А теперь коротко об этике 12 страница
Большой резонанс в сообщениях советских СМИ получил факт уничтожения в 1960 году пролетавшего в воздушном пространстве СССР самолета–шпиона У–2, пилотируемого Ф.Пауэрсом. Многочисленные публикации в центральных СМИ позволили советскому руководству не только обвинить США в шпионаже против СССР, но и наглядно продемонстрировать всему миру мощь советской ракетной техники.
Вторая половина 60–х годов также характеризуется постоянным ухудшением отношений с Китаем. Публикации советских газет, осуждавших «китайских гегемонистов», завершились в марте 1969 года сообщениями о боях советских пограничников с военнослужащими НОАК на о.Даманский. Кстати сказать, это был последний случай, когда СМИ сообщали о боевых действиях советских войск, поскольку действовавшие в то время цензурные документы запрещали «показывать участие любых воинских частей ВС СССР в боевых действиях по защите СССР и других государств после 1945 года, а также оказание помощи иностранным государствам».
Так, с начала 1980 года в советских СМИ появляются материалы об ограниченном контингенте советских войск в Афганистане. Однако среди статей, корреспонденций и интервью о благородной интернациональной миссии в течение последующих шести лет не было практически ни одного материала, рассказывавшего о боевых действиях и о потерях, которые несли в Афганистане советские войска.
Своеобразным итогом торжества идей социализма, успехов общества «развитого социализма» стал телесериал «Год за годом», посвященный 60-летию Октябрьской революции. Это публицистическая лента, построенная на воспоминаниях современников, в которой хотя и были сделаны попытки правдивого отображения исторического прошлого советского государства, но не названы причины тех нарушений законности, того сохраняющегося еще административно-командного режима, который сделал возможным преследование и суровое наказание инакомыслия и в сталинскую пору, и в последующие годы. Анализ художественных достоинств телесериала «Год за годом» – предмет особого разговора. Но то, что он пришелся по душе ЦК КПСС, партийным органам – бесспорный факт. Создатели телесериала были удостоены Государственных премий. Особенно высокую оценку заслужили последние 5–6 серий, в которых воспевался Л. Брежнев как главный вдохновитель всех побед советского общества.
Создатели ленты, восторгаясь личностью Генерального секретаря ЦК КПСС, возвеличивали его заслуги в преодолении волюнтаризма и субъективизма Хрущева, забывая о том, что сам он ровным счетом ничего не сделал для дальнейшего развенчания культа личности Сталина и реабилитации миллионов безвинных жертв сталинского правления.
Для советской печати 70 – 80–х годов характерна неуклонно нараставшая борьба с инакомыслием. Так, в 1970 году после публикации в журнале «Новый мир» своей поэмы «По праву памяти», А.Твардовский был вторично отстранен с поста главного редактора (первый раз это произошло с ним в 1954 году за попытку опубликовать поэму «Теркин на том свете»).
Ужесточение политического режима в стране вызывало протест у части научной и творческой интеллигенции, стремление защищать гражданские свободы. Так возникло диссидентство, выражавшееся в протестах и обращениях в адрес руководства страны, создании органов бесцензурной печати (т.н. «самиздат» и «тамиздат»). Начало диссидентскому движению положила демонстрация 5 декабря 1965 г. в Москве на Пушкинской площади. Дальнейшее его развитие приходится на 1968–1976 гг., когда состоялся ряд политических процессов над противниками ввода советских войск в Чехословакию. Преследование диссидентов вызвали новую волну эмиграции (из страны были высланы А.Гинзбург, А.Галич, В.Некрасов, А.Солженицын и др.), и, как следствие, возникновение новых эмигрантских изданий. Часть диссидентов пополнила редакции уже существовавших газет журналов «Русская мысль», «Грани», «Посев», радиостанции «Свобода».
86. Журналистика в условиях демократизации и гласности (вторая половина 80-х - начало 90-х годов XX века).
