Рассмотрим подробнее лишь некоторые виды ощущений
Психика и сознание.
Филогенез – видовое развитие, онтогенез – индивидуальное развитие.
3 формы понимания:
· Когнитивное – познавательное объяснение
· Понимание - интерпретация
· Понимание - постижение.
У нас двоякое мышление: живое и неживое, чувства и разум.
Разные модели, взгляды на психику приводят к разным выводам.
Для человека сила и информация важнее реальных действий.
Когнитивное сознание: раздел мира на живое и неживое. Проблема не вируса, а нашей ментальной картины мира.
Марксистское учение: психика – механизм, который отражает окружающий мир.
Выготский Л.С.: психика – орган отбора, активная форма отображения субъективного мира, решето, просеивающее мир, искажающее его в пользу индивида.
Живое – это то, что открыто для информационного обмена с окружающей средой; то, что имеет связь с САМО- (приставка).
Рассудочная деятельность – деятельность, связанная с использованием накопленного опыта в дальнейшей жизни. Первые зачатки рассудочной деятельности – у червей.
Виды психического развития:
ü Тропизмы (1ый уровень организации живого, открыл Леб) – общая реакция организма на изменение окружающей среды: гелиотропизм (все реагирует на солнце), геотропизм (например, корни растут вниз), радиотропизм (например, плесень растет только в определенных местах).
ü Таксиз – механическое движение на изменения организма. Например, хамелеон.
ü Рефлексы - стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы.
ü Инстинкты - совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения.
ü Рассудочная деятельность
Сознание (критерий Симонова) – ориентация в себе и умение оперировать знаниями; ориентация в себе, собственная личность.
2 феномена: дежавю (повторение) и межавю (нарушение ориентации в себе (никогда не видела)).
Сознание в онтогенезе. Ребенок:
1ый этап: реакция матери на крик ребенка. Эффект госпитализации – чувственно сенсорная депривация (психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов). .
2ой этап: владение рукой. Формирование феномена отношения к чему-то.
3ий этап: начинают ходить (рядом с мамой; подальше, чтобы не видеть; чтоб не слышать).
Синзитивный период (чувствительный) – оптимальный для овладения каким-либо навыком.
Типы любви (родители и дети)по де Мозу:
o Проективная – проекция дефицита к себе на ребенка (то чего не было у меня, хочется дать детям)
o Возвратная (любовь за «что-то»)
o Апатия (безоценочное принятие другого человека. Любовь – слияние)
Стили, периоды по Мозу:
Ø Оставляющий (жесткое пеленание до полуудушающего состояния, так как ребенок не представлял ценности. Отличающийся, уродливый человек (ребенок) может приносить доход (например, цирк))- с 15 века.
Ø Амбивалентный. Девиация – отклонение. Делипквентное поведение – преступное. Девиантное материнство из-за изменения культурного слоя и игр (пупс --- барби). Предполагается ласка и забота. – 17-18 век.
Ø Социализирующий (помогающий) – 21 век.
Интенция – направленность на что-то.
Механизмы, лежащие в основе становления сознания – интереаризация, экстереаризация.
Школа социальной психологии:
1. Зоопсихология.
2. Бихевиоризм.
3. Психоанализ.
4. Гештальт – структурированное целое, части которого определяются самим этим целым.
5. Символический интеракционизм (соц.роли). Строится на высочайшем уровне осознавания себя.
6. Экзистенциальная и гуманистическая психология (ты есть продукт своего существования).
7. Трансперсональная психология.
Базовые перинатальные матрицы (БПМ).
Пери - интервал после рождения.
Гендер – психосоциальный пол.
Матрицы:
1. Связана с переживанием «океанического» чувства (высшего религиозного чувства). Возможность переживать единство и блаженство, высшие мистические и религиозные чувства. Океаническое чувство – чувство слиянности, органичности, гармонии.
Любой симптом рассматривается в трансперсональной психологии как скорость излечения, как духовный кризис.
2. Физиологический процесс начала рождения: страх смерти, страх не вернуться назад, страх сойти с ума. Переживание предчувствия смерти.
3. Рождение. Резкое изменение смыслового пространства (родиться, чтобы умереть).
4. Родились. Произошла трансформация смыслов смерти в смыслы жизни.
Работа горя.
