Тема: «Имидж делового человека и пути его формирования»

Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ,

в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие

определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных

контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

Можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа

делового человека:

1. Внешний облик (манера одеваться).

2. Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение

механизмами психологического воздействия и т.д.).

3. Этика делового общения. Ведение деловых переговоров.

4. Деловой этикет и протокол.

1. Внешний облик (манера одеваться).

Осуществляя подбор костюма в широком смысле (т. е. учитывая все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами:

. единство стиля;

. соответствие стиля конкретной ситуации;

. разумная минимизация цветовой гаммы («правило трех цветов»);

. сопоставимость цветов в цветовой гамме;

. совместимость фактуры материала;

. сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды;

соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг,

портфеля и т. п.) качеству основного костюма.

В последнее время такие аксессуары, как часы, очки, ручки, стали не столько «средствами производства» делового человека, сколько символами его благосостояния; однако они не должны отвлекать партнера от общего восприятия вашего облика как квалифицированного специалиста и приятного собеседника.

Если талантливый мужчина может сделать карьеру, даже имея неудачный

имидж, то для женщины это практически невозможно. Ключевыми факторами, которые производят положительное впечатление на окружающих, являются:

. элегантная одежда;

. привлекательная прическа;

. тонкий макияж;

. впечатляющие аксессуары.

Женщина может пользоваться значительно большей свободой в выборе фасона одежды, материала и цвета ткани, нежели мужчина.

Таким образом, внешний облик делового человека является наглядной многомерной информацией: об экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к окружающим людям и т.д. Одежда является своеобразной визитной карточкой. Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу.

2. Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение

механизмами психологического воздействия и т.д.). Владеть механизмом психологического воздействия означает уметь вызывать и устанавливать доверительные отношения. Без умения вызывать доверие вам будет сложно оказывать влияние в деловом общении. Важно уметь строить коммуникацию таким образом, чтобы вы вызывали доверие.

В процессе влияния мы задействуем с вами вербальную и невербальную коммуникацию. Так?

Схема:

Коммуникация – вербальная, невербальная. Невербальная - контакт глаз, поза, мимика, жесты, голос.

Вербальная: вызвать доверие; убедить. Итак, сегодня мы остановимся с вами на коммуникативном аспекте влияния в деловом общении, а именно, как вызывать доверие (какие техники используются), как убеждать (техники). Начнем с доверия. Ведь без него влияние невозможно.

Давайте рассмотрим психологический механизм развития доверия в процессе общения. Что такое доверие, как бы вы его определили? Что мы делаем, когда доверяем? Как проявляется наше доверие?

Доверие – это открытость. Две стороны доверия:

1) свободно делюсь информацией – не боюсь высказывать свои мысли, чувства;

2) – открыт к влиянию – прислушиваюсь к мыслям, советам другого.

Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому? Что такого делает/не делает наш партнер, что мы ему доверяем?

Партнер, которому мы доверяем, демонстрирует по отношению к нам понимание-принятие, интерес, уважение. Доверие может быть глобальным или частичным. Доверие – это не статичное состояние, это – процесс. В каждый момент времени, своими действиями мы можем создавать доверие, можем его разрушать.

Есть ли для вас какие-то показатели, с помощью которых вы определяете, вы сейчас скорее доверяете или скорее не доверяете вашему партнеру?

«Да-реакция».

Если Вы хотите устанавливать и поддерживать доверительные отношения и эффективно влиять, необходимо научиться попадать в зону “Да” партнёров по взаимодействию, независимо от поведения, которое они демонстрируют (например, ведут себя агрессивно, избегают общения и т.д.). Эти действия называются присоединением.

Вы присоединяетесь, если подчинённые, коллеги, сотрудники:

  • ВИДЯТ
  • СЛЫШАТ
  • ЧУВСТВУЮТ, что Вы уважаете и понимаете их потребности и ожидания.

Итак, теперь давайте еще раз рассмотрим доверие с точки зрения процесса коммуникации. У нас есть инициатор коммуникации, человек, который хочет вызвать доверие у получателя сообщения. Сообщение должно транслировать получателю понимание-принятие, интерес, уважение. Транслируются эти сообщения с помощью вербальных и невербальных средств (канал коммуникации). Затем инициатор должен отслеживать обратную связь – сигналы двоякого рода – согласия (вербальные, невербальные), открытость (ответы на вопросы, стремление поделиться значимой информацией). Если замечается «нет», или нет открытости, сообщения корректируются.

Вспомним структуру коммуникативного процесса:

  • инициатор коммуникации (лицо, группа);
  • сообщение (информация, текст);
  • получатель сообщения (лицо, группа);
  • канал коммуникации (средство, система);
  • помехи коммуникации (внешние, внутренние);
  • обратная связь (подтверждение понимания);
  • корректировка сообщения (внесение изменений).

Но, развитие доверия может НЕ ВСЕГДА развиваться успешно, в частности, из-за помех в коммуникации, вспомним основные из них:

Основные нарушения процесса коммуникации (ошибки) в деловом общении связаны

  • различия социально-психологических установок, например, столкновение «жесткого» и «мягкого» стилей общения;
  • отличия социального статуса, например, неучет этого фактора партнером с более низким статусом, отсутствие должного уважения. Часто переговоры ведут партнеры одного уровня;
  • многозначность смыслов сообщения. Значения слов одни и те же, но, смыслы разные;
  • многозначность смыслов в силу культуроспецифичности;
  • неумение слушать;
  • необъективность информации. Предметно-целевое общение – передача ложной информации разрушает доверие;
  • преждевременность оценок и выводов.

Вспомним речевые конструкции, разрушающие доверие в процессе делового общения.

  • отрицательные оценки, критика, обвинения;
  • угрозы;
  • несогласие;
  • морали, нравоучения;
  • выражение антагонизма;
  • интерпретации;
  • советы.

3. Деловая этика в деловом общении предполагает соблюдение моральных норм и принципов на всех уровнях делового общения, и при любых формах делового общения.

Деловое общение – процесс взаимодействия людей, направленный на организацию, выполнение, оптимизацию того или иного вида предметной деятельности (производственной, научной, педагогической и т.д.) в рамках различного рода коммерческих и некоммерческих предприятий, регламентированный выполняемыми участниками взаимодействия ролями и функциями и регулируемый конвенциональными ограничениями (правовыми нормами).

Наши рекомендации