Новая эпоха в истории государства и журналистики СССР наступает с приходом к власти М.С.Горбачева (Глава советского государства с 11 марта 1985 года по 25 декабря 1991 года)(1982-84 Андропов, 84-85 Черненко). Назревшие политические и экономические проблемы страны, явные противоречия между декларируемыми ценностями и образом жизни и реальными процессами в партии и обществе, привело к необходимости смены курса, в том числе и в пропаганде. Журналистика, естественно, является главным звеном этой перестройки. Она начинает освещать различные негативные процессы и явления, которые по понятным причинам замалчивались местными партийными органами. Получают огласку многие судебные дела. В том числе и те, где действующими лицами оказываются видные партийные, хозяйственные или государственные деятели. Кампания по пропаганде “социализма с человеческим лицом” становится важнейшей в СМИ. Более достоверно начинают они информировать читателей и о международных событиях. На экранах ТВ появляются западные политики. Например, Маргарет Тэтчер. По-иному начинает освещаться война в Афганистане. СМИ способствуют тому, что общественное мнение склоняется в пользу ее окончания. М.С.Горбачев и его политика перестройки, “социализма с человеческим лицом” оказали важное влияние на развитие СМИ. Они стали все смелее писать о реальности, ее противоречиях и сложностях, о злоупотреблениях и преступлениях должностных лиц. Начали по-новому осмысливать историю, в том числе и историю партии. Публикуются когда запрещенные произведения Солженицына, Булгакова, Пастернака, других писателей. СМИ способствуют перестройке экономики и политики на новый лад. Главной их задачей становится перестройка мышления и это ведет к изменению характера журналистики. Она становится более информационной. Среди идущих в авангарде перестройки - газеты “Известия”, “Комсомольская правда”, журнал “Огонек”. Многие “толстые” журналы – “Новый мир”, “Знамя” и другие тоже выступают как форпосты перестройки. На рубеже 80-х и 90-х гг. на волне идеи суверенизации России происходит рождение “Радио России”, как альтернативного демократического СМИ. Создается принципиально новая служба новостей - “ТСН”. Она давала первые достоверные новости на советском телевидении. Тогда же происходит создание Российского телевидения. Особую проверку на достоверность, на демократичность, приверженность новым веяниям прошли СМИ в периоды массовых волнений в Грузии, в Прибалтике, а также в периоды путчей 1991 и 1993 гг. Именно тогда отчетливо проявилась их самостоятельность, неподчинение партийному диктату. Именно тогда и родилась современная демократическая журналистика России.
Важнейшие завоевания перестройки – гласность, принятые законы о правах человека, о политических партиях, о печати, которая в условиях монопольного господства КПСС, хоть и рассматривалась по-прежнему как оружие в руках партии, благодаря завоеванной гласности наносила удар за ударом по устоям тоталитаризма, подталкивая его к неизбежному распаду. Вся система средств массовой информации периода 1985–1991 гг. значительно видоизменилась, хотя по-прежнему подавляющее количество полиграфических мощностей принадлежали КПСС. По-прежнему СМИ продолжают развиваться как единый пропагандистский комплекс, растет количество партийных изданий, увеличивается их тираж.
Значительно увеличились тиражи и журнальных изданий. В 1985 г. «Огонек» имел тираж 1,5 млн. экз., в 1990 – 4 млн. Нельзя не отметить продолжавшегося преобразования некоторых центральных газет в органы ЦК КПСС. С 1 января 1987 г. их число пополнила «Строительная газета», а с 3 января 1989 г. – «Учительская газета». Как разъяснялось читателям, эти газеты преобразовывались в связи с необходимостью «усиления политического руководства строительством», а также «делом обучения и воспитания подрастающего поколения». Возникает немало новых газет и журналов. В числе первых начал издаваться бюллетень «НТР: проблемы и решения». В открывавшей первый номер статье «Читатель и прогресс» отмечалось, что программа существенного ускорения темпов роста, интенсификации экономики, научно-технического прогресса, принятая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, будет главной в деятельности редакции, которая станет стремиться «вести научно-техническую мысль в обгон, а не вдогонку». В состав редколлегии «Бюллетеня» вошли видные академики и члены-корреспонденты АН СССР. Основными в «Бюллетене», предназначенном для инженеров, конструкторов, технологов, организаторов производства, стали разделы: «НТП-85», «Пульс НТР», «Новая техника», «Наука вокруг нас».
