Издательская деятельность редакции
В поисках новых источников доходов газетные и журнальные редакции обращаются к издательской деятельности. По своему характеру и направлению она во многом совпадает с работой редакционных сотрудников, занятых подготовкой и выпуском печатного периодического издания, и не требует поэтому их профессионального переключения.
Издательская деятельность редакции разворачивается на двух направлениях – газетном и книжном. Иногда редакция сосредоточивается на одном из них, но нередко сочетает их.
Одна из важнейших ее форм – выпуск приложений.Это может быть приложение-газета или приложение-журнал. Оно требует немалых расходов: необходимо приобрести дополнительную бумагу, возрастает стоимость типографских работ, оплаты распространения и др. Но вместе с тем издание приложения может увеличить аудиторию главной газеты, ее престиж и конкурентоспособность. И, что важно, оно увеличивает возможность публикации рекламы, объявлений и получения дополнительных доходов.
Поняв это, руководители еженедельника «Аргументы и факты» объявили подписку на 1993 год на семь приложений, рассчитывая таким образом возместить потери своих доходов, связанные с сокращением подписки. Каждое из приложений было направлено на определенную аудиторию. «Биржа» специализировалась на публикации объявлений службы знакомств, предложений работы для переселенцев и безработных, объявлений желающих сменить место жительства, вступить в переписку и т.п. «Здоровье» давало информацию о лекарствах, подсказывало, где их можно купить, помещало рецепты народной медицины, сообщало о новых методах лечения. «Арт-фонарь» был предназначен для интересующихся искусством и литературой. «Я – молодой» помещало материалы о спорте и поп-музыке, информацию о моде – то, что интересует молодежную аудиторию. А приложение «Есть идея!» предоставляло свои страницы для сообщений о новых оригинальных идеях, изобретениях и предложениях, полезные советы и рекомендации – по дому, для желающих начать собственное дело и др.
Со временем система приложений может изменяться: выпуск убыточных изданий прекращается, на их месте возникают другие приложения. Так, к началу 1998 г. «Аргументы и факты» имели уже 12 приложений. Выпуск «Биржи» и «Арт-фонаря» был прекращен, зато известность получили новые приложения: «Жизнь и кошелек», посвященное проблемам семейного бюджета, двухнедельник для женщин «Дочки-матери», издание для любителей домашних животных «Кот и пес». К ним присоединились приложения для семьи «Семейный совет» и «АИФ-Любовь». Кроме того, редакция газеты начала выпуск «Почтовых ведомостей» для почтовиков, приложения для садоводов и дачников «АИФ-Дача». Вместе с известным информационным агентством она выпускала финансово-экономический еженедельник «Интерфакс-АИФ».
Редакция «Аргументов и фактов» фактически создала холдинг. Каждое ее приложение имеет свой бюджет, на каждое объявляется своя подписка. Но все объединены с «материнской» редакцией и подчиняются ей. И, что важно, финансовые средства главной газеты и ее приложений образуют единую систему.
С успехом использовала ту же холдинговую систему изданий редакция московской газеты «Первое сентября», выпускавшейся для учителей. Уже в конце 1993 г. ее тираж составлял 138 тысяч экз. Тогда же начался выпуск десяти еженедельных приложений – «Физика», «Биология», «История», «Начальная школа» и других, каждое из которых предназначалось для учителей, преподававших одну из школьных дисциплин. Подписка на них дала внушительные результаты: каждое приложение стало выходить тиражом 30–40 тысяч экземпляров. Все они подпитывали своими доходами главную газету и друг друга.
Приложения выпускают не только редакции крупных газет. Их создают и небольшие местные издания. Журналисты газеты «Нерехтская правда» (г. Нерехта Костромской области) основали приложение – коммерческую газету «Сан Саныч», быстро получившую популярность. А их коллеги из редакции областной газеты «Костромские ведомости» стали выпускать приложение – журнал «Костромская сторона».
На рынке периодических изданий сформировалась разветвленная система приложений к газетам, определились их типологические особенности. В нее входят приложения газетного типа, еженедельники и журналы. Так, читатели «Известий» два раза в неделю бесплатно получали приложение – газету «Финансовые известия», могли выписать информационно-справочный еженедельник «Неделя», ежемесячный журнал «Закон». Со временем состав приложений к этой газете изменялся в соответствии со спросом. В 2003 г. читатели могли выписать вместе с газетой или независимо от нее журналы «Закон», «Финансовый директор» и «Россия в глобальной политике». Быстро растет количество рекламных приложений – они приносят повышенный доход.
