Основные глобальные тенденции масс-медиа
К 2015 году российское телевидение полностью должно перейти на цифровой формат, это предусмотрено утвержденной правительством РФ «Концепцией внедрения в России цифрового наземного телевизионного и радиовещания». Опытные зоны цифрового вещания уже развёрнуты на данный момент в городах Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Москва и Владивосток. Помимо европейских стран и России, стандарт DVB в качестве основы для внедрения цифрового эфирного телевидения будет использоваться в Австралии, на Тайване, в Турции, Бразилии, Аргентине, Новой Зеландии, Китае, Индии, Южной Африке и ряде других стран. Регулярное вещание в стандарте DVB-T началось в Великобритании в конце 1998 года.
К 2015 году, когда "цифра" должна охватить всю Россию, населению будет доступно не менее 18 каналов. В ближайшем будущем планируется расширение спортивного и познавательного вещания, запуск детско-юношеского канала.
Для того, чтобы иметь возможность смотреть цифровые каналы, россиянам в первую очередь понадобится современный телевизор с встроенным цифровым приёмником или отдельная приставка Принимать сигнал бесплатно с таким телевизором можно на комнатную антенну или на коллективную. С телевизорами прежнего поколения необходимо пропускать сигнал через специальную декодирующую приставку. Приставки и телевизоры, поддерживающие «цифру», в России выпускают уже более пяти заводов. При этом цены на эту продукцию будут только снижаться со временем.
В рамках Федеральной целевой программы Правительством РФ был утверждён состав первого федерального мультиплекса, вещание которого уже начато на Дальнем Востоке. В него вошли 8 телеканалов: Первый канал, Россия 1, Россия 24, Россия 2,Россия Культура, Пятый канал (Санкт-Петербург) и Бибигон. Вещание по этим каналам будет бесплатным для населения. Всего планируется создание 3 пакетов каналов.
Также в первый мультиплекс войдут 3 радиоканала: Радио России, Маяк и Вести ФМ. Данные каналы должны транслироваться повсеместно и бесплатно.
Общенациональные телеканалы пытаются завоевать интернет-аудиторию. В конце 2010 г. контракт с YouTube на трансляцию фрагментов своих программ заключил ТНТ, сейчас на Видео@Mail.ru выходит СТС. Первый канал начал вещать в Интернете сразу пять интернет-каналов.
В связи с развитием цифровых технологий особый интерес вызывает будущее «бумажной» прессы. Международные эксперты по-разному видят будущее печатных СМИ, но сходятся в следующем:
Потребители контента со временем будут больше диктовать свои требования и больше стремиться самостоятельно решать, какой медиаканад выбрать в то или иное время.
Бренд – основа издательского бизнеса и его величайшая ценность.
Новые технологии – залог лидерства и возможность удовлетворить растущие запросы потребителей.
При всех переменах основа бизнеса – качественная журналистика, которая должна стать более гибкой к запросам читателей и новым технологиям.
Реклама станет контекстной, границы между контентом и рекламой практически исчезнут.
По мнению Всемирной газетной ассоциации, массовый выход на газетный рынок «бесплатных изданий» заставляет издателей пересматривать модель платного распространения прессы, существовавшую более 400 лет, так как привыкшие к бесплатной информации в Интернете читатели по всему миру будут ждать от газет бесплатного контента.
Параллельно с увеличением количества и ростом совокупного тиража газет во многих странах мира уходит в прошлое эпоха господства универсальных массовых газет «для всех». Они активно дополняются и даже заменяются газетами, нацеленными на определенную читательскую аудиторию и газетами на заказ. Имея огромный выбор, читатель теперь отдает предпочтение медиа, «разговаривающим» с ним индивидуально. Выход издатель газет видят в фрагментации возможностей привлечения новых аудиторий, повышения своей актуальности для существующих читателей.
По мнению Всемирной ассоциации журнальной прессы FIPP, основной тенденцией является глобализация успешных журнальных брендов с целью использования преимуществ иностранных рынков. Специализированные, потребительские и деловые журналы активно и успешно пересекают границы.
Универсальные проблемы и возможности, обусловленные появлением цифровых СМИ, более явно проявляются в странах с развитой сетью широкополосного доступа в Интернет. Журнальные компании продолжат превращение в мультимедийные конгломераты, предлагающие рынку мультимедийные рекламные пакеты.
Видео быстро будет превращаться в приоритетный цифровой журнальный ресурс.
Читатели 2020 года будут ждать от издателей персонализации контента и доступности доставки новостей, а также интерактивности. Современный мобильный телефон – настоящий инструмент репортера, позволяющий записывать и передавать текст, фотографии, видеосъемку и звук. Появление единого универсального носителя информации – электронного устройства с гибким сворачивающимся монитором, который способен быть одновременно компьютером, идентификатором, камерой, телефоном, телевизором, платежным средством и возникновение на этой основе потребности в информации адекватного характера.
Подводя итоги, можно сделать определенный вывод о том, что у всех средств массовой коммуникации цифровое будущее.
Литература:
1. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад. – М., Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009.
2. Российское телевидение: индустрия и бизнес. М, Аналитический центр Видео Интернешнл, 2010.
3. www.vesti.ru