Из новых изданий следует выделить журналы «Трезвость и культура», «Родина» (ежемесячное приложение к газете «Правда»), еженедельник «Семья» – издание Советского детского фонда им. В.И. Ленина. Наибольшее внимание в еженедельнике уделялось проблемам укрепления семьи, о чем свидетельствовали основные рубрики издания: «Семейный детский дом», «Мамина страница», «Папина страница», «Бабушкина страница» и «Дедушкина страница».
Среди новых изданий, свидетельствующих, что пресса периода перестройки, как и в годы авторитарно-бюрократического режима должна была отвечать главной задаче – повышения роли КПСС как политического авангарда общества, стало возобновление в январе 1989 г. журнала «Известия ЦК КПСС» и газеты «Правительственный вестник». Журнал «Известия ЦК КПСС» явился преемником «Известий ЦК РКП(б), издававшихся в 1919–1929 гг. В первом же номере возобновленного журнала были помещены краткие биографии членов Политбюро, секретарей ЦК КПСС, опубликованы материалы о работе Центральной ревизионной комиссии, Комитета партийного контроля при ЦК КПСС, непубликовавшиеся ранее документы В.И. Ленина. В 1990 г. вещание вели около 180 радиодомов и свыше 5 тысяч местных радиостанций. 22 августа 1990 г. начались передачи первой негосударственной (независимой от Гостелерадио) радиостанции «Эхо Москвы», в числе учредителей которой были Моссовет, редакция журнала «Огонек» и факультет журналистики МГУ. В начале 1991 г. образовалась Российская независимая телерадиокомпания, в составе которой стало функционировать «Радио России». «Московское радио» вышло на первое место в мире по объему вещания на зарубежные страны – 2.227 часов в неделю на 80 языках мира. Практически все население СССР смотрело телевизионные передачи, которые к 1900 г. вели более 130 программных телецентров. Первая программа стала доступной в самых удаленных регионах, вторая использовалась для прямых телетрансляций заседаний Верховного Совета СССР, третья – предназначалась москвичам, четвертая – являлась учебной. Несомненным достижением Центрального телевидения стали передачи «12 этаж», «Взгляд», «7 дней», «До и после полуночи». С 3 августа 1987 г. стал действовать «Прожектор перестройки». Значительно расширилась деятельность информационных агентств. К 1991 г. функционировали 336 телеграфных и 180 телефонных каналов связи, соединявших ТАСС со страной и со всем миром. Его подписчиками являлись свыше 600 зарубежных информационных агентств, редакций газет и журналов из 115 стран. Помимо ТАСС, только АПН имело подобную разветвленную сеть корреспондентов и прочих представителей в СССР и за границей: в стране насчитывалось 20 корпунктов, за рубежом корреспонденты имелись в 120 странах. В июле 1990 г. АПН было преобразовано в государственное информационное агентство «Новости» (ИАН). С момента своего возникновения АПН, созданное общественными организациями (Союз журналистов СССР, Союз писателей СССР, Всесоюзное общество «Знание» и др.), считалось тоже общественной организацией. Превращенное в государственное, агентство стало именоваться АПН-ИАН. Вскоре, кроме ТАСС и АПН-ИАН, возникают новые информационные агентства: «Постфактум», «Интерфакс», СибИА и др. Самую большую известность из них получает «Интерфакс». Особенно популярной его информация стала среди иностранных дипломатов и специалистов, которых не устраивала тенденциозная и не очень оперативная, по их мнению, информация ТАСС и АПН. К 1990 г. информацию «Интерфакса» получали уже в 40 странах мира.
В июне 1990 года был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печати и других СМИ, ввел их регистрацию. По данным Госкомпечати СССР на 15 марта 1991 года в стране было зарегистрировано около 1800 газет и журналов, рассчитанных на всесоюзную аудиторию, причем около 850 газет выходило впервые (издания общественных организаций и объединений, совместных предприятий, партийных и религиозных организаций, частных лиц). В Москве, соответственно, было зарегистрировано свыше 3200 изданий, в том числе около половины – новых.
Телерадиовещание в 1990 году осуществляли 131 программный телецентр, 176 радиодомов и свыше 5 тыс. местных радиостанций.