Внезапное известие, гибель человека:
1. Стадия шока (омертвление) – 5-12 дней, переживание.
2. Начало принятия (первое чувство – злость на того, кто погиб).
3. Изменения телесные (осознание разрыва).
4. Стадия остаточных толчков (эстенитизация; создание положительного мифа об этом человеке), как следствие трансформация смысла.
Память.
Память – процессы сохранения, воспроизводства, стирания и забывания информации.
Виды по объему:
· Сенсорная (иконическая) – следовая. Самый высокий объем информации и длится недолго – доли секунд.
· Краткосрочная – до 20 секунд.
· Долговременная.
· Оперативная – 20 секунд – 2 суток.
· Критичная – вечная.
Исследования начались в конце 19 века В.Бунт.
Процесс реверберации (эхо) – отражение сигнала с постоянным его забыванием.
Энграмма – энергоэнергетиечкий информационный комплекс, возникающий в результате реверберации.
Для формирования энграммы надо: осмысленное восприятие; частотность; связывание с имеющимся.
Закон Рибо (закон ременисцепции) - пожилые люди гораздо лучше помнят свою молодость, но не помнят, куда положили очки 3 минуты назад.
Объем оперативной памяти – 7 плюс/минус 2 объекта.
Речь.
Речь – деятельность языка в общении.
Особенности речи: 1. Исторична, 2. Контекстна.
У речи есть сигнификативная функция (обозначение) – это обозначение аффекта в символическом пространстве.
Люди поступают в зависимости от того, что получают (Э.Сепира). Мы живем в той реальности, которая передает вторая сигнальная система (эта система – речь). – гипотеза Э.Сепира. Слово все сигнифицирует.
Интеллект.
Интеллект – 1) сумма интеллектуальных способностей; 2) системообразующий фактор, на который нанизываются различные способности.
Тестологический подход (Симон) – уровень культуры определяется, а не интеллект; способствует рефлексии.
По Холодной: интеллект – индивидуальный ментальный опыт (блок интеллектуальных навыков), метокогнитивный (как усвоить и использовать), интенциональный (направленность на что-то).
В структуре ментального опыта М. А Холодная выделяет три уровня.
- когнитивный опыт – ментальные структуры, обеспечивающие хранение, упорядочивание имеющейся и поступающей извне информации. Основное их назначение – “оперативная переработка текущей информации об актуальном воздействии на разных уровнях отражения”
- метакогнитивный опыт – ментальные структуры, осуществляющие непроизвольную регуляцию процесса переработки информации, а также не менее важную произвольную организацию интеллектуальной активности самого человека. Основное назначение – “контроль состояния индивидуальных интеллектуальных ресурсов, а также хода интеллектуальной деятельности”.
- интенциональный опыт – ментальные структуры, лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Основное их назначение – “предопределять “субъективные критерии выбора относительно определенной предметной области, направления поиска решения, определенных источников информации, субъективных средств ее представления”.
Лонгитюдные исследования – длительные исследования.
Ментальность – умонастроение.
Признаки интеллекта: 1. Уникальность, 2. Непредсказуемость.
Суть интеллекта – бескорыстное упорядочение хаоса.
Культурно-историческая теория высших исторических функций Выготского:
Выготский считал, что интеллект формируется только под влиянием социо-культурных факторов: потребление; овладение знаками и семантикой; включенность в социальное взаимодействие.
Выготский отрицал натуральную априорную природу интеллекта.
Стадии: мышление в синкретах (дифференцированный образ); мышление в комплексах (слово является конкретно практическим выражением ситуации); мышление в понятии (от частного к общему; причинно-следственные связи; системность и произвольность интеллектуальной деятельности).
Общее развитие интеллектуальной деятельности по Выготскому: вербализация; категоризация; рационализация.
Генетический подход Жана-Жака Пиаже:
Интеллект созревает. Критерий развития интеллекта – скоординированность, сформированность и обратимость операций.
Стадии развития детского интеллекта:
Сенсомоторная (8мес. – 1,5 года)
Символическая (1,5года – 4 года). Мысли в комбинациях.
Наглядный интеллект (от 4 до 7 лет). До 6 лет ребенок плохо планирует будущее.
Стадия конкретных операций (7-11 лет). Формируется обратимость – умение возвращаться назад.