По способу выпуска приложения делятся на две части. Большинство оформляются как самостоятельные издания – со своим названием, нередко со своим подписным индексом. Но рядом с названием размещается указание на «материнскую» газету. Другую часть составляют приложения-вкладки. Каждое из них входит в очередной номер газеты. Столичная «Московская правда» в 2003 г. выпускала 14 таких приложений-вкладок. Каждое из них предназначалось какой-либо группе читателей. Таким образом подписчик получал 16-полосный номер газеты, половину которого составляли приложения-вкладки. Редакции приходилось при этом решать непростые финансовые проблемы. Ведь для выпуска такого номера требовались немалые дополнительные средства. Одна из этих проблем была связана с определением подписной цены на газету увеличенного объема.
Все эти проблемы были решены с использованием нового маркетингового приема. Подписная цена на газету осталась неизменной: подписчик оплачивал в каждом номере только полосы самой «Московской правды». Все приложения он получал бесплатно. Однако редакция зарабатывала средства для выпуска этих вкладок, сдавая большую их часть в аренду. Так, выпуск приложения «Подмосковье» оплачивала одна из крупных подмосковных фирм, которая самостоятельно или с помощью сотрудников редакции готовила все тексты и иллюстрации, в том числе рекламные материалы. Подготовку приложения «Русский туризм» производили за счет туристических фирм. А в 1997 г. жители десяти московских округов стали поочередно получать ежемесячное приложение-вкладку, посвященное жизни их округа. Необходимые средства предоставлялись администрацией каждого округа.
Выпуская подобные приложения, редакция сумела не только расширить свою читательскую аудиторию, но и получить дополнительный доход. Это даже позволило ей выпускать за свой счет некоторые приложения, например вкладку «Добро» для пенсионеров.
Некоторые крупнотиражные издания, распространяемые по всей России, практикуют выпуск региональных приложений-вкладок. В каждом номере еженедельника «Аргументы и факты» имеется вкладка «Москва» с материалами для жителей столицы. А в той части тиража, которая печатается в Петербурге, это приложение заменяется вкладкой «Петербург». В нескольких десятках крупных городов России их жители читают еженедельник с региональными приложениями-вкладками, посвященными местным событиям.
Для привлечения подписчиков приложения стали выпускать и журнальные редакции. Так, редакция общественно-политического журнала «Профиль» организовала выпуск для определенных групп своих читателей приложений «Профиль-Телекоммуникации», «Профиль-Недвижимость» и «Профиль-Авто».
Не менее активно развивается и книжное направление издательской деятельности газетных и журнальных редакций. Огромный опыт здесь накопил, например, журнал «Огонек». Сотни книжек «Библиотечки “Огонька”», изданных за многие десятилетия, представляют собой собрание произведений известных российских писателей и публицистов журнала. Издательства «Известий», «Правды» и ряда других центральных и республиканских газет регулярно публиковали сборники очерков, фельетонов и статей, написанных их журналистами. «Московские новости» и некоторые другие крупные издания основали свои «библиотеки», выпуская массовыми тиражами произведения классиков художественной литературы и современных русских и зарубежных писателей, детективы и научную фантастику. В 1999 г. редакция еженедельника «Московские новости» получила немалый доход от продажи изданного ею четырехтомника мемуаров Н. С. Хрущева «Время. Люди. Власть». Экземпляры этой книги были использованы как премия самым активным подписчикам во время очередной подписной кампании.
Поняв, что книгоиздательское дело дает прибыль, к нему подключились редакции небольших изданий, в том числе местных. Некоторые в этом преуспели. Вот, например, как организовали выпуск книжных изданий журналисты московской деловой газеты «Биржа». Они основали издательство «Айсберг», которое выпустило в свет книгу «Практические рекомендации по организации малых предприятий», серию из восьми выпусков «Библиотеки пользователя персональным компьютером», несколько рекламных номеров газеты к крупным выставкам и др. Выручку от продажи этих изданий использовали для поддержки своей газеты.
Многие начинающие бизнесмены пользуются книгой «Семь нот менеджмента», которую издала редакция столичного журнала «Эксперт», собрав в ней ряд своих публикаций. Кроме того, она подготовила и напечатала справочники «Российские регионы» и «Российская металлургия», ежемесячно издавала бюллетень «Оборудование, рынок, предложение».
Даже маленькая редакция газеты «Заводская правда», выходившей в г. Люберцы Московской области на заводе сельскохозяйственного машиностроения, разработала издательский план и в течение года выпустила тиражами 5–10 тысяч экземпляров несколько книжек – «Люберцы: по следам легенд», Краткий словарь русских имен, сборники стихов местных поэтов и другие, быстро разошедшиеся среди жителей города.
Выручка от издательской деятельности не играет, конечно, решающей роли в наполнении доходной части редакционного бюджета, но не использовать эту дополнительную возможность увеличения прибыли было бы непростительно. Однако большее значение для редакции в последнее время имеет ее коммерческая деятельность.
в начало главы << >> в начало раздела