В связи с прекращением существования СССР 25 декабря 1991г. в 19 часов Президент СССР М.С. Горбачев выступил по телевидению, заявив о сложении своих полномочий. После этого красный флаг СССР над Кремлем был заменен трехцветным российским. Завершилась целая эпоха в истории нашей страны.
87. Российские СМИ в 90-х годах 20 века
В июне 1990 года был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печати и других СМИ, ввел их регистрацию.
В 1991 году начался процесс разрушения единого информационного пространства СССР. Провозглашая одна за другой свой суверенитет, национальные республики разрывали десятилетиями устанавливавшиеся связи в области СМИ, – в результате на смену единой системе пришли 15 разобщенных, не связанных общими задачами информационных, издательских и телерадиовещательных комплексов.
8 декабря 1991 года в резиденции «Вискули» в Беловежской пуще было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.
В связи с прекращением существования СССР 25 декабря 1991г. в 19 часов Президент СССР М.С. Горбачев выступил по телевидению, заявив о сложении своих полномочий. После этого красный флаг СССР над Кремлем был заменен трехцветным российским.
27 декабря 1991 года подписан Закон РФ «О средствах массовой информации».
Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Статья 29 Каждому гарантирует свободу слова и мысли, гарантирует свободу СМИ и отменяет цензуру.
На начало ноября 1991 года Министерство печати и массовой информации РФ зарегистрировало 1269 газет, журналов и информационных агентств; более 2200 различных органов массовой информации получили регистрацию в бывшем союзном ведомстве. При этом продолжал сохраняться многонациональный характер прессы – газеты и журналы выходили на 40 языках народов России. В условиях демократизации и развития финансово–экономической инициативы расширяется учредительский состав СМИ: учредителем газеты «Куранты» стала Московская мэрия, газеты «Центр Плюс» – префектура Центрального административного округа и редакция журнала «Столица», газеты «Московский комсомолец» – редакционный коллектив.
Однако в конце 1992 – начале 1993 года российская печать оказалась в состоянии тяжелого кризиса. С переходом к рыночным отношениям (рост цен на бумагу и доставку) возросла стоимость подписки, в результате чего 33 из 40 массовых изданий потеряли своих подписчиков. Так, у газеты «Труд» тираж сократился на 6 млн. экземпляров, у «Комсомольской правды» – на 5 млн. экземпляров. В этих условиях пресса, равно как и радио и телевидение все больше начинают ощущать зависимость от правительственных и коммерческих структур.
В условиях перехода на хозрасчет существенные изменения претерпела и структура военной периодической печати. В 1994 году она включала в себя центральный орган Министерства обороны газету «Красная звезда», журналы «Армейский сборник», «Морской сборник», «Зарубежное военное обозрение», «Ориентир», «Военно–медицинский журнал», газеты военных округов, групп войск, флотов, дивизий. Была также создана Центральная телерадиовещательная студия МО (ЦТРС).
В то же время на фоне общего кризиса центральной прессы усилились позиции региональных изданий, менее зависевшей от подорожания почтовых услуг. Кроме того это было вызвано переходом с вертикального на горизонтальный тип взаимоотношений СМИ в рамках региона, что позволило региональным изданиям, прежде во многом дублировавшим центральные, существенно разнообразить свою проблематику и расширить типологию. В первую очередь, это региональные общественно–политические издания, удельный вес которых в таких регионах, как Мордовия, Хакасия или Республика Саха превышает 80%. Во–вторых, это информационно–коммерческая печать, существующая целиком на доходы от рекламы. Новым явлением стало появление детских и подростковых изданий («Ни два ни полтора» в г.Арзамас–16), возрождение некогда популярных в дореволюционной России энциклопедических журналов для семейного чтения, появились журналы, пропагандирующие культурное наследие («Ясная Поляна в Туле, «Северные просторы» в Архангельске), литературные журналы («Русь» в Ярославле, «Сура» в Пензе). Наконец, принципиально новым для России стало появление электронных газет и журналов, распространяющихся через компьютерную сеть «Интернет», к которым относятся как электронные версии печатных изданий («Огонек», «Компьютерра» и др.), так и самостоятельные издания: «Газета РУ», «Журнал РУ», Полит.РУ» и др.