Рефлексивная стадия (11 - 15 лет). Осознание собственной интеллектуальной деятельности.
Деятельностный подход:
Бессмысленно анализировать интеллект, ориентируясь только на результат.
Инф. подход:
Айзинг: интеллект имеет биологическую природу.
Ферностоун: интеллект – способность тормозить импульсивное побуждение.
Научение
Бихевиоризм (Павлов, Уотсон - основатели).
- Есть стимул к реакции – формула бихевиоризма
- Закон ассоциативного сдвига: если какой-то раздражитель привел к какому-то результату, то и все, что рядом с ним приводит к тому же результату.
- Если поведение потребителя, то оно будет повторяться – закон поведения.
Скиннер усовершенствовал стимул к реакции.
Виды научения:
1. реактивное (организм пассивен). Формы: габитуанея (привыкание), сенсивинезация (резкое повышение чувствительности), интритинг (первая форма запечатления информации).
2. оперантное научение (научение по результатам последствий)
3. когнитивное научение (ощущается неявно)
Формы: обучение в результате рассуждения; латентное (скрытное); inside (мгновенное переструктурирование информации).
Работа с привычкой (необходимо изъять усилитель)
Закон Йоркса-Додсона: чем сильнее хочешь избавиться от привычки, тем менее эффективен результат.
Семантика – наука о смыслах.
Семиотика - наука о знаках.
Эмерджентный процесс – скачкообразный.
Восприятие (перцепция) – сложный аналитико-синтетический процесс, выделяющий важное и тормозящий неважное в создании целостного образа.
Восприятие не есть сумма ощущений. Восприятие изучает гешталь психология (основатели – М. Вертхеймер, К. Левин, Хоффка, Кельвер). Гешталь – структурированное целое, части которого определяются этим целым.
Основой закон восприятия – «закон фигуры Кона».
Между «Я» и «миром» стоят биофильтр (видовые и индивидуальные возможности индивида) и психологический фильтр. Вследствие возникает образ (мир един, мы его знаем, если кто-то не согласен с нашим миром, то он не прав).
Психологический мир – апперцепция (восприятие по результатам прошлого опыта).
Особенности восприятия: константность, предметность, обобщенность, избирательность, устойчивость.
Поведение: волевое (осмысленное), полевое (спонтанное, привлекательных ярких объектов).
Прегнантность - универсальное стремление психики к совершенству.
Б.Зейгарник – эффект отложенного действия (если что-то отложить на потом, то все силы уходят на то, чтобы держать гештальты).
Эмоции
Аффект – кратковременная, бурнопротекающая, неконтролируемая реакция, в которой реализуется видовой опыт. Аффект бывает физиологический и патологический, разница во времени.
Функция эмоций - антиципация (предвосхищение), оценка, средообразование.
Фрустрация – состояние неудовлетворенности, возникающее при объективно существующем или субъективно понимаемым состоянии невозможности достижения цели.
Стресс – общая неспецифичная реакция организма для сохранения гомеостаза (постоянное состояние внутренней среды).
Стадии стресса:
- напряжение
- мобилизация
- дистресс
Аддикция – зависимость.
Алекситиния – невозможность в речи выразить чувства.
Искреннее выражение чувств:
- предметное
- от 1го лица
- отсутствие в речи глобальных обобщений
- конгруэнтность (подлинность) и аунтентичность (искренность выражения).
Ощущение.
Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, который получает и перерабатывает этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам.
Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле слова, предполагает постоянно существующий баланс между средой и организмом.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на адекватный ему анализатор.
Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов - проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей.
Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования.
Рассмотрим подробнее лишь некоторые виды ощущений.
Органические ощущениясвязаны с органическими потребностями и вызываются в значительной мере нарушением автоматического протекания функций внутренних органов (голод, жажда, ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы тела: смутные, плохо дифференцированные ощущения, составляющие чувственную основу хорошего или плохого самочувствия.
Кинестетические ощущения- ощущения движения отдельных частей тела, вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам.
Вибрационные ощущения- связывают тактильно-моторную сферу со слуховой и в генетическом плане являются переходной формой от осязательных ощущений к слуховым.
Осязание - отличается от кожных ощущений особенно активным характером. Познание окружающего мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета. Обычно осязание у человека функционирует в связи со зрением и под его контролем.