности личности; · решает проблемы рациональной организации свободного времени. |
Направления работы
Диагностическая работа включает:
• своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи (специалисты ПМПк);
• диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации, определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с задержкой психического развития выявление его резервных возможностей (по плану мониторинга образовательного учреждения);
• комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от учителей, воспитателей и специалистов разного профиля (заполнение карты индивидуального развития (КИР), логопедическое, психологическое и педагогическое представление);
• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка (внесение информации в акт обследования жилищных условий обучающегося);
• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ЗПР;
• системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка осуществляется через школьный психолого-медико-педагогический консилиум; анализ коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа включает:
• выбор оптимальных для развития ребёнка с задержкой психического развития методик, методов и приёмов коррекционно-развивающего обучения;
• организацию и проведение учителями, воспитателями, специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
• социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с задержкой психического развития, единых для всех участников образовательного процесса (школьный ПМПк);
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с задержкой психического развития;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с задержкой психического развития.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
• разъяснение участникам образовательного процесса: обучающимся с задержкой психического развития, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ЗПР через различные формы просветительской деятельности (родительские собрания, лекции, беседы, тренинги, информационные стенды, печатные материалы, школьный сайт);
• проведение образовательных научно-практических семинаров, педагогических чтений, конференций, круглых столов, тематических выступлений, комплексных консультаций для педагогов и родителей.
Лечебно-оздоровительная и профилактическая работа предусматривают:
• организацию и проведение медицинских осмотров (врачебных, специализированных);
• иммунизация в рамках Национального Календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показателям;
• организация санитарно-гигиенического просвещения учащихся,
родителей, педагогов;
• лечебно-диагностические мероприятия (амбулаторный прием врачей специалистов, организация и проведение медикаментозной терапии);
• организация спортивно-массовой работы с учащимися.
План реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.