Особое место в структуре периодической печати занимает деловая (Массовые издания: «Деловой мир», (Москва), «Город N» (Ростов-на-Дону). Издания, посвященные конкретной сфере деловой жизни: «Акционер», «Медицина для Вас», Специализированные издания: «Финансовая газета», «Биржевые ведомости» (Москва), «Биржа» (Нижний Новгород). Рекламно-справочные издания («Экстра-М», «Рекламный вестник») и газеты бесплатных объявлений («Все для Вас», «Из рук в руки»)) и аграрная пресса (Сельская жизнь», «Российский фермер», «Крестьянские ведомости», «Крестьянская Россия», «Нива России», «Сельский коммерсант», «Земля и люди»), предназначенная для людей, занятых в сферах экономики, сельскохозяйственного производства, фермерства, бизнеса, финансов, бухгалтерского учета.
Кроме того, в структуре периодики утвердились:
· международные общественно-политические и социально-экономические издания; · издания национальных групп, землячеств; · административных регионов; · религиозные издания; · издания для семьи; отдыха; · издания для интеллигенции; · издания политических партий и объединений; · издания для безработных; · посвященные фантастике, мистике, астрологии; · эротические издания. Женская пресса («Сударушка», «Натали», «Дочки-матери», «Деловая женщина», «Женское счастье» и многие др).
В систему телерадиовещания России вошли: российская государственная телерадиокомпания – 1 программа «Останкино»; Всероссийская государственная телерадиовещательная компания – П программа; Московская программа – Ш канал; Образовательная программа «Российские университеты» и канал независимого телевидения НТВ – 1V канал; программа «Петербург» – V канал;; «ТВ–6 – Москва» – V1 канал. Кроме того действовали краевые, областные, городские и районные телерадиоорганизации. Первой негосударственной телевизионной структурой в Москве, самой крупной в начале 90-х гг. был «Телеканал 2х2», первая программа которого вышла в эфир в конце августа 1990 г. обеспечении москвичей информационной, музыкальной, развлекательной программами.
Произошли структурные перемены и в радиовещании: на уровне Федерации радио включало в себя программы «Радио России», ряд новых программ по каналу «Радио – 1», круглосуточную программу студии радиостанции «Маяк», программу «Радио–Орфей», круглосуточный канал «Юность». Наряду с государственными в этот период действовали и 23 частные радиостанции, работавшие в УКВ–диапазоне: «Серебряный дождь», «Радио–101», «Ностальжи», «Престиж–радио», «Радио–максимум», «Европа плюс» и др. Радиовещание на зарубежные страны на 46 языках осуществляла радиокомпания «Голос России», ставшая преемником Международного московского радио.
Электронные СМИ также затронули процессы регионализации. Появились новые межрегиональные информационные программы, например, «Губернские новости», транслируемые на Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области и Алтайский край. Радиопрограммы крупных городов готовятся с расчетом на аудиторию не только области, но и соседних территорий, например, Санкт–Петербургское радио вещает на весь Северо–Западный регион.
К концу 1993 года в России насчитывалось 16 информационных агентств, работавших на всю страну: Информационное телеграфное агентство России (ИТАР–ТАСС), Российское информационное агентство (РИА), РИА «Новости», Информационное агентство РАУ–Пресс, Агентство новостей и информации, Агентство экономических новостей, ИМА–Пресс, Информационное агентство «Пресса», «Студинформо», «Интерфакс», «Постфактум», «Панорама», «Публицист», Агентство деловых новостей ПАЛ–Информ, Российское информационное агентство фотоагентство КОНЭСКО, агентство «Законодательное обеспечение бизнеса в России»; кроме того действовало около 300 информационных агентств в регионах и республиках.
Журнальная периодика. Религиозные: «С нами Бог», «Путь православия», «Русский паломник», иллюстрированный, красочный, предназначенный для семейного чтения «Мир Библии», а также «Журнал для всех», «Пробуждение» и т.д. коммерческие издания – «Деловые люди», «Новые товары», журналы для тех, кто развивал новые производственные отношения на селе – «Сельская новь», «Фермер», «Новый фермер», «Усадьба». Сохранились и многие старые издания: «Земледелие», «Сельский механизатор», «Зерновые культуры», «Картофель и овощи», «Животновод». Для зажиточных людей издаются, например, «Золотой век», «Да!», «Элита», «Империал», «Бизнес-матч», русское издание «Пентхауса». Ежемесячные общественно-политические издания. Наиболее влиятельными среди них считались «Международная жизнь», «Век XX и мир», «Профсоюзы», «Полис» («Политические исследования»), «Посев», «Диалог», «Актуальная политика».Массовые издания: «Театр», «Литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Экран», «Смена», «Студенческий меридиан» и др.
Конфликт между законодательной и исполнительной властью, начавшийся в марте 1993 года, привел к разделу российских СМИ на четыре группы. Первая – правительственные СМИ («Российская газета», органы местной администрации, а также местных Советов с преобладанием в них радикальных демократов, которые, участвуя в реформах правительства. Избегали комментировать негативные последствия этих реформ). Вторая – органы печати Советов («Российская газета», местные издания), выступавшие за смену правительства. Третья – т.н. «демократическая» пресса (большинство формально независимых от государственных структур изданий типа «Известий», «Московских новостей», «Комсомольской правды» и др.), которые с разной степенью критичности поддерживали правительство. Четвертая – т.н. «патриотические» СМИ («Советская Россия», «Литературная Россия», «День» и др.), резко критиковавшие президента и правительство. Любопытно, что раскол произошел и в прессе русского зарубежья, так, например, «Новое русское слово» и «Посев» поддерживали демократов, а «Русская мысль» и «Вече» – патриотическую оппозицию.
Среди изданий, откровенно выражавших свою политическую приверженность, стали «Правда России» – газета Коммунистической партии Российской Федерации, «Правда Жириновского», «Сокол» – газеты либерально-демократической партии России, «Срочно в номер» – орган Партии экономической свободы и другие.
Национал-патриотической ориентации придерживаются «Русский Вестник», «Истоки», «Монархист», «Гражданин Империи».
Органом ЦК и МК Российской Коммунистической рабочей партии объявила себя газета «Молния».
Органами левого крыла, объединенной оппозиции являются газеты «Российская правда», «Русские ведомости» (Русская партия).
К числу независимых причисляют себя и «Советская Россия» – открыто прокоммунистическая газета, и «Правда», стоящая на коммунистических позициях, и «Черная сотня», в самом названии которой отражено ее шовинистическое направление.
С определенными политическими институтами связаны «Российская газета» (Учредитель Правительство РФ), «Российские вести» (Администрация Президента РФ), «Народная газета» (Администрация Московской области).
Однако действия правительства, последовавшие вслед за расстрелом здания Верховного Совета РФ в октябре 1993 года, озадачили даже самых рьяных сторонников новой власти. Так, за публикацию материалов, которые «значительно усилили дестабилизацию обстановки во время массовых беспорядков в Москве», решением Министерства печати и информации были запрещены газеты «День» (выходит под новым названием «Завтра»), «Гласность», «Народная правда», «За Русь», радиопрограмма «Парламентский час» и программа новостей телевидения Санкт–Петербурга «600 секунд»; издание газет «Правда», «Советская Россия» и «Рабочая трибуна» приостановлено. Контроль за парламентской «Российской газетой» и над парламентской студией РТВ перешел в руки правительства. В издательствах ряда газет, на телевизионных студиях и в информационном агентстве ИТАР–ТАСС появились цензоры, в результате чего даже некоторые лояльные правительству издания («Независимая газета», «Сегодня», «Московская правда», «КоммерсантЪ–Daily» и «Литературная газета») вышли с пробелами вместо снятых цензурой материалов.
С конца 1993 по середину 1995 года в российском обществе отмечается относительная политическая стабилизация, происходящая на фоне продолжающегося падения производства, которое в 1994 году составляло примерно половину от уровня 1990 года. В этих условиях рынок массовых СМИ практически не расширялся, тиражи продолжали падать практически у всех изданий – хотя и здесь некоторым издательским компаниям удалось развернуться. В частности, активно развивается рынок деловых изданий, появляются журналы для потребителей с высокими доходами, финансируемые за счет рекламы. Именно на этот период приходится бурное развитие Издательского дома «КоммерсантЪ», который один за другим выпускает новые издания (журналы «Власть», «Деньги» и др.), группы «Индепендент Медиа» (газета «Москоу таймс», журналы «Плэйбой», «Космополитэн»), а также холдинга «Сегодня» – «Комсомольская правда». Начинается концентрация СМИ, в результате чего появляются первые информационные магнаты В.Гусинский (группа «Мост») и Е.Яковлев (издательский дом «КоммерсантЪ»).
Начало войны в Чечне в конце 1994 года разделило российские СМИ на два лагеря – противников и сторонников президента и правительства, причем последние оказались в меньшинстве. Фактически только телевизионный канал «Останкино», правительственная «Российская газета» и орган Министерства обороны «Красная звезда» поддерживали действия федеральных войск, в то время, как и «демократические», и «патриотические» издания единодушно осуждали «чеченскую авантюру». В зоне боевых действий военное командование даже вынуждено было глушить передачи правительственного «Радио России», негативно влиявшие на моральный дух военнослужащих. Таким образом, в этот период российские СМИ продемонстрировали способность занимать самостоятельную позицию, даже если она расходится с позицией властей (при условии, разумеется, что она не противоречит интересам владельцев СМИ).
Дальнейшее ухудшение экономического положения повлекло за собой рост недовольства значительной части российского населения действиями президента и правительства. в преддверии парламентских, а затем и президентских выборов в России активизируется деятельность политизированного капитала по формированию пропагандистской системы, основу которой составили СМИ, прежде всего электронные.
Еще в августе 1994 года председатель комитета Государственной думы по информационной политике и связи М.Полторанин заявил, что в Москве «в принципе нет государственного телевидения», и что эфир телекомпаний «Останкино» и ВГТРК «разобран различными финансовыми группировками». В 1995 году создается Общественное российское телевидение (ОРТ), контрольный пакет акций которого получило государство (51%), а остальную часть – крупные бизнесмены Б.Березовский, А.Смоленский и др. С этого момента в России начинается история создания медиа–групп, которые, выражая интересы крупного капитала, предлагают партии власти коммуникационные каналы в обмен на доступ к распределению государственной собственности в ходе приватизации. Так, в ходе президентских выборов 1996 года основные российские СМИ практически единодушно поддержали Б.Ельцина, и, умело манипулируя общественным мнением, добились его избрания на пост президента. С этого момента начинается новый отсчет в истории российских СМИ – если до сих пор в решении политических конфликтов их роль была значительной, то теперь она стала определяющей, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании в России медиа–политической системы.
Медиатизация политики является естественным продолжением политизации российских СМИ в начале 90–х годов. Однако теперь их роль в информационной системе становится менее самостоятельной. Привлеченные эффективностью информационных технологий, крупные экономические группы вкладывают значительные средства в СМИ, что приводит к возникновению целого ряда медиа–групп, между которыми распределяются практически все центральные российские СМИ. Так, в 1997 году предметом инвестирования становится ряд «демократических» изданий, которым еще удавалось сохранить независимость – «Литературная газета», «Известия» и «Комсомольская правда». В результате все они стали частью крупных холдингов на базе компании «АФК–Система», контролируемой Ю.Лужковым, и ОНЭКСИМбанка».
То же самое происходит с телевидением – коммерческий канал «СТС–8», принадлежавший американским инвесторам, стал частью холдинга «Альфа–ТВ». В результате политическая окраска того или иного капитала отходит на второй план, и интересы непосредственных владельцев СМИ становятся политической позицией их изданий, что особенно ярко проявляется в ходе участившихся в последнее время информационных войн. Тем не менее, некоторым изданиям удалось сохранить самостоятельность («Московский комсомолец», «Аргументы и факты», издательский дом «КоммерсантЪ»), а некоторые и вовсе функционируют вне контекста политической жизни (Издательский дом «Экономическая газета», группа С.Лисовского и «Альфа–ТВ»).